Перечень теоретических вопросов для домашней контрольной работы
1. Сущность менеджмента.
2. Менеджмент, как человеческий фактор.
3. Подходы к менеджменту.
4. Основные функции управления. Цикл менеджмента.
5. Научные школы управления.
6. Национальные особенности менеджмента (США).
7. Национальные особенности менеджмента (ФРГ).
8. Национальные особенности менеджмента (Япония).
9. Специфика менеджмента в России.
10. Характерные черты и стадии менеджмента.
11. Содержание процесса управления.
12. Планирование и его функции.
13. Функция мотивации. Современные теории мотивации. Содержательные теории.
14. Современные теории мотивации. Процессуальные теории
15. Стратегия. Стратегическое планирование.
16. Организация, как объект менеджмента.
17. Типы организаций.
18. Внутренняя среда организации
19. Внешняя среда организации.
20. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.
21. Сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса.
22. Основные виды коммуникаций.
23. Сущность управленческого решения.
24. Стадии управленческого решения.
25. Природа и типы конфликтов.
26. Управление конфликтной ситуацией.
27. Группы методов управления.
28. Управление временем. Время - ресурс менеджера.
29. Деловое общение, его виды и формы.
30. Правила проведения совещания.
31. Функция контроля.
32. Виды управленческого контроля.
33. Лидерство, власть и влияние.
34. Авторитет руководителя.
35. Стиль руководства.
36. Управленческое общение.
37. Техника телефонных переговоров.
38. Правила проведения деловых совещаний.
39. Типы собеседников
40. Этапы контроля.
41. Методы принятия решений
42. Уровни принятия решений. Этапы принятия решений.
43. Менеджмент, как наука и искусство.
44. Система мотивации организации.
45. Причины конфликтов.
46. Природа и причины стресса.
47. Стратегическое планирование.
48. Организация как объект менеджмента. Типы организации.
49. Функции и принципы управления.
50. Управленческое решение. Стадии и методы.
51. Экономические и неэкономические методы управления.
52. Правила ведения деловых бесед. Подготовка и проведение совещаний.
53. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы, этапы, виды.
54. Культурная среда. Характеристика культур.
55. Взаимоотношения и природа людей в культуре.
56. Лидер в области устойчивого развития. Убеждения партнеров.
57. Общественное разделение труда. Традиционный взгляд на проблему.
58. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента устойчивого развития.
59. Развитие менеджмента устойчивого развития в России и зарубежом.
60. Взаимосвязи естественных, социальных, экономических и политических факторов, важных для обеспечения устойчивого развития с целью решения остро стоящих проблем общества.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Перечислить цели менеджмента:
а) получение прибыли, повышение эффективности хозяйствования, стимулирование работы сотрудников предприятия;
б) удовлетворение потребностей рынка, повышение эффективности
хозяйствования, получение прибыли, решение социальных вопросов;
в) удовлетворение потребностей рынка, установление дифференцированных
цен на товары, разработка эффективного стимулирования сбыта;
г) получение прибыли, преодоление рисковых ситуаций.
2. Менеджмент - это:
а) умение добиваться целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения
людей;
б) система программно-целевого управления, перспективного и текущего
планирования, организации производства и реализации продукции;
в) самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности,
направленной на получение прибыли, в рыночных условиях;
г) все ответы верны.
3. Процедура контроля включает следующие этапы:
а) определение стандартов и источников информации о них, создание модели системы управления организацией, корректировка деятельности;
б) определение стандартов, сбор, обработка и анализ информации о достигнутых результатах, сравнение их со стандартами;
в) сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах, сравнение их с плановыми показателями;
г) выработка стандартов и критериев, сопоставление достигнутых результатов
с установленными стандартами, принятие необходимых корректирующих действий.
4. В основе эталонной власти:
а) сотрудник принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания;
б) потребность человека в принадлежности, причастности, отожествлении себя с некой харизматической личностью;
в) лежит влияние на человека с помощью страха;
г) умение менеджера использовать материальные и психологические приемы
мотивации.
