Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки

Содержание

Введение. 1

1. Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки3

1.1. Понятие управления и механизма управления. 3

1.2. Эволюция управленческой мысли. 7

2. Сущность менеджмента как науки и вида деятельности. 13

2.1. Сущность менеджмента. 13

2.2. Функции менеджмента, их классификация. 18

2.3. Основные составляющие системы менеджмента. 23

3. Развитие современного менеджмента. 27

3.1. Современные тенденции развития менеджмента……………………........27

3.2. Сущность и роль организационной культуры….....………………………30

Заключение. 35

Список литературы.. 37

Приложения. 39

Введение

Актуальность. Для настоящего долгосрочного успеха люди используют эффективное управление. Именно поэтому слово «управление» мы слышим очень часто, ведь оно присутствует во всех областях нашей жизни.

Следует отметить, что главным компонентом современного общества выступают организации. Организации как социальные образования, выступают своеобразными посредническими звеньями между обществом и отдельными его членами, которые позволяют индивидуумам включаться в процессы общественного развития и обеспечивать удовлетворение своих запросов и потребностей.В настоящее время формируется рыночная среда в которой менеджмент приобретает особое значение для любой организации. Сложные условия хозяйствования, изменения в технике и технологиях, растущие требования потребителей требуют от современных менеджеров всех уровней управления новых знаний и навыков, которые бы отвечали требованиям времени.

Анализ научно литературы по технологиям управления - менеджменту, проведенный в процессе исследования, позволяет сделать вывод, что несмотря на значительные успехи ученых в области менеджмента, вопросы возникающие в процессе управления организациями, должным образом не раскрыты.

Степень разработанности проблемы. Над рассматриваемой в настоящей курсовой работе проблематикой провели работу следующие ученые:Ф.У.Тейлор, Ф. Гилберт, Р.Д., Дафт, Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. и другие.

Объектом исследованияявляется процесс управления на предприятии.

Предметом исследованиявыступают теоретико-методические и научно-практические положения менеджмента.

Целью работыявляется раскрытие и уточнение сущности и содержания менеджмента, выявление на этой основе его ключевых функций, а также проведение анализа и выявление ключевых особенностей процесса управления.

Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих задач:

1. Провести анализ сущности и содержания системы управления коммерческой организации и выявить основные ее характеристики.

2. Выявить ключевые особенности системы управления.

Результаты, выносимые на защиту, характеризуются следующими достижениями:

1. Определено, что сущность управления предприятием определяется теми процессами управления организацией, которые включают формулирование целей, принятие решений в соответствии с целью, планирование процесса исполнения, прогнозирование, организацию исполнения, руководство и мотивацию, координацию деятельности подразделений и контроль.

2. Проведен анализ теоретических основ управления и выявлено, что система управления - это совокупность элементов (структуры, функций, ресурсов ). При этом, каждая организация является системой сама по себе, и частью более сложных систем (отрасль, государство, общество). Таким образом, именно наличие и состояние элементов системы, и взаимосвязей между ними, взаимосвязи и взаимодействие с другими системами, определяют уровень эффективности или не эффективности системы управления в целом.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. Первая и третья глава содержит два параграфа, вторая глава разделена на три параграфа. Список литературы содержит 14 наименований.

Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки

Сущность менеджмента как науки и вида деятельности

Сущность менеджмента

Появление научной концепции менеджмента как особой сферы управленческой деятельности в начале XX века было объективно обусловлено возникновением массового производства, что требовала квалифицированного управления крупными многоцелевыми производственно-коммерческими предприятиями, где функции владения собственностью и управления деятельностью были впервые разделены. При данных условиях научный менеджмент стал основной формой организации социально-производственных процессов, воплощая совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления. В результате эволюции западной управленческой мысли понятие “менеджмент“ существенно расширилось. Этому способствовало развитие системного подхода, благодаря которому и бизнес-организация, и общество начали трактоваться как социальные системы. Таким образом, именно благодаря этому менеджмент стал интерпретироваться как универсальный принцип рациональной организации не только производственных, но также социальных и политических процессов[6].

