Менеджер, его роли в организации. Менеджер и предприниматель
Менеджмент
Основные понятия менеджмента
Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.
Менеджмент является составной частью управления. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», хотя второй термин намного шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.
Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.
Целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное функционирование систем управления.
Целью менеджмента как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей, путем рациональной организации торгового процесса и развития технико-технологической базы организации.
Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизма эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации - это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.
Задачи менеджмента:
Главная задача – обеспечение существования предприятия на рынке. Руководство должно заниматься рыночными исследованиями, должно выявлять настоящие и будущие потребности своих потребителей; хорошо знать конкурентов, то есть заниматься маркетингом. Рынок подвижен - менеджмент должен быстро реагировать на изменения.
Обеспечение инноваций. (Новые услуги, более высокого качества, на более приемлемых условиях по сравнению с конкурентами).
Инновации – изменения предприятия в лучшую сторону. (Использование новых видов сырья, введение современных форм и методов облуживания, т. е. улучшение сервиса).
Экологическая проблема. (Руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов).
Организация работы коллектива. (Сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту, повышать эффективность труда сотрудников).
Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Менеджмент широко связан со многими экономическими, математическими, общественно – юридическими науками, такими как социология, психология, юриспруденция, социальная статистика и другие.
Виды менеджмента
Понятие организации. Общие характеристики организации.
Зависимость организации от внешней среды
Разделение труда в организации. Уровни управления
Управление древними организациями
Подходы к управлению на основе выделения различных школ
Развитие управления в России. Современная система взглядов на менеджмент
Процессный подход. Функции процесса управления. Связующие процессы
Системный подход. Открытие и закрытие системы
Ситуационный подход. Взаимосвязь ситуационного подхода и процесса управления
14. Сущность стратегического планирования
Миссия, цели организации. Характеристика целей организации.
Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды
Внутренняя среда и факторы, влияющие на управление
18. Сущность функции «планирование»
19. Виды планирования
20. Процесс планирования
Понятия и принципы организации процесса управления
Правила организации. Причины организационной деятельности
Взаимосвязь процесса и организационной структуры управления
Делегирование, ответственность, полномочия. Элементы организационной связи
25. Понятие и требования, предьявляемые к организационной структуре управления
26. Альтернативные варианты организационной структуры. Достоинства и недостатки
Звенья структуры управления. Свзи в организации
Понятие информации. Требования предьявляемые к информации
Менеджмент
Основные понятия менеджмента
Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.
Менеджмент является составной частью управления. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», хотя второй термин намного шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.
Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.
Целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное функционирование систем управления.
Целью менеджмента как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей, путем рациональной организации торгового процесса и развития технико-технологической базы организации.
Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизма эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации - это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.
Задачи менеджмента:
Главная задача – обеспечение существования предприятия на рынке. Руководство должно заниматься рыночными исследованиями, должно выявлять настоящие и будущие потребности своих потребителей; хорошо знать конкурентов, то есть заниматься маркетингом. Рынок подвижен - менеджмент должен быстро реагировать на изменения.
Обеспечение инноваций. (Новые услуги, более высокого качества, на более приемлемых условиях по сравнению с конкурентами).
Инновации – изменения предприятия в лучшую сторону. (Использование новых видов сырья, введение современных форм и методов облуживания, т. е. улучшение сервиса).
Экологическая проблема. (Руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов).
Организация работы коллектива. (Сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту, повышать эффективность труда сотрудников).
Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Менеджмент широко связан со многими экономическими, математическими, общественно – юридическими науками, такими как социология, психология, юриспруденция, социальная статистика и другие.
Менеджер, его роли в организации. Менеджер и предприниматель
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определённого вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший.
По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего – организатором, психологом, социологом.
Роли менеджера:
1. Связана с принятием решений.
• Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;
• Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию производства, приносящие изменения;
• Контролирует разработку определенных проектов;
• При столкновении с нарушениями менеджер отвечает за корректирующие действия;
• Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;
• Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
2. Информационные роли.
• Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней среде, которую использует в интересах дела;
• Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;
• Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.
3. Межличностные роли.
• Выполняет обязанности правового и социального характера;
• Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников;
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К организаторским способностям относятся:
- Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);
- Контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);
- Стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);
- Доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).
Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять людьми, а именно:
- знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников;
- защита интересов тех и других на справедливой основе;
- психологическая компетентность менеджера;
- умение устранять неспособных с целью эффективного функционирования фирмы.
1. Предприниматель является собственником бизнеса, а менеджер — наемным работником.
2. Предприниматель получает весь доход своего предприятия, менеджер – оговоренную ранее зарплату или, реже, процент от прибыли.
3. Присутствие предпринимателя в компании не обязательно. Его обязанности по контролю за деятельностью подчиненных выполняет менеджер.
4. Предприниматель решает стратегические вопросы развития предприятия, менеджер – текущие.
5. Предприниматель ставит задачи по развитию компании, менеджер регулирует их эффективное выполнение.
6. Предприниматель стремиться к динамике развития предприятия, менеджер ищет постоянства.