Показатели качества процессов и результатов прогнозирования в управлении таможенной деятельности.
В качестве показателей качества процессов и результатов прогнозирования могут применяться:
· полнота учета факторов, оказывающих влияние на тенденции развития объекта прогнозирования;
· наличие установленных функциональных или корреляционных связей характеристик объекта прогнозирования с факторами, влияющими на его развитие;
· наличие вариантов прогноза и уровень разброса его результатов.
· оценка ошибки прогноза;
· уровень достоверности прогноза.
С целью достижения установленных характеристик прогноза его организаторы должны подвергнуть анализу методику прогнозирования и принять решение, возможно ли с использованием данной методики получить обоснованные результаты.
Разработка стратегических, тактических и оперативных планов. Стратегическое планирование представляет собой набор решений, которые определяют долгосрочные перспективы развития организации или вида деятельности и достижение долгосрочных целей.
Долгосрочный перспективный план определяет, исходя из сильных и слабых сторон организации, изменения в характере деятельности, видах и источниках ресурсов, адаптацию организации к внешней среде и изменения во внутренней структуре. Стратегический план придает организации определенность и индивидуальность, что позволяет ей осуществлять целенаправленную кадровую и экономическую политику.
С целью реализации стратегических (долгосрочных) планов разрабатываются более конкретные тактические (среднесрочные) и оперативные (годовые, квартальные) планы.
Основой для разработки планов организации и ее подразделений являются результаты прогнозирования, установки вышестоящих организаций (подразделений) и решение проблем несоответствия результатов деятельности установленным требованиям.
Характеристики, включаемые в планы, могут иметь конкретные абсолютные или относительные значения — индикаторы изменения.
14.Горизонты планирования детальности таможенных органов.
В зависимости от уровня и горизонта планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают:
· стратегические планы (разрабатывает центральный аппарат (ЦА) ФТС России);
· тактические планы (разрабатывают РТУ);
· оперативные планы (разрабатывают таможни, таможенные посты);
· планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений, должностные лица).
При формировании стратегии методы достижения цели рассматриваются довольно обобщенно. Такой подход дает большую свободу действий и предполагает разные тактические варианты достижения главной цели.
Стратегические цели являются прерогативой ФТС России и имеют, как правило, долгосрочный горизонт планирования. Они формулируются в первую очередь. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях, например в области подготовки кадров, организации и технологии таможенного оформления и контроля товаров, оптимизации системы таможенных органов. Сложность состоит в определении приоритетов целей. Затем вырабатываются среднесрочные и краткосрочные. Тактику разрабатывают в развитие системы.
15.Периоды планирования детальности таможенных органов.
В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия Результаты стратегии могут быть полностью отражены только по истечению нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями и средствами их достижения. Краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Тактикой называют краткосрочные стратегии.
Долгосрочные цели по основным направлениям таможенного дела отражают стратегический план развития таможенной службы (например, стратегия ФТС России, целевая программа развития (модернизации) таможенных органов и т. п.). Формирование долгосрочных (стратегических) целей согласовывается с разработкой концепций.
При этом под концепцией развития следует понимать систему взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития. Стратегический план — это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы.
Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.
Одним из стратегических направлений развития таможенных органов в современных условиях является повышение роли таможенной службы как регулятора внешней торговли.
Оперативные планы разрабатываются в таможнях (в том числе тыловых) и региональных таможенных управлениях. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля и их поставки.
В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть:
· долгосрочными (5 и более лет);
· среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2—3 года);
· текущими (до 1 года).
В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются:
· организационные планы;
· целевые программы развития;
· планы-задания по перечислению таможенных платежей.
16.Алгоритм процесса стратегического планирования.
Отечественные и зарубежные теоретики и практики в большинстве своем единодушны в отношении перечня и последовательности этапов стратегического планирования. Алгоритм стратегического планирования на предприятии традиционно включает несколько этапов:
1) формулирование миссии;
2) определение стратегических целей предприятия;
3) проведение стратегического анализа внешней среды предприятия;
4) проведение стратегического анализа внутренней среды предприятия;
5) разработку и оценку стратегических альтернатив;
6) выбор генеральной стратегии предприятия;
7) разработку функциональных стратегий предприятия;
8) составление и утверждение Стратегического плана предприятия.