Организация как управленческая система
Организация как социотехническая система
В XXI в. общество можно представить как совокупность различных организаций, отличающихся видами деятельности, размерами, правовыми формами, целями.
Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:
1 Наличие не менее двух людей, которые считают себя
частью этой группы.
2 Наличие по крайней мере одной общественно полезной
цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), ко
торую принимают как общую все члены данной группы.
3 Наличие членов группы, которые намеренно работают
вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организация — это объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей.
Предметом науки и практики менеджмента выступает организация как социотехническая система, которая представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса и способна самостоятельно или во взаимодействии с внешней средой и другими системами удовлетворять потребности потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров- и услуг1.
1 Полукаров В.Л. Инновационные аспекты курса «Менеджент организации». М., 2005.
Термин «организация» в переводе с латинского — «стройный вид».
В современном менеджменте любая деловая организация рассматривается как социотехническая система, состоящая из двух неразрывно взаимосвязанных подсистем: социальной и технической. Эти подсистемы взаимозависимы, каждая функционирует только во взаимодействии с другой для поддержания стабильной и эффективной деятельности организации в целом.
Техническая подсистема
Социальная подсистема
технология;
рабочие места;
ресурсы;
финансы;
информация
ЦЕЛИ
кадровая политика; организационная структура;
руководство;
коммуникации;
социальное партнерство
Рис. 5.1. Организация как социотехническая система
Каждая из подсистем состоит из определенных элементов, выполняющих специфические функции внутри и вне организации.
В основе технической подсистемы любой организации лежит процесс производства и реализации продукции. Поэтому техническая подсистема включает такие элементы, как технология, сырье и материалы, здания и сооружения, машины и оборудование, финансы, информация, рабочие места.
Управление технической подсистемой включает:
♦ управление производством;
♦ управление НИОКР;
♦ управление снабжением ресурсами;
♦ управление качеством;
♦ управление финансами;
♦ управление экономикой;
♦ управление информацией.
Но в современной организации функционирование технической подсистемы не может быть эффективным без гармоничного взаимодействия с социальной подсистемой.
Социальную подсистему организации определяют как упорядоченную целостную, многоплановую структуру социальных отношений в процессе производства и реализации продукции. Носителями этих социальных отношений являются индивид, группа, коллектив в целом. Управление социальной подсистемой направлено на активизацию человеческого потенциала предприятия.
К осковкъш элементам социальной подсистемы относятся:
♦ кадровая политика;
♦ организационная культура;
♦ стиль руководства;
♦ социальное партнерство;
♦ межличностные коммуникации внутри и вне организа
ции;
♦ мотивационный механизм;
♦ трудовые отношения.
Связующим звеном технической и социальной подсистем в организации выступают цели.
Известный американский менеджер Ли Якокка отмечал: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать»1.
Человек в организации
Организации не возникают сами по себе, а создаются людьми и во имя удовлетворения потребностей людей. Любая организация принимает форму социального института, где исходной позицией является человек Именно человек выступает в роли системообразующего элемента, который определяет содержание и цели системы управления.
Поэтому задача менеджмента заключается в том, чтобы эффективно использовать человеческий потенциал организации, создавая все условия для полной отдачи и развития работников. Системно экономическое поведение работника в организации можно представить как взаимодействие трех факторов:
1 Яккока Ли. Карьера менеджера М., 1992. С. 96.
♦ организационная среда;
♦ личность работника;
♦ стимулирующее воздействие.
Организационная среда
Личность работника
Стимулирующее воздействие
ПоведеЛ ние
Результат
Рис5.2. Взаимодействие работника и организации
Включение работника в организационное окружение называется социализацией.
Организационное окружение включает элементы организационной среды, которые, взаимодействуя с индивидом, оказывают влияние на его производительность и удовлетворенность трудом (рис. 5.3):
♦ рабочее место;
♦ содержание работы;
♦ условия и режим труда;
♦ культура организации;
♦ коммуникации внутри и вне фирмы.
В основе взаимодействий (или конфликта) человека и организации лежит соответствие (или несоответствие) их ожиданий:
Ожидание индивида в отношении организации — место индивида в организации (рис. 5.4)
Для эффективного управленческого воздействия менеджеру необходимо изучить характеристики организационной среды, оценить потребности и мотивы работника для рационального стимулирования, а также личность работника, его возможности и способности. Личность представляет собой многогранное образование как единственное и неповторимое в своем роде сочетание черт характера.
