Делегирование полномочий и его роль в деятельности организации.
Делегирование полномочий является процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации.
Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.
Передача всех полномочий подчиненным или нижестоящему руководству не возможна. Есть ряд полномочий, которые не могут быть делегированы, ибо они входят в компетенцию общего собрания акционеров или учредителей организации. К ним относятся:
- определение основных направлений развития;
- утверждение отчетов и результатов работы;
- принятие устава и внесение изменений в него;
- избрание членов исполнительных и ревизионных органов;
- утверждение документов и издание приказов;
- изменение структуры предприятия, создание филиалов и отделений;
- принятие решения о ликвидации предприятия;
- увольнение сотрудников и др.
При делегировании должны соблюдаться три взаимосвязанных правила для того, чтобы данный процесс был успешным:
1. Каждому исполнителю ставится комплекс задач с учетом его квалификации, знаний и опыта;
2. Определяются конкретные обязанности;
3. Исполнители наделяются необходимыми правами.
Делегирование полномочий играет важную роль, особенно, когда возрастает значение человеческого фактора в решении производственных и управленческих задач. Эта роль может быть определена следующим образом:
- делегирование освобождает руководителя от выполнения несвойственных, рутинных операций, высвобождая время для решения важных вопросов;
- делегирование является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта;
- делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников, помогая раскрыться их способностям, проявиться инициативе и самостоятельности.
На практике делегирование полномочий часто неэффективно. Проблема заключается как в руководителях, так и в подчиненных. Со стороны руководителей существует проблема психологического характера, т.е. руководитель считает, что сам лучше выполнит задание. Ряд руководителей не доверяют своим подчиненным. Другие боятся рисковать, поскольку делегирование полномочий не освобождает от ответственности руководителей. Рано или поздно подобная ситуация приведет к неэффективной работе организации, что может в конечном итоге закончится банкротством предприятия.
Со стороны подчиненных блокирование процесса делегирования полномочий заключается в следующих причинах:
- боязнь критики за совершенные ошибки;
- отсутствие уверенности в себе;
- отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания;
- подчиненному не предлагается стимулов дополнительной ответственности.
В целях достижения эффективности процесса делегирования полномочий необходимо придерживаться принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.
Существует следующие критерии правильного делегирования полномочий:
1. Делегируйте заблаговременно! Решение о том, что и кому вы хотите и должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана.
2. Делегируйте в соответствии со способностями и возможностями своих сотрудников.
3. Делегируйте с учетом необходимости мотивации и стимулирования своих сотрудников.
4. Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.
5. Объясняйте сотруднику, о чем идет речь: об отдельном случае или длительном делегировании.
6. Однородные задачи делегируйте по возможности одному и тому же определенному сотруднику.
7. Передавайте сотруднику вместе с рабочей задачей полномочия и компетенцию, необходимые для ее выполнения.
8. Объясняйте смысл и цель задачи.
9. Крупные и важные задачи поручайте приказным путем, а если необходимо – в письменной форме.
10. Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях лучшего выполнения порученных ему ответственных задач.
11. Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации.
12. Избегайте того, чтобы без всяких причин вмешиваться в рабочий процесс.
13. Вместе с тем придайте сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения трудностей и проблем он всегда может попросить у вас совета и поддержки.
14. Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля.
15. Позвольте сотруднику представлять работу в высших инстанциях, либо соучаствовать в ее представлении на соответствующем уровне.