5. При экспертном виде власти:
а) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями,
которые позволяют удовлетворить потребность;
б) характеристики влияющего настолько привлекательные для исполнителя,
что он хочет быть таким же;
в) влияние на человека осуществляется путем унижения, запугивания;
г) влияющий имеет право отдавать приказания, а работник должен подчиняться им.
6. Назвать школу управления, суть подхода которой заключается в разработке
модели процесса управления объектом:
а) школа человеческих отношений и поведенческие науки;
б) школа количественных методов;
в) школа научного управления;
г) школа административного управления.
7. Назвать школу управления, где главная идея подхода рациональноепостроение организации, как иерархической структуры:
а) школа человеческих отношений и поведенческих наук;
б) школа количественных методов;
в) школа административного управления;
г) школа научного управления.
8. Назвать школу управления, основные положения которой применениеприемов управления межличностными отношениями:
а) школа научного управления;
б) школа административного управления;
в) школа человеческих отношений и поведенческих наук:
г) школа количественных методов.
Вариант 2
1. Назвать школу управления, основанной на изменениях, рационализации, систематическом учете:
а) школа административного управления;
б) школа научного управления;
в) школа человеческих отношений и поведенческих наук:
г) школа количественных методов.
2. Назвать подход к менеджменту, рассматривающий функции управления как взаимосвязанные:
а) системный подход;
б) процессный подход;
в) ситуационный подход;
г) количественный подход.
3. Назвать подход, суть которого в том, что результаты одних и тех жеуправленческих действий в различных случаях могут сильно отличаться другот друга:
а) системный подход;
б) процессный подход;
в) ситуационный подход;
г) количественный подход.
4. Назвать подход, суть которого в том, что менеджеры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированны на достижения различных целей под влиянием внешней среды:
а) системный подход;
б) процессный подход;
в) ситуационный подход;
г) количественный подход.
5. Назвать тип производства, который характеризуется большим объемом выпускаемой продукции, при строго ограниченной номенклатуре:
а) серийное;
б) массовое;
в) единичное;
г) все ответы верны.
6. Назвать тип производства, в котором изготавливаются изделия сравнительно
большой, но ограниченной и периодически повторяющейся номенклатуры:
а) серийное;
б) массовое;
в) единичное;
г) все ответы верны.
7. Назвать тип производства, для которого характерны изготовление продукции
отдельными экземплярами или мелкими партиями, которые не повторяются:
а) серийное;
б) массовое;
в) единичное;
г) все ответы верны.
8. Назвать функции планирования:
а) прогнозирование, координирование, регулирование;
б) прогнозирование, моделирование, программирование;
в) организация, мотивация, контроль;
г) прогнозирование, координирование, программирование.
Вариант 3
1. Назвать вид планирования, при котором определяется кадровая политика,
общая маркетинговая стратегия:
а) долгосрочное;
б)среднесрочное;
в) краткосрочное;
г) все ответы верны.
2. Какой стиль регулирования конфликтов побуждает войти в положение другой
стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другойстороны:
а)приспособления;
б)компромисса;
в)сотрудничества;
г)уклонения.
3.Какой стиль регулирования конфликтов характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в конфликт, с сильным желанием кооперировать свои усилия с другими:
а) компромисса;
б) сотрудничества;
в) приспособления;
г) конкуренции.
4. Какой стиль регулирования конфликтов предполагает умеренный учет
интересов каждой из сторон и необходимости идти на определенные уступки:
а) компромисса;
б) сотрудничества;
в) приспособления;
г) конкуренции.
5. Какой стиль регулирования конфликтов характеризуется личнойзаинтересованностью в разрешении конфликта, без учета позиций другойстороны:
а) сотрудничества;
б) приспособления;
в)конкуренции;
г) компромисса.
