Тема 10. Управление персоналом. Оплата и стимулирование труда
План лекции
Сущность концепции, основные принципы и методы управления персоналом
Кадровая работа и кадровая политика на предприятии
Управление адаптацией персонала
4. Кадровое планирование в организации
Сущность концепции, основные принципы и методы управления персоналом
Управление персоналом – это целенаправленная деятельность управляющего состава организации, а также специалистов подразделений системы, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом.
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и формы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Основные принципы:
■ научность, демократический централизм, плановость, единство распорядительства;
■ сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления;
■ контроль исполнения решений.
Основные методы управления персоналом можно разделить на три группы: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации, культура трудовой деятельности.
С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления. Выделяют:
■ методы, используемые государственными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и в регионах);
■ методы, используемые фирмой (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале);
Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приёмов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
Кадровая работа и кадровая политика на предприятии
Иностранные и отечественные специалисты в области управления считают, что большинство издержек в отраслях народного хозяйства страны связано с системой работы с кадрами.
Основные направления работы с кадрами определяются кадровой политикой.
Под кадровой политикой понимается система принципов и вытекающих из них форм, методов, направлений на обеспечение производства и других сфер народного хозяйства высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающие необходимыми политическими и деловыми качествами. Кадровая политика имеет свою стратегию и тактику.
Кадровая стратегия определяет основные цели, задачи и средства работы с кадрами на определённый период.
Тактика кадровой работы заключается в последовательном осуществлении принципов кадровой политики в данных конкретных условиях.
К числу этих принципов относятся:
■ подбор и расстановка кадров в соответствии с их профессиональными и деловыми качествами;
■ сочетание проверенных опытных работников с молодыми кадрами, систематическое пополнение руководящих кадров за счёт растущих, энергичных работников;
■ обеспечение необходимой преемственности кадров;
■ создание условий для роста и выдвижения кадров, соблюдение объективных, научно обоснованных критериев их оценки;
■ всесторонняя помощь кадрам управления в овладении знаниями и опытом;
■ сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения ими принятых решений;
■ чёткое определение обязанностей и ответственности кадров;
■ учёт общих и специальных требований при подборе работников, от которой во многом зависит слаженная работа аппарата управления.
Совокупность форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом образуют систему работы с кадрами (рис. ), которая включает планирование, организацию, руководство процессами подбора, расстановки, подготовки, оценки, выдвижения и перемещения кадров, а также контроль и учёт их движения.