Схема 1. Модель инновационного процесса
В общем виде инновационный процесс (ИП) можно представить в виде схемы:
ФИ → ПИ → Р → Пр → С → ОС → ПП → М → Сб,
где ФИ — фундаментальные исследования,
ПИ — прикладные исследования,
Р — разработка,
Пр — проектирование,
С — строительство,
Ос — освоение,
ПП — промышленное производство,
М — маркетинг,
С — сбыт.
Анализ этой схемы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ → ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ → ПИ;
Пр → С) и т. д. Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Однако и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р , Пр , С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Научная работа - исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
Количество новой информации убывает от ФИ к ПП, и исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений только в теории вопроса.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, но оно является фундаментом инновационного процесса. Необходимость теоретических исследований зависит от потребностей практической деятельности и синтезом предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме 2:
Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ → Р → ПР и т.д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат, и из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории вопроса).
Инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Таблица 1. Основные направления прогнозирования научно-технических инноваций
Направления прогнозирования | Необходимые условия | Обобщенный (ожидаемый) результат |
Учет цикличности науки и техники в прогнозах | Развитие теории цикличности революционных переворотов в технологии | Учет неравномерности динамики в технике |
Учет взаимодействия воспроизводственных процессов основных производительных сил | Систематическое изучение закономерностей воспроизводственных процессов и их взаимосвязей | Обеспечение согласованности развития всех составляющих фондов воспроизводства техники нового типа |
Согласование прогнозов развития науки и техники | Выявление методологии процесса качественного преобразования интеграции науки и производства | Превращение интеграции науки и производства в единый научно-воспроизводственный процесс |
Расширение горизонтов прогноза | Соблюдение историзма исследований, выявление долгосрочных циклов и тенденций воспроизводственного процесса и науки | Формирование системы прогнозов разной длительности и определенности |
Альтернативность прогнозирования | Совокупность прогностических государственных, региональных хозяйственных и общественных организаций. Новая информация. | Возможность выбора наиболее результативных и реальных вариантов. Привлечение широкой общественности. |
Интернационализация прогнозирования | Широкое международное сотрудничество | Учет мирового опыта, выявление глобальных тенденций |
Повышение обоснованности прогнозов | Комплексное использование теорий, лежащих в основе прогнозирования. | Высокая результативность воздействия прогнозов на научность плановой деятельности |
Глобальная координация прогнозирования | Координирующие меры ассоциации прогнозистов. Обширная информация. | Повышение эффективности прогнозирования. |
Таблица 2. Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния | Корпоративная стратегия | Стратегия НИОКР |
Ресурсы | Распределение между сферами управления | Распределение между проектами |
Критерии определения целей | Экономическая обстановка на рынке | Положение корпорации на рынке |
Области бизнеса | Продуктово-рыночная стратегия | Технико-продуктовая стратегия |
Объекты планирования | Продуктово-рыночный ассортимент | Балансировка портфеля проектов |
Временной аспект | Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов |
Рис.1. Место дисциплины Инновационный менеджмент среди других учебных дисциплин
Рис. 2. Инновационная деятельность и её составляющие
Рис.3. Инвестиции в НИОКР и их коммерческие результаты
Рис.4. Инновационная деятельность и стратегическое управление
Рис. 5. Роль различных видов менеджмента на развитом рынке
Рис.6. Структура инновационного менеджмента в организации
Рис.7. Признаки классификации инноваций
Рис.8. Виды инновационных проектов
Рис.9. Виды рынков и инновации
Рис.10. Факторы, влияющие на инновационный процесс
Рис.11. Модель взаимодействия
Рис. 12. Элементы (А) и структура (Б) инновационного потенциала
А
Б
Рис.13. Ценовое управление инновациями
Рис.14. Инновационный цикл
Рис.15. Фазы создания и внедрения инноваций
Рис.16. Развитие инновационного менеджмента
Рис.17. Функции технопарков
Рис. 18. Функции инновационного менеджмента
Рис.19. Место инноваций на рынке
Рис. 20. Инновационный цикл