6. Назвать общие функции управления:
а) учет, финансирование, снабжение, сбыт производство;
б) планирование, организация, мотивация, контроль, маркетинг;
в) маркетинг, планирование, финансирование, учет, анализ;
г) планирование, финансирование, хозрасчет, аренда.
7. Функции управления - это:
а) виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью;
б) виды управленческой деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления;
в) виды управленческой деятельности, зависимые от особенностей объектов управления;
г) все ответы неверны.
8. Основные функции управления - это виды управленческой деятельности:
а) зависимые от особенностей объектов управления;
б) отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой
направленностью;
в) которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления;
г) все ответы верны.
Вариант 4
1. Назвать вид деятельности, обеспечивающий достижение цели:
а) планирование;
б) организация; .
в) контроль;
г) мотивация.
2. Назвать функцию, стимулирующую достижение целей в процессе развития:
а) маркетинг;
б) мотивация;
в) контроль;
г) планирование.
3. Назвать функцию, связанную с постановкой цели развития объекта ипрограммы ее достижения:
а) контроль;
б) планирование;
в) организация;
г) маркетинг.
4. Назвать функцию, направленную на изучение и учет спроса и требованийрынка:
а) мотивация;
б) маркетинг;
в) организация;
г) контроль.
5. Кто из работников аппарата управления предприятия разрабатываеттактические планы:
а) директор, президент фирмы;
б) менеджер - управляющий;
в) бригадиры;
г) начальники цехов, заведующие фермой.
6. Какие методы управления характерны для экономики централизованногонерыночного типа:
а) административные (организационно - распорядительные);
б) экономические;
в) социально - психологические;
г) все ответы верны.
7. Какие методы управления опираются на интересы и заинтересованность людей:
а) административные (организационно - распорядительные);
б) экономические;
в) социально - психологические;
г) все ответы верны.
8. Для каких методов руководства - основным средством воздействия на
коллектив является убеждение:
а) административные (организационно - распорядительные);
б) экономические;
в) социально - психологические;
г) все ответы верны.
Вариант 5
1. Какие две формы отчетности используют фирмы:
а) финансовый, административный контроль;
б) административный, тактический контроль;
в) оперативный, тактический контроль;
г) предварительный, текущий, итоговый.
2. Какой контроль осуществляется путем получения отчетности по экономическим показателям, по стандартным формам от всех подразделений:
а) оперативный;
б) административный;
в) финансовый;
г) предварительный.
3. Назвать виды управленческого контроля:
а) итоговый, текущий, предварительный;
б) текущий, предварительный, стратегический;
в) стратегический, текущий, оперативный;
г) финансовый, административный.
4. Назвать тип менеджера, удовлетворяющего средними достижениями в производстве, половинной заинтересованностью в людях:
а) пессимист;
б) манипулятор;
в) организатор;
г) демократ.
5. Назвать тип менеджера, основное внимание уделяющему сохранению дружеских отношений между работниками, даже за счет производственных:
а) организатор;
б) диктатор;
в) демократ;
г) манипулятор.
6. Назвать тип менеджера, проявляющего максимальную заботу об эффективности производства, при минимальной заботе о подчиненных:
а) организатор;
б) демократ;
в) диктатор;
г) манипулятор.
7. Назвать стиль управления, при котором менеджеры навязывают свои решения
подчиненным:
а) демократический;
б) авторитарный;
в) либеральный;
г) научный.
8. Дать определение стилю руководства - это:
а) совокупность нравственных обязанностей, принципов и норм поведения;
б) совокупность приемов и способов осуществления управленческой
деятельностью;
в) значительное общепризнанное влияние личности;
г) установленный порядок поведения.
Вариант 6
1. Дать определение авторитету руководителя - это:
а) заслуженное доверие подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе;
б) общепризнанное значительное влияние личности, основанное на глубоких знаниях, высоких моральных качествах, кругозоре;
в) признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям;
г) все ответы верны.
