Методологии формирования стратегий развития
Структурные основы
Методологии формирования стратегий развития
социально-экономических систем (сообществ)
(структура и резюме разделов)
Проект. 10-11-2017
Общие положения.
1.1. Резюме разработки.
Краткоеизложение основных положенийМетодологии, общие выводы, направления и рекомендациипопрактическому использованию разработанной Методологии, план локализации и апробирования в региональных, отраслевых сообществах.
Основания для разработки Методологии.
Сложившаяся ситуация, системный кризис, идеи инициативной группы разработки методологии стратегического планирования,потребность в развитии и вовлечении творческого потенциала человека в развитие общества, необходимость поиска новых мировоззренческих оснований для формирования нового природного миропорядка в социальных образованиях и сетях, новых укладов взаимодействия народов и регионов страны, новых сущностных моделей странового, регионального и отраслевого развития, возможности использования выполненных стратегических разработок для воспитания, образования и гармоничного развития различных сообществ, социально-экономических систем всех уровней государственной иерархии, потенциальные заказчики прикладного использования разработанной Методологии (министерства, региональные администрации и правительства, администрации городов, отраслевых комплексов, руководство субъектов Российской Федерации, партии и общественные объединения,сообщества, территориальные общины,).
Нормативно-правовая база разработки.
Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты и документы, как основа проведения разработки Методологии и её дальнейшего практического использования. В разработке должны быть использованы положения Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ"О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Целевые установки разработки.
Формулированиемиссии и целей разработки Методологии стратегического планирования.В основе Методологии стратегического планирования должны быть самодостаточность объекта стратегического планирования, природоподобные (естественные) технологии и механизмы, требования целостности рассмотрения социально-экономических систем, догмы мироздания и мировоззренческие основы, духовная миссия русского народа в развитии цивилизации.
1.5. Основные термины и определения, принятые сокращения, условные обозначения, аббревиатуры.
Формирование категорийного аппарата разработки, основанной на единых контекстных методах, принципах, подходах, уточненных и примененных авторами.Методология стратегического планирования представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, подходов, общенаучных методов познания процессов развития социально-экономических систем и терминологий.
1.6. Особенности разработки.
Отличительныеособенности формирования всеобщих основ Методологии для методических рекомендаций(от принятых дорекомендуемых к разработке нормативных документов), использования их при разработке отраслевых и региональных методик, продвижения на все уровни стратегического планирования, консолидации показателей стратегического планирования социально-экономических систем различного иерархического уровня. Опора на исторический опыт русского народа, на традиции и культуру русской цивилизации, на естественные каноны мироздания и мировоззренческие основы русской цивилизации.
2. Анализ ситуации в стратегическом планировании в России и мире.
2.1. Анализ опыта стратегического планирования в странах мира.
Укрупненный системный анализ подходов, особенностей и технологий стратегического планирования в странах мира. Выводы о возможности использования этого опыта в условиях Российской Федерации (с учетом национальных особенностей).
Научное обоснование стратегии (разработка долгосрочных прогнозов, научное обоснование приоритетов, научная экспертиза проектов стратегии).
Системно-целевой подход.
Формулирование системы целей развития, построение дерева целейна основе мировоззренческих основ развития с опорой на сформулированный образ будущего и его показатели. Консолидация, синхронизация замыслов и смыслов развития социально-экономических систем и сообществ, путем использования методов оптимального регулирования и саморегулирования на всех уровнях иерархии этих систем и сообществ.
Системно-ресурсный подход.
Определение перечня необходимых ресурсов и их источников для практической реализации целей развития систем. Обеспечение сбалансированности поставленных целей и задач и наличных ресурсов. Новые источники ресурсов и их структура с опорой на немонетарные методы хозяйствования. Варианты экономических моделей, применимых и развиваемых в социально-экономических системах и отвечающих мировоззренческим критериям их целесообразного функционирования.
Выводы и предложения.
