Базовые принципы пяти мировых премий по качеству
Ключевые ценности и концепции премии Болдриджа | Фундаментальные концепции EFQM | Принципы TQM премии Деминга | Принципы и ценности Японской премии качества | Принципы премии Правительства РФ в области качества |
1.Лидерство | 1.Ориентация на ре- | Систематическая | Принципы: | 1.Ориентация на по- |
2.Потребитель - | зультат | деятельность, | - приоритет кли- | требителя |
движущая сила со- | 2.Ориентация на по- | которая ведется | ента | 2.Лидерство руко- |
вершенствования | требителя | в масштабах | - возможности со- | водства и последо- |
3.Индивидуальное | 3.Лидерство и посто- | всей организа- | вершенствования | вательность в до- |
обучение и обуче- | янство цели | ции, чтобы по- | - важность персо- | стижении целей |
ние организации | 4.Процессный под- | высить эффек- | нала | 3.Менеджмент на ос- |
4.Ценность работни- | ход к управлению | тивность дости- | - гармония с об- | нове понимания |
ков и партнеров | на основе фактов | жения целей | ществом | процессов и фактов |
5.Оперативность | 5.Развитие и вовле- | компании и | Ценности: | 4.Вовлечение персо- |
6.Нацеленность в бу- | чение персонала | обеспечить по- | - качество | нала |
дущее | 6.Непрерывное обу- | требителей про- | - лидерство | 5.Непрерывная по- |
7.Инновации и раз- | чение, инновации и | дуктами и услу- | - процесс | знавательная дея- |
витие | улучшение | гами такого | - обучение | тельность и инно- |
8.Управление на ос- | 7.Развитие партнер- | уровня качества, | - время и скорость | вации |
нове фактов | ских отношений | чтобы удовле- | - партнерство | 6.Развитие партнер- |
9.Социальная ответ- | 8.Корпоративная со- | творить их по- | - экологическая | ства |
ственность | циальная ответ- | требности в | - безопасность и со- | 7.Взаимодействие с |
10.Нацеленность на | ственность | нужное время и | циальная ответ- | обществом |
результат и созда- | по доступной | ственность | 8.Ориентация на ре- | |
ние ценностей | цене | - управление на | зультаты | |
11.Системный взгляд | основе фактов - глобализация - справедливость - инновации |
Премии Правительства РФ в области качества учреждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423. Согласно Положению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206, премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. в своем обращении к участникам на церемонии награждения лауреатов 29 января 2015 года так прокомментировал происходящее: «…Хотел бы отметить профессионализм всех компаний, которые сегодня получат премии, и сказать, что вы многое делаете для укрепления конкурентоспособности, для развития своих отраслей…. Сегодня нам очень важны результаты и в области реальной экономики, и при создании продуктов в порядке импортозамещения, и при модернизации производств, которыми в значительной мере вы все занимаетесь. Поэтому общая позиция – что нужно ориентироваться на лидеров – остаётся абсолютно актуальной…».
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 9 установлено, что премии присуждаются по 3 категориям конкурсантов в зависимости от численности работающих в организации (не более 250, от 250 до1000 человек, свыше 1000 человек). Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовка предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 января 2005 г. № 18.
Организационно-техническое обеспечение деятельности этого органа возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ему же постановлением Правительства РФ от июня 2004 г. № 294 поручено проведение конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества.
Ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил 'российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности. В основу модели премий, а следовательно, и самооценки на соответствие ее требованиям, как и в другие конкурсные модели, заложены принципы всеобщего менеджмента качества.
Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает объективную оценку группы экспертов, которая представляется в виде экспертного заключения, содержащего данные о сильных сторонах деятельности организации и областях, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.
Основные условия участия в конкурсе:
1) добровольность;
2) возможность участия организаций независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг.
3) обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом;
4) обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника.
Ограничения участия в конкурсе заключаются в следующем.
1. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют материалы только в области качества продукции гражданского назначения.
2. К конкурсу не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).
3. Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии.
4. К рассмотрению принимаются материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса.
Основные этапы проведения конкурса.
1. Опубликование в СМИ объявления о проведении конкурса
2. Представление организациями заявок на участие в конкурсе
3. Подготовка и утверждение экспертов премии
4. Представление организациями-конкурсантами материалов для участия в конкурсе
5. Организация оценки материалов организаций-конкурсантов и проведение заседаний экспертных комиссий по выработке согласованных оценок
6. Организация обследования организаций-конкурсантов на местах и проведение обследования экспертными комиссиями
7. Подведение итогов конкурса года и подготовка предложений по присуждению премий и утверждению организаций для награждения дипломом Совета
8. Подготовка постановления Правительства Российской Федерации о присуждении премий по итогам конкурса
9. Церемонии награждения лауреатов премии и дипломантов конкурса
По результатам экспертизы материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования их на местах совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации, которые награждаются дипломами совета.
Постановление Правительства РФ о присуждении премий принимается, как правило, к Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в СМИ.
Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых: не более 3 премий – организациям с численностью работающих не более 250 человек; не более 3 премий – организациям с численностью работающих от 250 до 1000 человек; не более 6 премий – организациям с численностью работающих свыше 1000 человек.
Лауреаты премии получают диплом Правительства РФ и приз установленного образца. Награды руководителям организаций-лауреатов вручает Председатель Правительства РФ или его заместитель в торжественной обстановке в Доме Правительства РФ.
Организации — участницы конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев. Первая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); вторая характеризует то, что достигнуто («результаты»).
Рис. 1. Модель премии Правительства РФ в области качества
В первую группу входят следующие критерии:
• лидирующая роль руководства (критерий 1);
• политика и стратегия организации в области качества (критерий 2);
• персонал (критерий 3);
• партнерство и ресурсы (критерий 4);
•процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).
Вторая группа включает такие критерии, как:
• удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (критерий 6);
• удовлетворенность персонала (критерий 7);
• влияние организации на общество (критерий 8);
• результаты работы организации (критерий 9).