Различные методики оценки эффективности управления
Для комплексной оценки текущего состояния системы управления специалисты предлагают проводить анализ по следующим направлениям:
• оценка инвестиционной деятельности;
• управление финансами;
• эффективность внутренних бизнес–процессов;
• инновации и развитие инфраструктуры;
• обучение и развитие персонала;
• взаимоотношение с клиентами.
Анализ процесса управления организацией в разрезе указанных аспектов позволит наиболее полно ответить на основные вопросы:
- какой чистый доход, срок окупаемости и индекс доходности инвестиций?
- выгодна ли система управления акционерам?
- с какой командой сотрудников работает аппарат управления?
- как клиенты относятся к системе управления?
- каковы конкурентные преимущества и возможности их развития?- хорошо ли развита инфраструктура?
- и др.
Помимо указанных аспектов необходимо анализировать выполнение функций управленческого цикла: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Рассмотренный вариант комплексной диагностики позволяет зафиксировать максимальное количество проблем, в том числе и находящихся на стыках указанных аспектов.
Если у руководителей организации уже существует понимание остроты проблемы по каким–то отдельным аспектам системы управления организацией, то диагностику можно провести выборочно. Однако, в силу системности и взаимосвязанности аспектов, выборочный анализ не дает полноты картины, которую можно было бы получить при комплексном анализе эффективности управления.
Результатом диагностики будет структурированное описание проблемного состояния системы управления, выраженное через факторы успеха и показатели эффективности. После этого необходимо выяснить причины возникновения проблем, то есть определить причинно–следственную связь симптомов и их причин.
В некоторых случаях причинно–следственную связь можно выстроить «в уме», не прибегая к специальным инструментам и технологиям. Но если объем исследований велик, то лучше воспользоваться методикой определения причинно–следственных связей и результатов, например, диаграммой Каору Исикавы. Еще ее называют «рыбой» или «рыбий скелет», так как структура диаграммы напоминает скелет рыбы, где голова – это оценка эффективности управления, а от хребта скелета отходят кости – причины.
Диаграмма Каору Исикавы достаточно наглядно отображает причинно–следственные связи между проблемами оценки эффективности управления и причинами их возникновения.
Полученные в ходе диагностики показатели можно использовать для оценки эффективности управления. Специалисты отмечают, что оценка эффективности управления – задача, которую необходимо решать в самых различных ситуациях. На практике чаще всего этот вопрос возникает в связи с кризисным положением организации. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или оно является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования (т. н. управленческий аудит).
Другой распространенный случай – принятие решений о прямых инвестициях. Большинство профессиональных инвесторов (и в первую очередь венчурные инвестиционные фонды) прежде чем профинансировать какой–либо проект, проводят т. н. проверку «должной добросовестности» организации–реципиента, а поместив средства в организацию, пристально следят за эффективностью их использования.
В последнее время все чаще анализ и оценка эффективности системы управления оказываются востребованными в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации системы управления в организациях, входящих в холдинг, крайне важно определить, какую модель управления принять в качестве базовой. Оптимальное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из организаций и взять за основу наиболее эффективную.
Оценка эффективности системы управления организации нужна при проведении мероприятий по реинжинирингу или внедрению корпоративной информационной системы.
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от квалификации конкретных управленцев почти не зависит.
Операционная эффективность, т.е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в первую очередь определяется деловыми качествами управленцев, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.
Поэтому, чтобы оценивать эффективность управления, необходимо разделить оценку «системной» эффективности – эффективности системы управления и «операционной» эффективности –эффективности управленческой деятельности.
Различия в определении предмета анализа тесно связаны с различными подходами к моделированию и оценке эффективности управления организацией.
«Механистическая» модель рассматривает организацию как механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: станков, оборудования, рабочей силы, сырья, информации и т.д. – т.е. как машину для реализации целей ее создателей.
«Гуманистическая» модель представляет организацию как коллектив людей, выполняющих общую работу на принципах разделения и кооперации труда, при этом важнейшим фактором роста производительности труда является человек как социальный деятель, его знания, предпринимательские способности.
Обе модели, несмотря на их принципиальные отличия, имеют
одну общую особенность: цели организации однозначно определены и принимаются всеми участниками управленческой деятельности.
В отличие от этого «жесткого» системного подхода, «мягкий» системный подход исходит из необходимости учитывать разнообразные и разноплановые интересы стэйкхолдеров (помимо акционеров и менеджеров к ним относят также работников и их семьи, поставщиков и покупателей продукции организации, органы власти и некоммерческих партнеров – т.е. всех тех, кто так или иначе заинтересован в существовании организации.
Выбор тех или иных методик и инструментов сбора и анализа
информации зависит как от характера поставленной задачи, так и от того, кто ее ставит и с какой целью.
Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования.
Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача менеджмента состоит в
том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.
В качестве критерия эффективности деятельности организации и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (например, рентабельность), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (например, труда, основных фондов, инвестиций).
Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно эффект и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью конкретной организации. Обобщающие показатели отражают результат деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.
Для этого используются частные показатели. Так, для оценки эф-
фективности использования трудовых ресурсов применяется показатель динамики производительности труда; эффективности использования материальных ресурсов – показатели материалоемкости продукции, а эффективности использования основных фондов – показатели фондоотдачи или фондоёмкости, причем последний более аналитичен.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей – как количественных, так и качественных.
Особенно важное значение имеют качественные показатели социальной эффективности управления: повышение квалификации работников аппарата управления; рост уровня интеграции процессов управления; повышение имиджа менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование более высокой корпоративной культуры, лучшей управляемости системы, удовлетворенности трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект и эффективность.
Рациональная и своевременная оценка эффективности управления и экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволят повысить его эффективность и конкурентоспособность организации.