Естественные причины возникновения менеджмента. Сущность менеджмента
Понятие менеджмента неоднозначно.Менеджмент в переводе с английского означает управление, заведование, организация.
Менеджмент и управление соотносятся как частное и общее. Наука управления имеет широкие границы и изучает как живую, так и неживую природу. Менеджмент и управление можно употреблять как синонимы. Но менеджмент возникает только в социальных системах и их типичных представителях – формальных организациях.
Под управлением принято понимать формирование и реализацию целенаправленных действий на основе переработки информации, поступающей извне и/или изнутри управляющей системы.Самое короткое определение менеджмента формулируется как выбор целей и средств по их достижению. Как правило, это рациональный выбор, требующий содержательной аргументации и количественной оценки решения. В результате выбора появляется решение, которое представляет собой основной «продукт» работы менеджера.
Менеджмент можно рассматривать как процесс управления различными сторонами деятельности организации. При этом обычно выделяют следующие функциональные сферы: производство, маркетинг, финансы, персонали др. Говоря о менеджменте как процессе управления, обычно выделяют следующие его функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Менеджмент – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи:
- постановку целей объекта управления;
- разработку средств и способов их достижения;
- организацию совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.
Под менеджментом также понимают всех должностных лиц предприятия или организации, имеющих право принимать решения и отдавать распоряжения. При этом выделяют высший менеджмент, менеджмент среднего звена и низовой менеджмент.
Наукой менеджмент стал тогда, когда получил первые стройные описания, включающие его элементы, назначение, принципы, структуры, функции, формы и методы. Процесс становления науки управления и его важной подсистемы – менеджмента – по существу относится к ХХ веку, а современные формы менеджмент приобрел в связи с появлением кибернетики и информатики. Обратная связь в кибернетической модели как реакция на состояние выхода представляет собой суть управления.
Другой естественный фактор возникновения менеджмента состоит в том, что человек ограничен в своих способностях и это вызывает необходимость в разделении труда. Чем выше степень разделения труда, тем больше необходимость в его координации ради сохранения целостности разделенного целого. В результате возникает горизонтальное(технологическое) ивертикальное (управленческое) разделение труда, что, взятое вместе, представляет собой социотехническую структуру. Для единства этой структуры важным является ее целевая функция, признаваемая всеми ее составными (структурными) элементами.
Учебная дисциплина «Менеджмент отрасли» относится к числу специальных учебных дисциплин, формирующих профессиональные навыки специалистов в области торговли. Использование ими в своей профессиональной деятельности знаний в области управления будет способствовать эффективной работе торговых организаций и обеспечению высокого уровня торгового обслуживания населения.
Цель преподавания учебной дисциплины – формирование профессиональных знаний в области управления торговыми организациями, позволяющих принимать обоснованные управленческие решения при организации торгово-технологических процессов с целью наиболее эффективного использования ресурсов торговой организации и обеспечения надлежащего качества обслуживания покупателей.
Задачиучебнойдисциплины:
- обеспечить теоретическую подготовку будущих специалистов по вопросам управления деятельностью торговых организаций и cформировать у них соответствующее мышление, позволяющее принимать самостоятельные решения;
- сформировать у студентов четкое представление об особенностях функционирования объектов торговли разных масштабов и различных организационно-правовых форм;
- привить студентам практические навыки управления торгово-технологическим процессом и персоналом торговых организаций.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- особенности управленческих отношений в хозяйственных системах;
- функции управления организацией и их основное содержание;
- содержание организационных процессов, организационной культуры и основы управления ими;
- технику индивидуальной и групповой работы менеджера, включая технику принятия управленческих решений;
уметь:
- использовать базовые концепции, принципы и методы управления;
- проектировать организационную структуру;
- применять методики управления организационными процессами на практике;
- вести деловые переговоры;
- оценивать эффективность управления;
владеть:
- современными инструментами сбора, обработки и использования информации;
- навыками процесса приятия решения и средствами их реализации;
- навыками построения подсистем планирования, организации, мотивации и контроля.
В процессе изучения учебной дисциплины рассматриваются закономерности развития торговли, ее место и роль в обеспечении потребностей населения в товарах, а также методы оценки и выбора наиболее эффективных решений, принимаемых в области управления торгово-технологическими процессами и персоналом организаций торговли. Это позволяет студентам получить необходимые знания и практические навыки управления торговыми организациями.
Дисциплина «Менеджмент отрасли» тесно связана с другими учебными дисциплинами специальности, и, в первую очередь, с такими как «Организация и технология отрасли», «Коммерческая деятельность», «Экономика отрасли».