Современные школы менеджмента
Период становления: 1950 г. – по настоящее время.
Современные подходы к управлению называют синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.
Современный менеджмент характеризуют следующие положения:
1 Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.
2 Использование в управлении теории систем, т. е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.
3Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы. Центральный момент здесь – ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.
4 Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения
5 Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.
В современном менеджменте рассматривают школу науки управления,количественный, процессный, системныйи ситуационный подходы.
Школа науки управления или школа количественных методов(1950-по настоящее время) (представители – Р. Акофф, Берталанфи, Бир, Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии) и др.).Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Эта школа применила экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления.
В 1950-х гг. возник количественный подход в управлении(основа школы)(Л. В. Канторович, В. В. Леонтьев, Г. Данциг, В. Немчинов, А. Картер), или исследование операций.
Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Экономические, инженерные и связанные с ними области знаний внесли существенный вклад в теорию управления. Количественные методы были сгруппированы и получили общее название исследование операций.
По своей сути, исследование операций –это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы, группа специалистов по исследованию операции разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Таким образом, модели облегчают понимание сложностей реальности.
После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную, а также проанализировать отношения между ними.
Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных, и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.
Раньше влияние этого подхода было значительно меньшим, чем влияние с позиции науки о поведении, отчасти потому, что гораздо больше руководителей ежедневно сталкивались с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций.
Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Ключевой характеристикой этой школы и подхода является замена словестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.Вшколенаукиуправлениявыделяют 2 главные направления:
1)рассмотрениепроизводствакаксоциальнойсистемысиспользованиемсистемного, процессногоиситуационногоподходов;
2)исследованиепроблемуправлениянаосновесистемногоанализа, включаяприменениематематическихметодовиЭВМ.
В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.
Вклад (достижения)школы науки управления в теорию менеджмента:
- углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, в том числе экономико-математических (применениемоделейпозволилоупроститьсложныепроблемыдляболееглубокогоизученияипонимания);
- развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив;
- использование информационных технологий в управлении;
- разработка общей теории управления.
Влияние науки управления было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого(поведенческого) подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций.
Условно к недостатку школы науки управленияможно отнести то,чтотребуется знание количественных методов и умение их применять. У немногих руководителей есть образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов.
Процессный подход к управлению впервые предложили представители административной школы управления (основу данного подхода заложил А. Файоль, которого называют «отцом менеджмента».), которые пытались описать функции менеджера как независящие один от другого.
Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с этим подходом – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий – функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.
Развивая взгляды А. Файоля, авторы процессного научного подхода рассматривают управление как сумму всех функций управления (планирования, организации, координации, регулирования, администрирования, мотивации, контроля, учета, анализа и др.), т. е. взаимосвязанные и взаимообусловленные действия. Управление рассматривается ими как непрерывный процесс.
Системный подход к управлению начали применять в конце 50-х годов XX в.
Представителями системного подхода являются Ч. Бернард, П. Друкер, Н. Винер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петерс, Р. Уотермен, К. Шеннон и др.
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте, исходя из того, что все организации являются системами. В соответствии с данной концепцией основные функции менеджмента состоят в определении целей организации, поддержании связи между отдельными элементами и обеспечении их эффективного функционирования.В соответствии с этим подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация является сложной (испытывающей воздействие внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди – техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали.В этой связи процесс управления не является просто суммой частей, а рассматривается как единство всех частей, тесно взаимосвязанных между собой в процессе управления.
При этом системы рассматриваются как закрытые и открытые. Наиболее часто встречаются открытые системы, так как любая организация в той или иной степени обменивается информацией с внешней средой.
Открытая система осуществляет большое количество вводов информации из внешней среды с тем, чтобы возместить ее выходы, добавляя материалы, используемые в процессе управления. Процесс управления предприятием с точки зрения системного подхода предполагает равенство вводов и выходов.
Один из основоположников системного подхода Ч. Бернард считал, что руководитель является составной частью формальной организации, в то время как сама эта организация представляет собой часть всей системы, состоящей из физических, биологических, социальных и психологических элементов. Чаще всего руководитель осуществляет взаимодействие с социальными, психологическими и физическими элементами, так как процесс управления предприятием связан с людьми, материалами, оборудованием и др.
Системный подход – это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к фирме. Он требует комплексного решения любых проблем организации.
П. Друкер является основоположником системного подхода к управлению. Он выдвинул много идей в сфере менеджмента, но основной является теория управления по целям, т.е. управление должно начинаться с определения целей, а затем формировать функции деятельности. Главная задача менеджмента – организовать производительность людей. Друкер считал, что менеджер должен быть высококвалифицированным и играть основную роль в организации, а его деятельность должна быть направлена на достижение экономических целей организации. Менеджер также должен заботиться о клиентах. При этом отношения между персоналом должны строиться на взаимном уважении.
Наиболее популярной теорией системного подхода является теория «7-С» (все основные составляющие организации начинаются на «S»), которую разработали в конце 80-х годов XX в. Т. Петерс, Р. Уотермен, Р. Паскаль, Э. Атос. Смысл теории заключается в том, что любая эффективно действующая организация основана на семи составляющих: стратегия (планы); структура организации; система (внутриорганизационные процессы); состав (персонал); стиль руководства; сумма навыков (квалификация персонала); совместныеценности. Причем изменение одной составляющей ведет к изменению остальных. Таким образом, если менеджеры гармонично сочетают все семь составляющих, то эффективная деятельность предприятия гарантирована.
Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х годов XX в. и вытекает из системного подхода к управлению.
В основе ситуационного подхода лежит ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры обязаны исходить из ситуации, в которой они функционируют.
Ситуационный подход позволяет менеджеру понять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации ы конкретной ситуации.
Применение ситуационного подхода в процессе управления организацией предполагает наличие у менеджера знаний в области профессионального управления, определенного предвидения развития конкретной ситуации, ее интерпретации и умения увязывать конкретные приемы управления с тем, чтобы достичь желаемых результатов.
Рекомендации менеджерам по управлению с точки зрения ситуационного подхода:
1 Управленческий персонал должен уметь анализировать ситуацию в зависимости от факторов, которые в тот или иной момент влияют на организацию (какие из них главные и второстепенные, что может произойти при изменении одного или нескольких из них).
2 Необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации.
3 При необходимости в организации должны быть предусмотрены возможности для ее изменений и приспособления к возникающим ситуациям.
4 Управление должно привести к соответствующим изменениям, позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.
К основным ситуационным теориям относятся теория адаптации, теория глобальной стратегии и др.
Достоинства (достижения) современного менеджмента:
1 Взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.
2Современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. Поэтому современный менеджмент - это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», нежели свод готовых рецептов.