Рассмотрев структуру личности, необходимо дать характеристику деятелъностной стороне человека, его участию в трудовом коллективе. В любой деятельности человека присутствуют два компонента труда (рис. 5.5).
Первый компонент характеризует труд, который выполняется по заданным правилам, процедурам и приемам, когда исполнитель работы не вносит в нее каких-либо элементов но-
РУКОВОДИТЕЛЬ
Воздействие
на профессиональном
уровне
Воздействие
на психологическое
развитие
Организацинные
Административные
Правовые
Экономические методы
Взаимодействие
с учетом целей
организации
и личных
потребностей
работника
Социально-психологические методы
Обратная связь
ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА
Образование, опыт
Личные качества
Отношения в коллективе
Потребности
Информированность
Достижение целей
Фирмы
Работника
Рис. 5.3. Модель управленческого воздействия на работника
Ожидание индивида в отношении организации
Ожидание организации в отношении индивида
Место индивида
в организации Выполняемая работа
Желательное вознаграждение
Профессионально-нравственные требования
к индивиду Требуемый результат
работы Возможное вознаграждение
Рис 5.4
Социальные свойства: знание, образование, опыт
Психологические свойства индивида: память, воля, эмоциальность, тонус
Биофизические свойства личности: пол, возраст, здоровье, тип нервной системы
Рис 5.5. Структура личности
визны, собственного творчества. Например, выполнение известных операций сборки, сварки, уборки и т. д.
Второй компонент характеризует труд, связанный с творчеством, рационализацией, созданием новых духовных или материальных благ. Это труд изобретателей, ученых, педагогов, музыкантов, художников, предпринимателей.
Оба компонента участвуют в экономических процессах в двух формах: функционирующего труда и результатах прошлого труда. При этом увеличение количества продукта за счет первого компонента всегда связано с увеличением количества, интенсивности и продолжительности труда, а за счет второго компонента — связано с внутренним потенциалом человека, его наследственным и приобретенным опытом и процессом творчества.
На результативность деятельности человека в организации влияет следующая совокупность факторов:
Физиология. Физиологические характеристики человека (здоровье, функции, действия).
Психология. Психологическое отражение действительности в процессе деятельности человека.
Эргономика. Создание и использование систем «человек-машина» на основе психологии человека и эстетики систем.
Социология. Взаимоотношение людей и социальных групп в производственных коллективах.
Безопасность. Комплекс проблем по защите человека от опасного труда температурного, химического, физического, ядерного, плазменного и других воздействий в процессе его трудовой деятельности.
Экономика. Проблемы производительности и эффективности труда.
Нормирование. Техническое обоснование норм выполнения человеком процедур, приемов, операций.
Организация. Разработка и использование более совершенных форм трудовых процессов по достижению заданных производительности, результатов, затрат.
Трудовое. Комплекс юридических аспектов труда и управления.
Трудовой потенциал человека определяется совокупностью его возможностей для участия и получения результатов в экономической деятельности.
Трудовой потенциал имеет следующие компоненты:
Здоровье — ряд параметров, отвечающих специальным медицинским и социально-экономическим требованиям. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а благополучие — как динамическое состояние ума, психологическую гармонию между способностями, потребностями и ожиданиями, требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда.
Нравственность — особая форма отношений личности и общества в виде идеалов добра и зла, справедливости, одобрения и суждения общества и т. п. В экономических отношениях возникают противоречия между нравственностью и выгодностью (эффективностью), между деловой этичностью и экономическими целями, между нравственностью и общественными отношениями (формы собственности, методы экономического регулирования), между национальной моралью (любовь к природе, уважение к старшим) и экономическими действиями.
Творческий потенциал — отношение доли лиц умственного труда к доле лиц физического труда В современных условиях доля умственного труда неуклонно возрастает и составляет, например, в США около 70% трудоспособного населения.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков являются важнейшими факторами роста эффективности труда и народного богатства, основной составляющей человеческого капитала.
Профессионализм— уровень квалификации работника является компонентом качества рабочей силы. С ростом научно-технического прогресса возрастает уровень квалификации работников.
Потенциал человека может быть увеличен или уменьшен, в процессе его деятельности. Он в большей степени зависит от общественных отношений, целей политики государства и конкретной организации и средств их достижения1-
1 Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузоа М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. С. 346.
ГЛАВА 6