В отличие от феномена управления, где объектом выступает исключительно организация, (что понимается как работники, средства труда и организационная структура), объектом менеджмента уже считается не только организация, но и, прежде всего, коммуникации организации с ее социальной средой. Кроме того, свойственное управлению представления о человеке как, прежде всего, работника тоже кажется несколько редуцированным по сравнению с аналогичным восприятием человека в менеджменте. Здесь человек, рядом с действительно важным ее качеством - быть работником, рассматривается как целостная, как функция и результат привычек, потребностей, взглядов, убеждений и тому подобное. Следовательно, менеджмент имеет в виду не только организационные зв’ язки, но и социально - психологические. В процессе достижения целей управления лишь использует моральный климат организации, а менеджмент - формирует его.

По способам осуществления: управление преимущественно авторитарно, оно приказывает; а менеджмент - демократический: он создает условия, убеждает, провоцирует, подсказывает. Это - культура ведения диалога с равноправными партнерами, для стабилизации и развития организации, улучшения ее положения в среде и, исключительно на этих началах - для повышения ее эффективности.

Понятие “управление” по сравнению с понятием “менеджмент” в меньшей степени акцентирует морально-психологические и субъективные аспекты. Более значимыми выступают бюрократические, формальные процедуры и административные методы управления. В отличие от управления менеджмент воспринимается как понятие, противоположное обезличенном администрированию, как способ управления организациями, функционирующими в рыночной, открытой экономике.

Управление, функционируя в замкнутом мире организации, выполняет социальную функцию повышения эффективности в достижении ее целей, которая рассматривается как нечто первичное, а изменения в обществе выступают уже вторичными по отношению к такой цели. Функции менеджмента тоже связанные с организацией. Менеджмент рассматривается как такой тип организации работы трудовых коллективов, при котором в максимальной степени учитываются потребности, проблемы, интересы работающих, но при этом он призван обеспечить ориентацию деятельности организации на такие внешние факторы, как запросы потребителей продукции, услуг и тому подобное. В менеджмент органически встроенный механизм непрерывного обновления и совершенствования. Ему свойственен высокий степень восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Следовательно, в отличие от управления, менеджмент нацелен на укрепление внешних связей организации и на создание наиболее оптимальных для нее социальных условиях.

Менеджмент - это социокультурный процесс воздействия на социальные условия и культуру диалога организации и ее среды. Управления - только способ организации процессов, определенная культура. Менеджмент также предусматривает культуру поведения организации в среде, но через обеспечение направленности всей организации на ее контрагентов. Поэтому менеджмент может трактоваться как процесс. Несмотря на то, что управление всегда имеет дело с организацией, то есть с постоянной и определенной системой, где постановка и неуклонное достижение целей являются возможными за счет использования устойчивых средств, словосочетание “управление средой” воспринимается как достаточно проблематично. Тогда как менеджмент, имеющий дело с мимолетным средой, вынужден часто менять и цели, и средства, и результаты, в зависимости от изменения культурного контекста, в котором существует организация. Управления, прежде всего, опирается на инструкцию, цель организации. В то же время менеджмент в качестве базовых считает личные качества менеджера, его внутреннюю культуру и лояльность к организации. Поэтому, если проводить параллели, менеджмент не столько культура распоряжение, сколько культура дипломатии: ведения переговоров, поиск компромиссов, консенсуса, умение убеждать, слушать и понимать точку зрения партнера, даже если она разнится с позицией менеджера. Таким образом, эффективный менеджер обладает умением понимать партнера, доверять ему, быть обязательным, находить точки соприкосновения, дополнять партнера, быть с ним комплиментарным[7].

Учитывая вышесказанное, менеджмент (англ. “management”) - это:

1) область научных знаний, изучающая отношения, закономерности и принципы управления, факторы, влияющие на функционирование и развитие социально-экономических систем, методы и средства управления;

2) совокупность упорядоченных действий, процессов системного характера, обеспечивающих разработку и достижение целей организации;

3) специфическая деятельность по управлению организациями различного типа, уровня и отдельных ее сфер;

4) сообщество людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

“Управление” (англ. “administration”) видится как процесс целенаправленных воздействий на объект управления для достижения заданных результатов. Деятельность менеджеров, наряду с общими моментами, имеет ряд специфических черт, что выражается в цели, задачах, функциях, объектах, средствах и характере определенного уровня управленческой деятельности. В современных условиях менеджмент выступает как особая сфера управления, ориентированная прежде всего, на инновационную деятельность, направленную на совершенствование управленческой системы, повышение ее эффективности.

