Тема 1. Роль исследования в развитии управления. Методология исследования управленческих ситуаций

Исследование как вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении универсальных путей и средств решения. Цели, задачи, объект и предмет исследования управления. Роль исследования проблемных ситуаций в менеджменте для принятия эффективных управленческих решений. Исследование как один из начальных этапов процесса управления. Типы исследования в менеджменте. Фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования. Зависимость вида применяемого исследования от организационных факторов: уровня принятия решения, желаемого результата и т.д. Проблемные ситуации в управленческой деятельности. Уровни постановки проблемы в исследовании: интуитивное осознание, локализация, композиция, оценка, обоснование, экспликация. Критерии выбора проблем исследования. Методология исследования. Основные методологические подходы в западном менеджменте

Тема 2. Общенаучные и формально-логические методы исследований в менеджменте.

Методы системного подхода (системный анализ, моделирование), логико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание). Определение основных целей исследования. Описание и предварительный анализ проблемной ситуации. Формулировка научной проблемы. Выработка гипотез. Понятие центральной и рабочих гипотез. Сбор и классификация информации. Этап разработки концепции (научной теории). Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории). Преодоление рассогласования между желаемым и реальным состоянием исследуемого объекта. Влияние формулировки критерия на решение проблемы.

Тема 3. Методы исследований операций в менеджменте.

Задачи, методологические принципы и рабочие при­ёмы исследования операций как специальной научной и практической дисциплины. Математические методы оптимизации: линейное, нелинейное, динамическое про­граммирование, теория игр, теория массового обслуживания и др., применённые к задачам разных областей практики. Важнейшие области применения методов исследования операций. Типы управленческих задач, решаемых с помощью методов исследования операций. Понятие и принципы оптимизации управленческих решений. Параметры и критерии оптимальности. Общая характеристика метода сетевого планирования и управления.

Тема 4. Конкретные (специфические) методы исследований в менеджменте.

Конкретные методы исследования как методы, отражающие специфику, предмет и задачи объекта исследования. Методы изучения документов. Методы социологических исследований. Тестирование, социометрия, деловая игра, методы имитационного моделирования. Метод экспертных оценок. Проблема отбора экспертов в состав экспертной группы. Методы отбора экспертов. SWOT-анализ: сущность, сферы применения, недостатки. Модификации SWOT-анализа: SNW-анализ, SMART-анализ. Метод анализа иерархий в менеджменте. Метод морфологического анализа. Метод мозгового штурма (мозговой атаки).

Тема 5. Планирование и организация исследований в менеджменте

Формирование программы исследования. Поисковые исследования и проекты. Типология целей исследования. Разработка и учет конкурирующих гипотез. Проверка гипотез. Экспериментальные исследования. Экспериментальная группа и ее формирование. Процесс исследования. Полевые эксперименты. