Делегирование полномочий как составная часть функции организации.

Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование — акт, превращающий человека в руководителя.

Цели делегирования:

1) разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

2) повысить дееспособность нижестоящих звеньев;

3) активизировать человеческий фактор, как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.

Существуют две основные концепции делегирования полномочий:

1) классическая — передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;

2) современная — принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.

Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:

- поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

- предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;

-формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:

- единоначалие — сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;

- соответствие — состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;

- координация — состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;

- достаточность — масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;

- мотивированность — расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность — это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.

Полномочия — это организационно закрепленные ограниченные права использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.

Законы Паркинсона.

Закон Па́ркинсона — эмпирический закон, сформулированный историком Сирилом Норткотом Паркинсоном в его сатирической статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» в 1955 году.

Первый закон Паркинсона.

Работа заполняет время, отпущенное на неё. Так, согласно Паркинсону, если бабушка может писать письмо племяннице год, то она и будет писать его год. Работа будет заполнять все сроки, на неё отведённые. Согласно Паркинсону, у этого закона есть две движущие силы:

- чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников;

- чиновники создают друг другу работу.

Второй закон Паркинсона.

Расходы растут с доходами

Следствие этого закона — рост налогов — лишь питает бюрократическую волокиту.

Третий закон Паркинсона.

Рост приводит к усложнённости, а усложнённость — это конец пути.

1. Объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на её выполнение.

2. Расходы стремятся сравняться с доходами.

3. Расширение означает расширение, а усложнение –разложение.

4. Численность персонала возрастает, независимо от того, становится работы больше, меньше или её нет совсем.

5. Если существует способ отложить принятие важного решения, истинный бюрократ обязательно его найдет.

6. Прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов.

7. Предполагаемая важность и сложность задачи возрастают прямо пропорционально выделенному на её решение времени.

8. Любой работник начинает терять хватку за 5 лет до достижения пенсионного возраста, чему бы этот возраст ни равнялся.

Закон для научных исследований

Успешные исследования стимулируют повышение финансирования, приводящее к полной невозможности дальнейших исследований.

Закон тысяч

Учреждение, в котором работают более тысячи сотрудников, становится «административно самодостаточным». Этот специальный термин означает, что оно создает так много внутренней работы, что больше не нуждается в контактах с внешним миром.

Закон задержки

Отсрочка — самая надежная форма отказа.

Закон телефона

…..Эффективность телефонного разговора обратно пропорциональна затраченному на него времени.

Первый закон Паркинсона: «Численность персонала любой управляемой подсистемы ежегодно растет независимо от состояния управляемой подсистемы». Ежегодный прирост управленческого персонала составляет 5-6 % ( там, где более 1000 сотрудников - > работают внутри организации, т.е. на самих себя).

Второго закона по Паркинсону НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!!

Третий закон Паркинсона: « Закон самовозрастания сложностей управленческих организаций». «Рост приводит к усложненности, а усложненность – это конец пути», - говорил Паркинсон ( распад СССР, объединение вузов и т.д. ).

Законы Питера.

1) Практически для каждого индивида - для вас точно так же, как и для вашего начальника, - последнее повышение будет повышением с уровня его компетентности на уровень его некомпетентности (Конечно, многие могут добиться нескольких повышений, поднимаясь с одного уровня компетентности на другой, более высокий. Но компетентность на новом месте автоматически делает их кандидатами для дальнейшего повышения).

2) Оценка или измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о компетентности (Тем не менее, существует тенденция выносить заключение о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывают в его достижение. Весомым могут посчитать мнение профессора, увенчанного учеными званиями, тогда как не исключено, что он всего-навсего образованный болван. Высокую оценку его идеям дают за старания, которые он приложил, получая образование и взбираясь по лестнице академических чинов к титулу полного профессора, но не за реальную полезность и не за качество его мыслей. Итак, Питер пришел к общему выводу: в иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

Следствия, вытекающие из закона Питера:

Cливки поднимаются вверх, пока не прокиснут.

Для каждой существующей в мире должности есть человек, не способный ей соответствовать. При достаточном числе продвижений по службе эту должность займет именно он.

Путешествие длиной в тысячу миль заканчивается одним единственным шагом).

Принцип Питера (или закон)

В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

То есть всегда наступает момент, когда работник перестаёт адекватно справляться со своей новой должностью.

В фотографии можно заметить нечто подобное, что можно сформулировать примерно так:

.Каждый фотограф стремится обладать техникой, освоить которую никогда не сможет.

То есть фотограф всегда будет хотеть камеру круче, чем у него есть сейчас, и чем на самом деле нужно. А, как известно, чем круче камера, тем сложнее ей пользоваться. Соответственно, уровень мастерства фотографа всегда ниже, чем требует его камера.

………Первый закон Питера: « Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала», - в иерархии каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности, т.е. если человек выше поднимается по карьерной лестнице, тем более он некомпетентен < - должна быть своевременная подготовка кадров.

Питер ввел термин СКО – синдром конечной остановки. В данном законе роль играет оценка личных способностей и кадры.

Второй закон Питера: «Закон саморазвития бюрократизма», - бюрократизм государственных и иных структур возрастает прямо пропорционально росту закрытости и времени существования этих структур. Чем дальше существует такая организация, тем больше в ней накапливается бюрократических элементов и она не способна решать проблемы окружающей среды.

Наши рекомендации