Ключевые роли менеджера и соответствующие им способности

Роли Обязанности Способности
Управление финансами Рекомендовать, отслеживать и контролировать использование ресурсов Нормативное поведение. Прогнозирование последствий
Управление информацией 1. Добиваться получения, оценивать и организовывать информацию, необходимую для действия. 2. Обмениваться информацией для решения проблем и принятия решений Умение анализировать и обобщать результаты. Системное мышление. Знание информационных и коммуникативных технологий
Управление персоналом 1. Участвовать в наборе и отборе персонала. 2. Развивать команды, отдельных лиц и себя лично в целях улучшения исполнительской деятельности. 3. Планировать, распределять и оценивать работу, выполняемую сотрудниками. 4. Создавать, поддерживать и совершенствовать эффективные рабочие отношения Коммуникабельность. Терпимость. Честность Осознание необходимости саморазвития и самосовершенствования
Управление операциями 1. Проводить и улучшать операции по услугам и производству продукции. 2. Участвовать в осуществлении изменений в услугах, производстве и системах Компетентность. Способность к риску. Логичность и ясность мышления при определении целей. Смелость в принятии решений. Умение реагировать на изменения внешней среды. Перспективное мышление. Высокая работоспособность

Если определять компетентность исходя из управленческих задач и функций, то можно выделить четыре группы способностей: организационно-управленческие умения, умение управлять операциями, умение управлять персоналом, умение управлять финансами. При выполнении различных функций проявляются те или иные способности, отраженные в таблице 8

При оценке управленческой компетентности следует иметь в виду следующее:

- эксперты сильно полагаются на собственные представления менеджеров о том, что они делают;

- в совершенных концепциях управленческой компетентности путаются описывающие методы, т.е. что менеджеры делают на са-мом деле, и предписывающие методы, т.е. что они должны делать;

Управленческая компетентность будет обеспечена в случае:

- выбора подходящего стиля управления;

- удачного формирования моделей отношений между подчи-ненными и менеджером;

- обеспечения целостного процесса обучения персонала.

Таблица 8

Отношение между функциями менеджмента и блоками компетентности

Функция Задачи Соответствующая группа способностей
Планирование 1. Определение целей организации. 2. Разработка планов действий. 3. Определение, каким образом план должен быть выполнен. 4. Информирование других об этом Организационно управленческие умения. Умение управлять финансами. Умение управлять персоналом
Контроль 1. Контроль за исполнением обязанностей. 2. Обеспечение обратной связи. 3. Вознаграждения и принятие дисциплинарных мер Организационно управленческие умения. Умение управлять персоналом. Умение управлять финансами
Организация 1. Определение необходимого персонала и ресурсов для выполнения плана. 2. Определение структуры. 3. Разработка стандартов исполнения обязанностей. 4. Информирование других об этом Организационно управленческие умения. Умение управлять операциями. Умение управлять персоналом
Мотивация 1. Формирование чувства долга. 2. Стимулирование интереса к работе. 3. Развитие способностей у подчиненных Умение управлять персоналом
Координация 1. Стимулирование сотрудничества между отделами, рабочими группами. 2. Переговоры с целью разрешения конфликтов и устранения разногласий. 3. Представление организации внешним группам Организационно-управленческие умения. Умение управлять персоналом. Умение управлять операциями


Уровни управления

Перед организацией стоят задачи разного уровня - стратегические, тактические, оперативные. Следовательно‚ их должны решать менеджеры разных уровней. Поэтому в любой компании существует иерархия управления.

Большинство фирм имеет 3 уровня управления: верхний, средний, нижний. Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции, указанные А. Файолем. Различие состоит в том, какое значение они придают той или иной функции.

Верхний уровень (президент, вице-президент, директор). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом.

Средний уровень (управляющие конторами, старшие мастера, начальники цехов, отделов). Они должны организовывать работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты. В основном‚ это решение тактических задач, могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Управляющие этого уровня отвечают за производительность и эффективность контролируемых ими операций. Они осуществляют текущее планирование; налаживают связи между производственным персоналом и более высоким руководством; принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных операций; руководят подчиненными.

Нижний уровень (мастер, бригадир, экспедитор). Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).