Итоговая резолюция
международного круглого стола:
«Россия: Созидание. Стратегии. Преображение.»
г. Москва 24 ноября 2017 года
В ходе прошедшего 24 ноября 2017 года в Московском Доме Национальностей международного круглого стола «Россия: Созидание. Стратегии. Преображение.» (мероприятие Марафонов «Россия: мировоззрение будущего») участниками были рассмотрены вопросы формулирования и учета мировоззренческих основ, образа будущего при комплексном стратегическом планировании и синхронизации программ и проектов развития страны и регионов, разработки конкретных инструментов и механизмов реализации стратегий развития и вовлечения всех заинтересованных участников в практическую деятельность по совершенствованию социально-экономических систем, с учётом законодательных требований по обеспечению стратегического планирования в Российской Федерации и задач реализации планов.
Констатируем, что большая часть современных стратегических разработок посвящена развитию экономики и экономических отношений без учета мировоззренческих цивилизационных основ и ценностных ориентиров. Более устойчивыми, осмысленными и целесообразными являются долгосрочные взаимовыгодные процессы, определяемые общими смыслами, замыслами, ценностными ориентирами. В рамках таких процессов экономические отношения существенно дополняются отношениями духовными.
Современный мир стремительно меняется, высокая динамика многих важных для человечества процессов не оставляет времени на их фундаментальное осмысление, на осознание последствий неудержимого формирования нового уклада жизни. Нарастающие угрозы во всех областях жизнедеятельности Человека накапливаются, и почти каждая из них может привести к непредсказуемым, катастрофическим последствиям. Что касается России, то общемировые негативные тенденции усиливаются в ней рядом факторов: необходимостью противостоять внешним вызовам и внутренним попыткам дестабилизации; оставшимися от 90-х структурными дефектами; и главное – отсутствием за все постсоветские годы ясной целостной стратегии цивилизационного развития, основанной на мировоззрении, в фокусе которого человек и человеческие отношения в гармониях системы «Природа - Человек - Общество».
В основном, стратегии регионального, отраслевого, государственного развития, разработанные в России за последние 25 лет и предлагаемые обществу сегодня, не имеют своей целью насущные интересы ЧЕЛОВЕКА, человеческих отношений. Нас вновь подталкивают к решению, хоть и важных, но частных задач: строительству рыночной экономики, формированию технологических укладов, осуществлению правовых реформ, не подчиняя эти и другие частные вопросы решению целостной наиважнейшей задачи – совершенствования человека во имя раскрытия и использования человеком своих творческих созидательных возможностей! Исправить ситуацию – наша совместная задача, смысл формирования создаваемых нами разработок, программ и конкретных проектов цивилизационного развития! Серьёзной проблемой нам видится фактическое игнорирование разработчиками методологических оснований и надежных методических инструментов при формировании целеполагания стратегического планирования, программирования и проектирования, т.е. определения направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, исходя из мировоззренческого базиса и вытекающего из негоидеального (совершенного) образа будущего - Человека и Общества.
В этих условиях нам требуется принципиально изменить отношение к стратегическому целеполаганию и стратегическому планированию, прийти к пониманию того, что, не имея перед собой идеального образа будущего, основанного на фундаментальных законах мироздания и духовно-нравственных традициях коренных народов России, мы рискуем утратить национальную идентичность и суверенную государственность.
Нынешние технологии стратегического планирования, программирования и проектирования будущего пока совершенно очевидно не справляются со своими задачами по гармоничному развитию многочисленных и разнообразных регионов России, по полноценному раскрытию индивидуального и коллективного творческого потенциала граждан страны. Поэтому мы, учёные и практики, предприниматели, государственные служащие и общественные деятели, соединённые оптимистичным созидательным мировоззрением и заботой о долгосрочном стабильном цивилизационном развитии Отечества, считаем, что нам необходимо приложить консолидированные усилия для формирования и реализации стратегий цивилизационного развития культурных и социально-экономических систем на основе единой методологии, способной гармонично и целостно синхронизировать развитие всех аспектов жизнедеятельности.
На круглом столе рассмотрены документы:
1. Мировоззренческие основы стратегического планирования социально-экономических систем.
2. Основные положения Методологии стратегического планирования социально-экономического развития регионов, отраслей и общества.
3. Консолидированный и синхронизированный по стратегическим целям пакет проектов, разработок и услуг для представления и реализации в регионах, отраслях и хозяйствующих субъектах России.
4. Пакет программ и проектов, разработок и публичных мероприятий, предложенных участниками круглого стола для организации финансирования в 2018 году.
5. Перечень базовых мероприятий Марафонов «Россия: мировоззрение будущего» на 2018 год как основа для синхронизации публичных действий участников данного круглого стола.
В целях долгосрочного и гармоничного социально-экономического развития регионов, отраслей и государства в целом, предлагаем во всех разработках, практических работах и исследованиях считать, что главной целью создания стратегий и программ развития регионов, отраслей и государства являются Человек и Общество: включение ценностных ориентиров здравого человеческого бытия, обеспечение разумных материальных потребностей и безопасности каждого, возможности творческого, духовно-нравственного роста. Исходя из этого, мы предлагаем:
· признать насущной необходимость формирования образа будущего, основанного на канонах мироздания и миропонимания, с учетом особенностей и исторического опыта России и населяющих её народов, а также создание мировоззренческого словаря (тезауруса). «Центру Проектирования Будущего» и его стратегическим партнерам до 26 января 2018 года сформировать рабочую группу по разработке методики изучения и формирования образа будущего России;
· обосновать необходимость перехода федеральных и региональных органов власти к единым методологическим основам социально-экономического развития, основанным на единой мировоззренческой цивилизационной платформе, синхронизации развития всех регионов и отраслей России. До 16 февраля 2018 года предоставить подготовленное обоснование соответствующим организациям и Правительству Российской Федерации. (Ответственный исполнитель – Научно-исследовательский «Центр Проектирования Будущего»);
· обратиться в Совет Федерации и Государственную Думу Законодательного Собрания Российской Федерации с предложением о создании координирующих комитетов и/или комиссий в области стратегического планирования развития регионов и отраслей в целях обеспечения защиты интересов народа и государства. Инициаторам проведения круглого стола до 26 января 2018 года направить соответствующие документы и предложения в вышеназванные государственные организации;
· до 26 января 2018 года расширить состав основной рабочей группы Научно-исследовательского «Центра Проектирования Будущего» (из числа участников круглого стола и по их представлению), работающей над формированием Методологии стратегического планирования гармоничного социально-экономического развития регионов, отраслей и общества;
· до 26 января 2018 года сформировать состав основной рабочей группы Научно-исследовательского «Центра Проектирования Будущего» (из числа участников круглого стола и по их представлению), работающей над формированием инициатив по развитию законодательного обеспечения стратегического планирования в России, с учетом положений разрабатываемой Методологии; Руководству «Центра Проектирования Будущего» привлечь источники финансирования для обеспечения деятельности указанных рабочих групп;
· осознавая ответственность перед будущими поколениями, обратить особое внимание на молодёжь. Путём новых мировоззренческих подходов к образовательным программам в системе разработок методологии и стратегий развития следует запустить процесс методичного перехода от «выращивания квалифицированного потребителя» к воспитанию Человека, ясно понимающего своё место в Мироздании и принимающего активное осознанное участие в созидании своего грядущего. Поручить «Центру Проектирования Будущего» до 26 января 2018 года сформировать основную рабочую группу по разработке предложений мировоззренческого подхода в системе образования и создания возможностей привлечения молодёжи к формированию стратегий и образа будущего;
· констатируя тенденции разрушения института семьи, традиционных семейных ценностей и родовых укладов, что ведёт к уходу от человеческого общения в виртуальную жизнь, незамедлительно включиться в работу восстановления традиционных семейных укладов на основе традиционных для России цивилизационных ценностей, здравого человеческого бытия. До 26 января 2018 года «Центру Проектирования Будущего» создать экспертную группу по проработке программ восстановления семейных ценностей и запуска проведения конкретных мероприятий по этой теме.