2. Какое влияние оказывает на подчиненных псевдоавторитет педантизма:
а) авторитет возрастает, если руководитель дистанцируется от подчиненных и держится с ними официально;
б) при мелочной опеке сковывает творчество и инициативу подчиненных;
в) при чрезмерной гордости, высокомерии руководитель отрывается от коллектива,
теряет влияние на него;
г) надоедает подчиненным назиданиями и нравоучениями.
3. Назвать разновидность псевдоавторитета, при котором руководитель высокомерен, гордится бывшими заслугами:
а) авторитет педантизма;
б) авторитет чванства;
в) авторитет расстояния;
г) авторитет резонерства.
4. Назвать разновидность псевдоавторитета, при котором менеджер прибегает к угрозам:
а) авторитет расстояния;
б) авторитет чванства;
в) авторитет подавления;
г) авторитет подкупа.
5. Назвать разновидность псевдоавторитета, когда занижена требовательность при выполнении задания:
а) авторитет расстояния;
б) авторитет педантизма;
в) авторитет доброты;
г) авторитет чванства;
6. Назвать вид конфликта, который ведет к снижению личной удовлетворенности группового сотрудничества и эффективности деятельности коллектива:
а) функциональный;
б) дисфункциональный;
в) межгрупповой;
г) внутри личностный.
7. Назвать вид конфликта, который делает процесс принятия решений групповой более эффективным, ведет к повышению эффективности организации, обеспечивает самореализацию отдельной личности:
а) функциональный;
б) дисфункциональный;
в) межгрупповой;
г) межличностный.
8. Существует 4 основных типа конфликтов:
а) функциональный, дисфункциональный, между личностью и группой, межгрупповой;
б) межгрупповой, между личностью и группой, межличностный, внутри
личностный;
в) горизонтальный, вертикальный, смешанный, объективный;
г) объективный, субъективный, местный.
Вариант 7
1. Назвать тип конфликта, который возникает при столкновении личностей по поводу, целей, познания, в чувственном плане;
а) межгрупповой;
б) между личностью и группой;
в) межличностный;
г) личностный.
2. Назвать тип познавательного конфликта:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) субъективный;
г) объективный.
3. Официальные отношения в коллективе:
а) отношения между лицами, находящимися в подчинении друг у друга;
б) устанавливаются на основе законов, правил внутреннего распорядка, приказом,
других организационных и распорядительных документов;
в) отношения между лицами, не находящимися в подчинении друг у друга;
г) устанавливаются на основе симпатии, антипатии, идентичности, интересов,убеждений.
4. Неформальные отношения формируются:
а) на основе подкупа;
б) на основе симпатии, антипатии;
в) на основе угроз;
г) на основе организационно - распорядительных документов.
5. Источники авторитета:
а) доброта, угрозы, высокомерие;
б) должностной статус;
в) официальный, реальный авторитет;
г) доверие и уважение.
6. Способность менеджера представлять деятельность фирмы в целом и адаптировать ее к меняющимся условиям делового мира:
а) аналитичность;
б) концептуальность;
в) оперативность;
г) коммуникационность.
7. Способность менеджера строить свои идеи и разработки, как в устной, так и в письменной форме:
а) аналитичность;
б) коммуникационность;
в) коммуникабельность;
г) оперативность.
8. Способность менеджера строить свои отношения в общении с коллегами, каквнутри фирмы, так и за ее пределами:
а) коммуникабельность;
б) коммуникационность;
в) аналитичность;
г) оперативность.
Вариант 8
1. Что означает способность менеджера оперативно принимать решения:
а) обладать навыками организационных решений;
б) обладать квалификацией на уровне принимаемого решения;
в) обладать определенным уровнем технических знаний;
г) применять научные методы анализа.
2. При выполнении управленческих функций, на какие ресурсы опирается менеджер:
а) трудовые, материальные, финансовые;
б) люди, финансы, сырье и время;
в) время и деньги;
г) капитал и предпринимательская идея.