Таблица 2.1 - Определение понятия “менеджмент”

Автор Определение понятия
П. Друкер это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу
М.П. Фоллет это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц
М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; деятельность, которая согласно целей и задач бизнеса разрабатывает планы, определяет не только, что и когда делать, но и как и кто будет выполнять то, что наметили, формирует рабочие процедуры во всех стадиях управления и осуществляет контроль; - это не управление предметами, а организация и управление работой людей; - деятельность по нахождению наилучших способов достижения целей организации;
Оксфордский словарь английского языка - это способ и манера общения с людьми (работниками); - это власть и искусство управлять; - это умение и административные навыки организовывать работу аппарата управления; - это органы управления, административные единицы, службы и подразделения
Гирняк А.М. это составляющая процесса управления, которая обеспечивает координацию действий персонала предприятия (организации) на всех его уровнях с рационального использования тех имеющихся ресурсов с применением научного подхода, психологических норм руководства

По сравнению с управленческим трудом менеджмент как ее разновидность является понятием более узким, чем управление, особенно в его технологическом аспекте, связанном с управлением машинами, различного рода устройствами и тому подобное.

Но несмотря на имеющиеся различия между понятиями «управление» и «менеджмент», существенными они становятся только при теоретическом анализе. В практике современного управления такое различие воспринимается как несущественное, что позволяет использовать эти термины в одном смысловом ряду. Менеджмент традиционно ассоциируется с рынком товаров и услуг. Там, где есть организация, там нужен и менеджмент. В зависимости от типа организации, он может иметь разную форму и специфические признаки (менеджмент в политике, в экономике, в культуре и тому подобное), однако, принципиальнейшая база менеджмента везде одинакова. Именно в этом заключается содержание менеджмента, который проявляется в совокупности его аспектов. Менеджмент является самостоятельной отраслью знаний, наукой, которая имеет собственные объект, субъект и предмет, законы, принципы, а также определенную методологию и понятийно-категориальный аппарат. Менеджмент имеет собственный источник познания - практику и, кроме того, пополняется знаниями из различных дисциплин, без которых он не в состоянии развиваться. Что обусловлено сложной природой самого феномена менеджмента, который присутствует во всех сферах общественной жизни в виде целенаправленного, непрерывно организующего воздействия на социальный организм. Таким образом, несмотря на то, что субъект и объект менеджмента в различных организациях является подобным, система менеджмента и уровень ее эффективности является разной. Это обусловлено тем, что каждый отдельный руководитель-менеджер, принимая управленческие решения и осуществляя менеджерские функции при различных условиях, которые зависят от совокупности действующих и существующих факторов.

Методы менеджмента

Все методы менеджмента диалектически связаны с функциями менеджмента, поскольку основной задачей функций менеджмента как видов управленческой деятельности является формирование методов менеджмента.

Таблица 2.2 - Методы менеджмента, полученные в процессе реализации конкретных функций менеджмента

Конкретные функции менеджмента Полученные методы менеджмента
Управление производством - план производственно-хозяйственной деятельности - график движения изделий, транспорта, работников - должностные инструкции для мастеров, начальников цехов и участков - положение о применении сдельной формы оплаты труда для основных рабочих - положение о премировании основных рабочих за перевыполнение плановых заданий - план улучшения условий труда основных рабочих - технологический процесс изготовления узлов - инструкции по эксплуатации оборудования и т. п
Управление финансами - финансовый план – бюджет - штатное расписание финансово-экономического отдела - должностные инструкции для работников финансово-экономического отдела - нормы расходов финансовых средств - проект финансирования строительства административных помещений - план использования кредитных ресурсов и т. д
Управление сбытом - план реализации продукции - проект рекламной компании - должностные инструкции для работников отдела сбыта - положение о применении комиссионной формы оплаты труда для сотрудников отдела сбыта - программа мероприятий, направленных на стимулирование сбыта и т. д
Управление внешнеэкономической деятельностью - план ВЭД - штатное расписание работников отдела ВЭД - положение о премировании работников отдела ВЭД за перевыполнение плановых показателей - план финансирования рекламной кампании на иностранных рынках - проект приказа о создании отдела международной рекламы - протокол деловых переговоров с иностранными партнерами
Управление транспортными потоками - график движения транспорта - нормы расходов топлива и смазочных материалов - нормы амортизации транспортных средств - положение о почасовой оплате труда для водителей - план модернизации подвижного транспортного состава - проект приказа о внедрении автоматизированных систем управления транспортными потоками - штатное расписание работников диспетчерского отдела - план ремонтных работ в гаражных помещениях и т. п

При этом процесс формирования осуществляется через конкретные функции, которые реализуются с помощью общих.

