Сопряженная модель инновационного процесса (начало 70-х – середина 80-х гг. ХХ века)
Тема 1: Понятие инноваций и «инновационного потенциала». Формы инновационной деятельности
Содержание темы:
1) Понятие и виды инноваций
2) Инновация как объект менеджмента
3) Этапы инновационного процесса. Организационные формы инновационной деятельности
4) Характеристика инновационного потенциала
Классификация инноваций
1) По масштабам распространения:
-мировые; - национальные; - отраслевые; - локальные.
2) По сфере применения:
- в производстве; - в управлении; - на рынке; - в потреблении и т.д.
3) По видам:
- научные; - технические; - технологические; - экономические; - экологические.
4) По характеру внедрения:
- быстрые инновации; - затухающие; - замедленные; - равномерные; - скачкообразные; - нарастающие.
5) По степени прогрессивности:
- делающие прорыв в теории и практике;
-модифицирующие; - комбинированные.
6) По характеру связи с предшествующими образцами:
- открывающие новые направления в человеческой деятельности;
- заменяющие; - отменяющие; - возвратные; - имитирующие.
- 7) По целям:
- для сохранения и восстановления функций существующей системы;
- для временного приспособления количественным или качественным изменением среды;
- для коренной перестройки всей системы и создания нового варианта.
- 8) По степени новизны:
- абсолютные (нет аналога);
- относительные: частичные и условные
Инновация как объект менеджмента
Целью инновационного менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации:
-разработка и внедрение новой продукции и технологии;
-модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии;
-дальнейшее развитие и производство традиционных видов продукции;
-снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент– это особая организационно - управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических резервов путем использования инновации параллельно коммерческой деятельности.
Инновационный менеджмент выполняет следующие функции:
-планирование (стратегическое, текущее, оперативное);
-организация;
-мотивация;
-контроль.
Осуществление инновационного менеджмента предполагает:
-Разработку планов и программ инновационной деятельности
-Наблюдение за разработкой новой продукции и технология её внедрения
-Рассмотрение программ создания новой продукции и технологии
-Проведение единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделений)
-Обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности
-Обеспечение квалифицированным персоналом
-Создание временных групп для комплексного решения инновационных проблем
Этапы инновационного исследования
1 Фундаментальное исследование
2 Прикладные исследования
3 Опытно-конструкторские разработки
4 Освоение производства нового изделия
Организационные формы инновационной деятельности
1 Интерпартнерство
2 Малая инновационная фирма
3 Венчурные фирмы
4 Технологический центр
5 Научный парк
6 «Инкубатор»
7 Техно-полис
8 «Shin-off»
Структура инновационного потенциала
Уровневый подход к определению инновационного потенциала
1. Инновационный потенциал государства
2. Инновационный потенциал региона
3. Инновационный потенциал предприятия
4. Инновационный потенциал работника
Виды инновационных моделей
1. Первое поколение инновационных моделей(вторая половина 50-х – середина 60-х гг. ХХ века)Основные этапы:
Фундаментальные исследования (ФИ)
Прикладные исследования (ПИ)
Разработка (Р)
Проектирование (П)
Строительство (С)
Освоение (ОС)
Промышленное производство (ПП)
Маркетинг (М)
Сбыт (Сб)
ФИ-ПИ-Р-Пр-С-ОС-ПП-М-Сб
Рыночная линейно-последовательная модель инновационного процесса (конец 60-х –начало 70-х гг. ХХ века)
Сопряженная модель инновационного процесса (начало 70-х – середина 80-х гг. ХХ века)