Функции менеджмента, их классификация

Вопрос относительно определения и классификации функции менеджмента является актуальной для ведущих экономистов, ученых и управленцев практиков.

Теоретические и практические аспекты классификации функций менеджмента освещены во многих научных трудах.

Планирование как основную функцию менеджмента называют и признают Н. Х. Мескон, М. Альберт , Ф. Хедоури. Функцию лидерства (руководства) выделяет в своих исследованиях Ричард Дафт, объясняя ее как использование влияния для мотивации работников[8].

Функция контроля позволяет выявлять проблемы еще до того момента, как они превратятся на кризисные явления.

Управление рассматривается как совокупность функций, способствующих достижению целей организации .

В исследованиях, связанных с управлением, отсутствует единое определение категории "функции менеджмента". С одной стороны, функция менеджмента - это определенный вид деятельности, в процессе которого производится воздействие на объект управления, решается заданные цели и задачи, достигается осуществления желаемой цели.

Категория "функция", которая происходит от латинского "function" ("отправление", "деятельность"), широко используется в таких науках как математике, психологии, философии, социологии, экономике и др. Она употребляется в значении обязанности, определенного вида деятельности, свойства, зависимость одной причины от другой и т. д., а также отражает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях менеджмента.

Функция менеджмента - это виды деятельности по объединению объекта, которые обусловлены кооперацией и разделением выполняемой работы среди управленческого персонала. Каждая функция состоит из последовательности взаимосвязанных' связанных действий для выполнения поставленной роли менеджмента.

В современной литературе находим множество подходов к классификации функций менеджмента, что объясняется применением разного рода критериев их оценки. Некоторые авторы считают классификацию функций с позиции субъекта менеджмента самой распространенной, другие усматривают наиболее распространенной классификации с организационно-технической точки зрения, по которой выделяются общие и специфические функции менеджмента. Общие функции выделяются в соответствии с этапами менеджмента как процесса, тогда как специфические - различают прежде всего по форме разделения процесса менеджмента на составляющие части.

Некоторые исследователи различают среди функций менеджмента общеорганизационные (например, выполнение функций руководителями организаций), специализированные (осуществления задач разными специалистами), обслуживающие (что касается учета и отчетности).

Некоторые исследователи подчеркивают важность четырех функций, которые должны выполняться для эффективной деятельности организации. Это такие как, Producingresults - производство результатов, ради которых существует организация и которые определяют ее прибыльность, Administering - администрирование с целью обеспечения эффективности, Entrepreneuring - предпринимательство, обеспечивающее управление изменениями, и Integrating - интеграция, объединение элементов организации для обеспечения ее деятельности на перспективу.

Исследуя и систематизируя научные разработки ученых и практиков, считаем целесообразным к основным функциям менеджмента относить планирование, организация, лидерство (руководство) и контроль (рис. 2.1).

Функция планирования считается одной из главных. Практически все ученые в области менеджмента признают ее. Планирование предполагает прогнозирование, постановку целей и задач, давая ответ на такие вопросы как: Что производить? Каким образом? Для кого?. Данная функция связана с существованием в нашей жизни определенного ряда стихийных процессов, которые могут появиться вследствие природных катаклизмов, возможностей неконтролируемого поведения лица и других причин, которые не зависят от деятельности человека. При помощи планирования мы строим схему воздействия на объект в будущем, а потому он не гарантирует успех управленческих решений стопроцентно[9].

  Планирование  
  Организация  
  Лидерство (руководство)
  Контроль  
Определение целей организации и путей их достижений  
Распределение ответственности и эффективного использования ресурсов
Успешное руководство подчиненными для повышения их эффективности
Контроль за управлением и корректировка планов

Рис. 2.1. Основные функции менеджмента

Средствами планирования руководство фирмы устанавливает главные направления и принятия решений, которые обеспечивают единство целей и задач для всех участников процесса менеджмента. Таким образом, определяется единственное направление в деятельности предприятия для достижения общих целей. Как отмечают, Н.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури, планирование должно быть непрерывным в силу двух аспектов. Во-первых, деятельность организации продолжается после обретения поставленных целей, во-вторых, постоянная неопределенность будущего побуждает к регулярному пересмотру уже построенных планов и создание новых непредвиденных, но необходимых в настоящее время планов. При планировании важным является также основательная оценка необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач.

Содержание функции планирования предполагает реализацию программы действий, созданию и распределения заданий работникам или подразделениям фирмы, их взаимосвязь между собой. Важным здесь является регулирование выполняемых работ, что обеспечивает четкую линию следования выбранного направления функционирования предприятия. Если все же произошли отклонения от основного плана, то необходимо проводить корректировку согласно поставленных целей.

Организационная деятельность является главным элементом систем менеджмента. Функция организации - это процесс систематического корректировки многих задач и взаимоотношений между людьми, которые их выполняют. Функция организации направлена на реализацию определенных на предыдущем этапе планов. Организовывать - это значит создавать структуру. То есть, под организацией следует понимать целенаправленное воздействие на коллектив предприятия для создания механизма менеджмента и взаимосвязей в ней. Организационная деятельность является главным элементом систем менеджмента.

Важным аспектом в процессе организации делегирование, а именно выполнение работ руководителями с помощью других лиц. Таким образом, успешные управленцы поручаю (делегируют) полномочия своим подчиненным. Главное в этом сводится к правильной организации работы. С помощью делегирования полномочий формируются отношения и должностные связи работников на предприятии, которые являются основой для упорядочения деятельности подразделений и обеспечивают координирование работы предприятия.

Под делегированием можно понимать как передоверия руководителем оперативных задач, которые возникают случайно, своим подчиненным. Основной спецификой является то, что делегирование полномочий не является функциональными обязанностями работников. Поэтому делегирование более подобное к просьбе. Таким образом, делегирование является инструментом менеджмента, с помощью которого руководитель может получить резервное время для решения других, более важных, задач.

Функцию лидерства (руководства) выделяет в своих исследованиях Ричард Дафт, объясняя ее как использование влияния для мотивации работников[10].

Лидерство в меньшей степени касается того, что вы делаете, а в большей - кто вы есть. Лидер должен работать не на свои интересы, проявляя цинизм, а на выполнение поставленных задач предприятия. Лидерство отвечает на вопрос "Как быть?", а не "Как выполнить то или иное?".

Лидер отличается от хорошего руководителя не только тем, что выполняет управленческие функции, но является непревзойденным интегратором. Лидер должен создавать мотивацию для своих подчиненных. Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей.

Мотивация заключается в том, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с делегированными им обязанностей и поставленных планов. С точки зрения школы научного менеджмента полагали, что чем больше будет прикладываться усилий по выполнению определенных задач, тем больше будет выплачиваться денег работникам. Под мотивацией следует понимать внутреннее побуждение к выполнению обязанностей работниками.

Мотивация предполагает формирование идеалов человека, реализацию коллективных потребностей, повышения уровня удовлетворения исполнением работы, оценку выполненной работы, внедрение разнообразных способов стимулирования к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне.

Считаем, что функция лидерства (руководства) является функционально необходимой для процесса менеджмента предприятием.

Итак, основные функции менеджмента на практике тесно взаимосвязаны друг с другом. Их взаимодействие обеспечивает успешное функционирование предприятия в рыночных условиях несмотря на внешние или внутренние факторы воздействия.

Наши рекомендации