В табл. 2.2 зафиксировано методы менеджмента, которые можно получить в процессе реализации конкретных функций менеджмента, а в табл. 2.3 – на основе каких элементов функций формируются соответствующие методы менеджмента.

Таблица 2.3 - Взаимосвязь функций и методов менеджмента (примеры)

Элементы конкретных функций менеджмента Методы менеджмента, полученные в результате реализации функций менеджмента
Планирование внедрения новой технологической линии по производству велосипедов - график внедрения новой технологической линии - смету расходов на внедрение технологической линии - технологический процесс и др.
Планирование деятельности предприятия планово-экономическим отделом - производственная программа - технико-экономический план – бюджет - проект приказа о выполнении положений технико-экономического плана
Организация на предприятии нового подразделения – научно-исследовательской лаборатории - штатное расписание работников лаборатории - проект приказа о создании научно-исследовательской лаборатории - должностные инструкции для работников научно-исследовательской лаборатории - правила техники безопасности при работе в лаборатории др.
Стимулирование основных работников предприятия - положения премирования основных рабочих - фонд оплаты труда основных рабочих - проект приказа о внедрении сдельной системы оплаты труда для основных рабочих и т. п
Разработка отделом труда и заработной платы системы стимулирования инженерно-технического персонала (ИТП) - фонд оплаты труда - положение по премированию - проект приказа на персональном награждении работников за высокие результаты труда и т. п.
Контролирование директором результатов работы своих заместителей - проект приказа о подготовке годовых отчетов относительно результатов работы подразделений организации - программа аттестации заместителей директора и т. п
Устранения недостатков и отклонений, выявленных отделом технического контроля организации в процессе контроля - проект приказа об устранении недостатков в технологии производства - проект приказа относительно внесения изменений в организацию трудовых процессов с целью повышения их эффективности и т. д

Методы менеджмента, применяемые в различных функциональных подсистемах предприятия, являются способами реализации функций менеджмента. Поэтому несмотря на специфические особенности названных подсистем предприятия в них обязательно выполняются такие управленческие действия, как определение целей, планирование, решение, организация, мотивация, контроль. Этот подход с вторым классификационным признаком системы методов менеджмента.

Методы менеджмента является результатом реализации функций менеджмента, то есть аппарат управления любой организации в процессе своей деятельности должен создать все необходимые способы воздействия на управляемую систему. Собственно, задача управленцев заключается в том, чтобы сформировать необходимые методы менеджмента, способны обеспечить производственно-хозяйственную деятельность, достижение миссии и целей организации.

Методы менеджмента формируются в следующей последовательности: оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия; выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров, обеспечение условий для эффективного применения избранных методов, что в конечном итоге формирует технику и технологию управленческой работы. Все методы менеджмента должны функционировать не как отдельные, разрозненные, а как целостная система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Заключение

Менеджмент можно рассматривать как науку, исследующую природу управленческого труда, факторы и условия, причины и следствия, в связи с которыми совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент в качестве науки управления основывается на своих теориях, законах и следствияхтелеологической деятельности людей в процессе управления и характеризуется множеством научных подходов, которые можно применить в практической деятельности. Такие как: количественные расчеты, коммуникационные системы, разнообразные инновационные способы решения проблем, методики анализа и некоторые другие.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Во-первых, была уточнена и раскрыта сущность и содержание менеджмента. Менеджмент - это социокультурный процесс воздействия на социальные условия и культуру диалога организации и ее среды. Он также предусматривает культуру поведения организации в среде, но через обеспечение направленности всей организации на ее контрагентов. Поэтому менеджмент может трактоваться как процесс.Обосновано, что основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, лидерство (руководство) и контроль. Считаем, что функция лидерства (руководства) является функционально необходимой для процесса управления предприятием. На практике функции менеджмента тесно связаны друг с другом. Их взаимодействие обеспечивает успешное функционирование предприятия в рыночных условиях, несмотря на внешние или внутренние факторы воздействия.

Во-вторых, были выявлено, что система менеджмента - это единство субъекта и объекта менеджмента, что достигается в сложных социальных системах в результате не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия объекта менеджмента на субъект. Качество этого влияния, прежде всего, зависит от таких факторов, как менеджерские и организационные отношения, содержание менеджерской и организационной деятельности; целесообразность действий субъекта менеджмента, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных руководителей), которые осуществляют менеджерскую и организационную работу, принимают менеджерские решения и добиваются того или иного управленческого результата.