· сформировать и до 26 января 2018 года предоставить заинтересованным организациям, администрациям и правительствам регионов, муниципальным образованиям, отраслевым министерствам комплекс предложений разработки и актуализации стратегий развития на основе формируемой единой Методологии стратегического планирования;
· начать практическую реализацию отраслевых программ развития в условиях пилотных регионов России (участниками круглого стола в качестве таких регионов предложены: Краснодарский край, Ставропольский край, Брянская, Волгоградская и Калининградская области). Инициаторам круглого стола до 26 января 2018 года направить главам правительств и администраций этих регионов согласованные и принятые круглым столом предложения по разработке и реализации стратегий и программ социально-экономического развития;
· осуществить синхронизацию действий участников круглого стола в ходе реализации мероприятий и действий Марафонов «Россия: мировоззрение будущего». До 26 января 2018 года сформировать совместный план мероприятий, действий и проектов на 2018 год и подать заявки на гранты по финансовому обеспечению комплекса мероприятий;
· продолжить взаимодействие участников круглого стола в формате Марафонов «Россия: мировоззрение будущего» с целью выработки и реализации стратегий развития социально-экономических систем, практических решений и проектов для различных регионов, отраслей и сообществ в 2018 году;
· информационным партнерам круглого стола (ИНИОН РАН, Общественно-политический журнал «Мужская Работа», газета «Славься, Отечество!», Медиа-холдинг «Регионы России», Пресс-центр Института стран СНГ, Сообщество «СоКоммуникации» и другие) обеспечить широкое распространение итоговых материалов мероприятия;
· предложить НД «Преображение» до 20 декабря 2017 года направить настоящую резолюцию всем участникам круглого стола, заинтересованным в развитии и гармоничном взаимодействии регионов России, государственным организациям, предпринимательским сообществам и общественным объединениям страны России, а также международным организациям и межгосударственным объединениям.
Для получения дополнительной информации – [email protected]
Приложение 3.
Список
Участников разработки
1. АНО по-городскому и региональному развитию «Урбэкс-развитие».
2. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
3. Евразийская организация экономического сотрудничества.
4. Институт экономических исследований РАН.
5. Институт социальных и религиозных исследований РАН.
6. Мастерская концептуального мышления.
7. Международная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова.
8. Межрегиональная общественная организация содействия продвижению новых технологий в социальную сферу «Устойчивое развитие».
9. Народное Дело «Преображение» (его отраслевые Платформы).
10. Национальный институт развития ООН РАН.
11. Научно-исследовательский институт социального антропогенеза.
12. Научно-исследовательский Центр Проектирования Будущего.
13. Национальный исследовательский московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ).
14. Национальный исследовательский университет «МЭИ».
15. Некоммерческое Партнерство "Институт Регионального Экономического Развития".
16. Некоммерческое Партнерство «Национальная Лига содействия оценочной, экспертной, аудиторской и консалтинговой деятельности».
17. Российское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова.
18. ПО «Русское кооперативное общество».
19. ПО «Эффективные технологии».
20. Центр реализации стратегий "МетаКонсалтинг"
21. Центр экономических исследований Института глобальных и социальных движений.
Приложение 3
Процессы
Проектирования будущего,
Структурные основы
Методологии формирования стратегий развития
социально-экономических систем (сообществ)
(структура и резюме разделов)
Проект. 10-11-2017
Общие положения.
1.1. Резюме разработки.
Краткоеизложение основных положенийМетодологии, общие выводы, направления и рекомендациипопрактическому использованию разработанной Методологии, план локализации и апробирования в региональных, отраслевых сообществах.