Тема 2.2. Основные управленческие функции.
1. Сущность, виды и принципы планирования.
Планирование – это один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.
Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.
Планирование ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако, всей информацией владеть невозможно в особенности о конкурентах.
Процесс планирования включает в себя 4 этапа:
- выработка общих целей предприятия;
- детализация и конкретизация целей;
- определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
- контроль за достижением целей.
Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы.
Принцип единства. Поскольку организация – это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Любые изменения в планах одного подразделения должны быть соответствующим образом отражены в планах других подразделений.
Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Участники плановой деятельности приобретают более глубокие познания различных сторон жизни компании; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы компании становятся их личными планами. Планирование, основанное на принципе участия, как бы объединяет оперативное руководство с планированием.
Принцип непрерывности. Процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими обстоятельствами, как неопределенность внешней среды и частые ее изменения, в виду чего фирма корректирует оценку внешних условий и уточняет планы. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.
Принцип гибкости. Он тесно связан с принципом непрерывности. Заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.
Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна. Так в стратегических планах определяются общие направления деятельности, а в краткосрочных планах и для отдельных подразделений информация прорабатывается и конкретизируется.
В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования:
по степени охвата:
- общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;
- частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности;
по содержанию планирования:
- стратегическое (поиск новых возможностей);
- тактическое (создание определенных предпосылок);
- оперативное (реализация возможностей);
по предмету планирования:
- целевое планирование (определение целей);
- планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансы);
- программное планирование (планирование программ производства и сбыта);
- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг);
по сферам функционирования:
- планирование производства;
- планирование сбыта;
- планирование персонала;
- расширенное общее планирование;
по срокам:
- краткосрочное (до 1 года);
- среднесрочное (от 1 до 5 лет);
- долгосрочное (от 5 лет и более);
с точки зрения структуры управления:
- общее планирование предприятия;
- планирование места строительства предприятия;
- планирование сфер деятельности;
- планирование работы подразделений фирмы;
по возможности изменения планов:
- жесткое;
- гибкое.
Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).