Подводя итог, хочу сказать, что эволюционные изменения в условиях функционирования предприятий приводят к трансформациям в системе менеджмента, к появлению новых задач и механизмов управления с целью их адаптации в новых геоэкономических реалий. Несмотря на вызовы современности, возникает потребность в обозначении новых задач современного менеджмента и выделении его характерных признаков, ставших следствием трансформационных процессов, интеллектуализации общества, нарастанием динамичных и нестабильных тенденций. В частности, интеллектуализация общества и масштабность информационных процессов стимулируют появление новых видов менеджмента, в частности, менеджменту знаний, информационного менеджмента. Активизация творческих импульсов, желание творческой реализации способствуют, в свою очередь, появлению инновационного и креативного менеджмента.

Список литературы

1. Балашов А. П.Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.

2. Баронин С. А.Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 160 с.

3. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 303 с.

4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.

5. Гуськов Ю.В. Основы менеджмента : учебник / Ю.В. Гуськов. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 263 с.

6. Егоршин А. П.Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.

7. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2013. – 452 с.

8. Королев В. И.Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внешней торговли; Под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 624 с.

9. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2013. – 640 с.

10. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.

11. Радюкова Я. Ю.Основы менеджмента : учеб. пособие / Я.Ю. Радюкова, М.В. Беспалов, В.И. Абдукаримов [и др.]. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 297 с.

12. Репина Е. А.Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2011. - 240 с.

13. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.

14. Теория управления: учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 478 с.

Приложения

Приложение 1

Зарождение мировой управленческой мысли

Цивилизации и экономические учения Черты, личности и научные достижения Значение и вклад в развитие управленческой мысли
Первобытное общество
Мезолит ((10000-9000 гг. до н. э.) Хозяйство, которое присваивает Организация охотничий-групповой деятельности, земледелия. Начало развития цивилизаций (письменное наследство)
Египет и Вавилония (2100 - 600 гг. до н. э.) Правило десяти. Визир - первое обозначение профессиональной управленческой деятельности Формирование представлений о собственности, рабстве, товарно-денежных отношениях. Идея централизма как гарантии порядка и стабильности в стране
  Хаммурапи- король Вавилонии; Кодекс Хаммурапи (282 закона) Регуляция соглашений между людьми и контроль за соблюдением их условий, определения минимума заработной платы, регуляции регистрации поступлений
Навуходоносор Контроль и стимулирование заработной платы
Давние цивилизации
Китай и Индия ((3000 - 2000 гг. до н.э.) Генерал Сан Цзу, трактат "Искусство войны" Приготовление, планирование боя, разделение армии на подразделения, градация чинов офицеров, важность символики
Сборник "Беседы и размышления" Конфуция Стабильность благодаря сохранению неизменности патриархально-родовых отношений и постоянных правительственных норм
Трактат Туань-Цзи" Система государственной регуляции экономики на принципах использования товарно-денежных отношений
Государственный деятель Индии Каутилья Труд "Артха-шастра" Основы индийской государственной администрации, рекомендации относительно установления и поддержки экономического, социального и политического порядка
Греция и Рим ((в 450 г. до н.э. - 1 ст. н.е.) Сократ, Аристотель, Ксенофонт Организация и управление рабовладельческим хозяйством
Катон, М. Варрон Ведение хозяйства на научных основах. Расположение места и организация живой рабочей силы
Л. Колумелла, Трактаты о земледелии и сельском хозяйстве Разделение труда между работниками
Эпоха феодализма
Период Ренессанса ((конец XIV - начало XVII ст.) Брать Соранцо Лука Пачиолли Трактат о новой системе учета Использование системы балансов Внедрения информационной системы управления
Приближение индустриализации
Поздний меркантилизм ((середина XVI - начало XVIII ст.) Томас Мен, Антонио Серра, Антуан Монкретсн. Система баланса торговли. Политика протекционизма Увеличение торгового баланса путем организации развития национальной экспортно-ориентированной промышленности и национальной торговли
Физиократия ((XVIII ст.) ""Естественный порядок" Франсуа Кене Прогресс общества связывался с развитием сельского хозяйства и принципом свободной конкуренции
Жан Тюрго и его труд "Размышления о создании и распределении богатства" (1766) Отмена дорожной повинности крестьян, ремесленных цехов и гильдий, освобождения крестьян от барщины на королевских дорогах. Рост промышленности и становление капиталистических
Период индустриализации
Ранние учения менеджмента ((середина XVIII - XIX ст.) Джеймс Стюарт. Работа "Исследования принципов политической науки" (1767) Подол производительных сил на две группы, одна из которых работает руками, а вторая - председателем
  Адам Смит и его книга "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) Признание рынка (конкуренции) единственным регулятором экономики. Принцип разделения труда
Социально-экономическая система управления Роберта Оуэна Основание менеджмента из управления персоналом
Постиндустриальное общество
Современные теории менеджмента П. Друкер, М. Мескон, М. Хедоури Внедрение стратегического управления и новых подходов повышения конкурентоспособности организации
         

