Формирования и реализации программ
устойчивого социально-экономического развития региона и команды, обеспечивающие их реализацию
1. Анализ ситуации. Изучение, анализ ситуации в социально-экономическом развитии региона. Сбор и анализ исходной информации для выявления общих особенностей и тенденций развития региона и разработки общих идей самоорганизации и кооперации региональных территориально-отраслевых структур различного уровня. Выявление противоречий в уровне развития отдельных сторон социально-экономической системы региона. Описание исходных позиций, принципов для проектирования будущего.
Исполнители:Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова, Национальный институт развития ООН РАН, МОО «Устойчивое развитие», Некоммерческое Партнерство «Национальная Лига содействия оценочной, экспертной, аудиторской и консалтинговой деятельности», Центр экономических исследований Института глобальных и социальных движений.
2. Диагностика. Диагностика социальной конфликтогенности региона, мониторинг очаговых и стратификационных точек социальной напряженности, проведение комплекса мероприятий для повышения социальной безопасности региона и укрепления лояльности населения к региональной власти. Обеспечивается стратегия развития эффективным взаимодействием региональных и муниципальных команд на основе раскрытия ресурсов человеческого потенциала с целью обеспечения устойчивого регионального развития.
Исполнители:Социальная и Методологическая Платформы Народного Дела «Преображение»,Научно-исследовательский институт социального антропогенеза, Некоммерческое Партнерство «Национальная Лига содействия оценочной, экспертной, аудиторской и консалтинговой деятельности».
3. Мировоззренческие основы стратегии развития. Формирование мировоззренческих оснований и критериев канонов мироздания при разработке стратегий развития региона.
Исполнители:Мастерская концептуального мышления; Центр Проектирования Будущего, Российское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова, Национальный институт развития ООН РАН.
4. Образ будущего региона. Формирование системы показателей оценки уровня развития отдельных сторон социально-экономической системы региона. Прогноз регионального отраслевого развития, возможностей и путей обеспечения экономической, экологической, продовольственной и информационной безопасности региона. Прогноз развития технологического обеспечения программ развития, инфраструктуры и политической ситуации.
Исполнители:Мировоззренческая Платформа Народного Дела «Преображение», Мастерская концептуального мышления; Центр Проектирования Будущего; Отделение «Проектирование устойчивого развития» РАЕН, Российское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова, Национальный институт развития ООН РАН.
5. Целеполагание. На основе анализа ситуации в регионе, сформированного образа его будущего, прогнозных оценок развития социально-экономической системы региона формирование целей на кратковременный, среднесрочный и долгосрочный сроки. Цели формируются по различным сторонам развития региона. Целевые установки разрабатываются на основе критериев гармоничного духовно-нравственного и социально-экономического развития и мировоззренческих устремлений населения.
Исполнители:Мировоззренческая Платформа Народного Дела «Преображение»,Мастерская концептуального мышления; Центр Проектирования Будущего; Отделение «Проектирование устойчивого развития» РАЕН, Российское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова, Национальный институт развития ООН РАН.
6. Программное обеспечение развития. Формирование общей системной модели устойчивого развития региона в целом. Синхронизация комплекса программ развития на долгосрочную и среднесрочную перспективы с учетом позиций образа будущего региона, методологического единства программ социально-экономического развития и их системного наполнения комплексными проектными решениями. Разработки выполняются и реализуются в условиях ограниченной государственной финансовой поддержки и без расчета на привлечение иностранных инвестиций, с опорой на механизмы государственно-частного и государственно-кооперативного партнерств, использования отечественных технологий, механизмов концессии и активизацию предпринимательских усилий населения.
Исполнители:Методологическая Платформа Народного Дела «Преображение»,Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова, МОО «Устойчивое развитие», Некоммерческое Партнерство «Национальная Лига содействия оценочной, экспертной, аудиторской и консалтинговой деятельности», Институт экономических стратегий ООН РАН, Национальный институт развития ООН РАН.
7. Кадры, профессиональные компетенции развития. Осуществление подготовки, переподготовки и аттестации управленческих, научно-технических, инженерных, производственных, кооперативных и социальных кадров на основе образовательных программ по проектному управлению устойчивым развитием.В связи с этим организовываются подготовка и переподготовка кадров на базе образовательных заведений региона с привлечением специалистов российских научных и практических школ в области устойчивого развития и проектирования будущего.
Исполнители:Социальная Платформа Народного Дела «Преображение», Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова, Живой Университет, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Национальный исследовательский университет «МЭИ», Научно-исследовательский институт социального антропогенеза, Мастерская концептуального мышления.
8. Человеческий потенциал развития, командообразование. Усиление системной работы по развитию скрытого человеческого потенциала региона, в том числе взаимодействие с региональной и муниципальными управленческими командами, различными социальными и возрастными группами в части обучения целостному стратегическому мышлению и проектному подходу к управлению с целью эффективной самоорганизации (самозанятости и самообеспечения) населения региона.
Исполнители:Социальная Платформа Народного Дела «Преображение», Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова, Научно-исследовательский институт социального антропогенеза, Мастерская концептуального мышления.
9. Субъекты развития. Формирование субъектов стратегического развития региона для системного сопровождения (организационного, финансового, коммуникационного, кооперативного, образовательного) и реализации программ развития с их последующей корректировкой по мере их реализации и с учетом изменений внешней среды. Формирование эффективной инфраструктуры управления процессом создания и реализации стратегии развития региона с оптимальным использованием трудового потенциала населения региона. Предлагается создание и широкое использование соборных, земских, артельных и кооперативных форм коллективного управления территориями, программами и хозяйствами. Создание сети консультационных и сервисно-методических центров помощи предпринимателям, кооператорам как точек роста кооперативной консолидации созидательного и гражданского потребительского потенциала, народных инициатив и общественных компетенций.
Исполнители:Методологическая Платформа Народного Дела «Преображение»,Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова, ОО «Движение развития Кооперации», МОО «Устойчивое развитие», Центр Проектирования будущего, МРПО «Русское кооперативное общество», ПО «Эффективные технологии».
10. Сборка проектов развития. Осуществляется путем создания объединяющей модели устойчивого развития региона, которая системно интегрирует все региональные программы и проекты развития, что позволяет:
· обеспечить объединение процесса стратегического планирования с практической реализацией открытых отраслевых программ (начиная со стадии стратегического планирования) с интегрированными межотраслевыми решениями программ «АВТОНАД» и «ВОДОПРЕСС» (городская инфраструктура), «ЭКОВАТТ (обеспечение энергетической безопасности региона), «ПРОКОРМ», «ОГОРОДПРОМ» (обеспечение продовольственной безопасности регионов) и «ТЕРРА» (обеспечение экологической безопасности регионов);
· выделить в отдельные комплексы программы обеспечения продовольственной, энергетической, экологической безопасности, в том числе посредством интенсивного развития региональной потребительской кооперации;
· формировать межотраслевые и региональные балансы по объемам услуг, продукции, ресурсам, местным источникам энергии, отходам, водным ресурсам, перспективам развития территории;
· интегрировать социально ориентированные отраслевые решения в комплексные проекты с использованием механизмов концессии, государственно-частного партнерства, социальной франшизы, социального предпринимательства;
· сформировать программы развития транспортной инфраструктуры, сети логистических объектов, центров компетенций, научных и агропарков, как точек комплексного обеспечения создания высокотехнологичных рабочих мест, привлечения в регион квалифицированных кадров.
Исполнители:Технологическая Платформа Народного Дела «Преображение»,Университет «Дубна» (технопарк), МОО «Устойчивое развитие», Центр Проектирования будущего, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Национальный исследовательский университет «МЭИ»
11. Финансирование программ развития. Привлечение дополнительных финансовых и инвестиционных ресурсов через формирование региональных финансовых институтов для оптимизации и широкого использования механизмов консолидации различных источников финансирования проектов и программ социально-экономического развития региона (включая возможности специализированного бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения средств государственной поддержки, проектного финансирования, социальной франшизы и концессии, средств граждан и отраслевых инвесторов). Широкое использование механизмов государственно-частного партнерства, концессиии кооперации для модернизации электрических и тепловых сетей, стимулирования потребителей энергетических ресурсов в социальной и муниципальной сферах с целью минимизации бюджетных затрат и повышения надежности энергетического обеспечения объектов на территории региона. Создание современной социальной инфраструктуры (строительство детских садов, школ, медицинских и спортивных сооружений, объектов городской инфраструктуры и торговли) с использованием прорывных, инновационных отраслевых и инфраструктурных решений. Формирование и реализация программы строительства жилья средней ценовой категории на условиях государственно-частного партнерства (единства инвестиционного контракта, концессии и договора раздела продукции) и государственно-кооперативного партнерства (консолидация инвестиционного потенциала и немонетарных выгод государства, общества и бизнеса).
Исполнители:Финансовая Платформа Народного Дела «Преображение», Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; Межрегиональная общественная организация содействия продвижению новых технологий в социальную сферу «Устойчивое развитие»; Центр Проектирования будущего.
12. Идентичность.Концепция формирования и развития идентичности региона в структуре регионов Российской Федерации и регионов мира, в том числе и за счет развития целостности мышления команд управления развитием. Формирование региональных отраслевых центров компетенции для научного и технологического обеспечения, подготовки кадров, продвижения продукции в регионы мира.
Исполнители:Мировоззренческая Платформа Народного Дела «Преображение», Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; Межрегиональная общественная организация содействия продвижению новых технологий в социальную сферу «Устойчивое развитие».
13. Коммуникационное обеспечение регионального развития. Формирование синхронизированной комплексной программы публичных мероприятий и механизмов информационного, коммуникационного и партнерского обеспечения программ развития, программ исторических, культурно-просветительских и воспитательных мероприятий (фестивалей, международных военно-исторических реконструкций, национальных праздников, общественных акций и международных форумов). Целеполагание и сопровождение региональных проектов ИТ обеспечения социально-экономического развития Края, направленных на цели формирования открытой, гармоничной среды развития человека и общества, построения современных эффективных коммуникаций в триаде: государство – общество – бизнес.
Исполнители:Коммуникационная Платформа Народного Дела «Преображение»,Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН,Сообщество «СоКоммуникации» «Преображение»,Межрегиональная общественная организация содействия продвижению новых технологий в социальную сферу «Устойчивое развитие».
14. Развитие механизмов хозяйствования. Формирование научно обоснованных механизмов хозяйствования на основе коллективных форм управления, кооперации. Целеполагание и сопровождение региональных проектов развития малого и среднего бизнеса, кооперации, направленных на цели формирования многоукладной экономики региона, построения современных эффективных кооперативных технологий.
Исполнители:Кооперативно-организационная Платформа Народного Дела «Преображение»,Общероссийское движение поддержки развития кооперации,Центр Проектирования Будущего,МРПО «Русское кооперативное общество», ПО «Эффективные технологии».
15. Управление изменениями. Создание единой организационной модели, внедрение программы «СКАЛАР» и новейших компьютерных разработок системной организации, учета и контроля выполнения программ развития, обеспечивающих оперативную обратную связь.
Исполнители:Технологическая Платформа Народного Дела «Преображение», Национальный институт развития ООН РАН,Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова, Университет «Дубна» (технопарк),
Приложение 4