Оценка и анализ внешней среды организации
Оценка и анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Включает ответ на 3 конкретных вопроса:
1. Где сейчас находится организация?
2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей:
Экономические факторы (темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, налоговая ставка).
Политические факторы (нормативные документы местных органов, регионов и правительства; отношение политиков к антитрестовской деятельности; государственные кредиты для финансирования долгосрочных вложений, ограничения по найму рабочей силы и возможности получения ссуды; соглашения по тарифам и торговле, направленные против других стран или заключенные с другими странами).
Рыночные факторы (демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли).
Технологические факторы (изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг, успехи в технологии средств связи).
Международные факторы (цены на сырье, изменения валютного курса и политические решения в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков).
Факторы конкуренции (1. удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением? 2. какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент? 3. в чем уязвимость конкурента? 4. что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?).
Социальные факторы (ожидания, отношения и нравы общества; в частности, преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей).
Контрольные вопросы
1. Основные переменные организации: цели, структура, задачи, технология, люди.
2. Технология: крупные перевороты в технологии.
3. Внешняя среда и её значение в организации.
4. Характеристика внешней среды:
5. Основные факторы среды прямого и косвенного воздействия.
6. Факторы международной среды.
Рекомендуемая литература
1. Пивоваров С.Э.,Тарасевич Л.С. и др. Международный менеджмент.-СПб., Питер, 2007.
2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ - 2008.-327 с.
3. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения, учебник. М., -М, 2007,352
Тема 4. Коммуникации и принятие решений
План лекции
Процесс коммуникаций в современной фирме
Основные виды коммуникаций и трудности в развитии
Пути улучшения системы коммуникаций в современной фирме
Сущность, понятия и этапы разработки УР
Виды управленческих решений
Процесс коммуникаций в современной фирме
Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Элементы и этапы процесса коммуникаций. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал - средство передачи информации.
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получательпроходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Взаимосвязанные этапы:
1) зарождение идеи;
2) кодирование и выбор канала;
3) передача;
4) декодирование.
Эти этапы проиллюстрированы на рисунке.