[1] Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 303 с.

[2] Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.

[3]Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.

[4] Балашов А. П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.

[5] Егоршин А. П. Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.

[6]Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2013. – 452 с.

[7] Королев В. И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внешней торговли; Под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 624 с.

[8] Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2013. – 640 с.

[9] Репина Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2011. - 240 с.

[10] Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.

Содержание

Введение. 1

1. Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки3

1.1. Понятие управления и механизма управления. 3

1.2. Эволюция управленческой мысли. 7

2. Сущность менеджмента как науки и вида деятельности. 13

2.1. Сущность менеджмента. 13

2.2. Функции менеджмента, их классификация. 18

2.3. Основные составляющие системы менеджмента. 23

3. Развитие современного менеджмента. 27

3.1. Современные тенденции развития менеджмента……………………........27

3.2. Сущность и роль организационной культуры….....………………………30

Заключение. 35

Список литературы.. 37

Приложения. 39

Введение

Актуальность. Для настоящего долгосрочного успеха люди используют эффективное управление. Именно поэтому слово «управление» мы слышим очень часто, ведь оно присутствует во всех областях нашей жизни.

Следует отметить, что главным компонентом современного общества выступают организации. Организации как социальные образования, выступают своеобразными посредническими звеньями между обществом и отдельными его членами, которые позволяют индивидуумам включаться в процессы общественного развития и обеспечивать удовлетворение своих запросов и потребностей.В настоящее время формируется рыночная среда в которой менеджмент приобретает особое значение для любой организации. Сложные условия хозяйствования, изменения в технике и технологиях, растущие требования потребителей требуют от современных менеджеров всех уровней управления новых знаний и навыков, которые бы отвечали требованиям времени.

Анализ научно литературы по технологиям управления - менеджменту, проведенный в процессе исследования, позволяет сделать вывод, что несмотря на значительные успехи ученых в области менеджмента, вопросы возникающие в процессе управления организациями, должным образом не раскрыты.

Степень разработанности проблемы. Над рассматриваемой в настоящей курсовой работе проблематикой провели работу следующие ученые:Ф.У.Тейлор, Ф. Гилберт, Р.Д., Дафт, Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. и другие.

Объектом исследованияявляется процесс управления на предприятии.

Предметом исследованиявыступают теоретико-методические и научно-практические положения менеджмента.

Целью работыявляется раскрытие и уточнение сущности и содержания менеджмента, выявление на этой основе его ключевых функций, а также проведение анализа и выявление ключевых особенностей процесса управления.

Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих задач:

1. Провести анализ сущности и содержания системы управления коммерческой организации и выявить основные ее характеристики.

2. Выявить ключевые особенности системы управления.

Результаты, выносимые на защиту, характеризуются следующими достижениями:

1. Определено, что сущность управления предприятием определяется теми процессами управления организацией, которые включают формулирование целей, принятие решений в соответствии с целью, планирование процесса исполнения, прогнозирование, организацию исполнения, руководство и мотивацию, координацию деятельности подразделений и контроль.

2. Проведен анализ теоретических основ управления и выявлено, что система управления - это совокупность элементов (структуры, функций, ресурсов ). При этом, каждая организация является системой сама по себе, и частью более сложных систем (отрасль, государство, общество). Таким образом, именно наличие и состояние элементов системы, и взаимосвязей между ними, взаимосвязи и взаимодействие с другими системами, определяют уровень эффективности или не эффективности системы управления в целом.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. Первая и третья глава содержит два параграфа, вторая глава разделена на три параграфа. Список литературы содержит 14 наименований.

Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки

Наши рекомендации