В зависимости от размера организации, её отраслевых и территориальных особенностей, других факторов состав и функции менеджеров может меняться.

Затраты времени на выполнение основных функций менеджмента различаются по уровням управления (рис. 3).

Выводы

1. Управленческая деятельность – это особый вид деятельности, который характеризуется своим предметом, объектом и результатом

2. Управленческая компетентность представляет собой сочета-ние практических навыков и умений, знаний, способностей, включая личностные психологические черты и характеристики поведения, которые необходимы для успешного выполнения предписанной роли и решения определенной задачи.

3. Управление осуществляется на различных уровнях: верхний, средний и нижний.

[1] Фредерик Уинслоу Тейлор(1856-1915) – основатель школы научного менеджмента. После окончания технологического института в 1878 году работал в металлургической компании “Медвейл стил Ко” и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. Автор многочисленных трудов в области металлургии и менеджмента: “Сделочная система” (1895), “Цеховой менеджмент” (1903), “Принципы научного менеджмента” (1911). Похоронен в Филадельфии, где на могиле начертано “Отец научного менеджмента”.

[2] Файоль Анри(1841 – 1925) – канадский инженер французского происхождения, созда-тель стройной организации управления производством («административная доктрина»), сформулировал 14 принципов управления. Основные работы: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении».

[3] Мэри Паркер Фоллет(1868-1933) – одна из первых теоретиков, обосновывающих не-обходимость научного исследования психологических аспектов управления, т.е. теория управления, по её мнению. Должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. Одна из первых выдвигает идею «об участии рабочих в управлении» и ратует за создание атмо-сферы «подлинной общности интересов»

[4] Элтон Мэйо(1880 – 1949) – американский социолог, один из основателей американской индустриальной социологии, выдвинул доктрину «человеческих отношений» как путь к установлению «мира в промышленности».

[5] Абрахам Маслоу(1908-1970) – практикующий физиолог, психолог, психоаналитик. Анализ и обобщение результатов наблюдения за пациентами, позволили ему построить иерархию человеческих потребностей.

[6] Крис Аржирис(1923) - основоположник теории, а также стратегии исследований и ме-тодологии обучения, получивших общее название науки о действии. Его используемый в применении как к индивидам так и к организациям подход дает возможность добиться изменения поведения отдельных людей и социальных систем.

[7] Людвиг фон Берталанфи(1901-1972) – австрийский ученый, постоянно проживающий в Канаде и США с 1949 г. Первооснователь обобщённой системной концепции «Общая теория систем». Постановщик системных задач - прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем.

[8] Честер Бернард(1886-1961) Основной научный вклад заключается в выполненном им анализе целей организации и роли ее руководителя. Он сознательно выступал против доминировавшего ранее “рационального” и “научного” подхода к организации, в котором он видел чрезмерный перекос в сторону экономической мотивации и анализа формальной структуры.

[9] Рассел Акофф(1919-2009) – известный ученый в области системного подхода, распространённого направления в теории организации и управления. Автор 22 книг, многие из которых переведены на русский язык («Планирование будущего корпорации», «Акофф о менеджменте» и др.)

[10] Питер Друкер(1909-2005)- американский ученый австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ в. Сформировал теорию о «глобальном рынке», автор концепции «информационного работника».

[11] Альфред Слоун(1875-1966) - Созданный им тип крупной автомобилестроительной фирмы «Дженерал Моторс» стал классическим для ХХ столетия, при том, что в США автомобилестроение нередко служило образцом менеджмента для других фирм и отраслей.

[12] Майкл Портер(1947) - разработал признанную методику анализа конкурентоспособности, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии — конкуренции на основе богатства).

[13] Игорь Ансофф(1918-2002) - американский математик и экономист российского происхождения, считается родоначальником концепции стратегического менеджмента. Основные труды – «Стратегический менеджмент», «Новая корпоративная стратегия».

[14] Том Питерс(1942) - один из крупнейших специалистов в области менеджмента, бизнес-консультант с мировым именем, создал идеологию постмодернистской корпорации. Такие книги, как «Стремление к совершенству», «Пир во время хаоса», «Управление освобождением» прочно вошли в корпус выдающихся размышлений о современном менеджменте.

Наши рекомендации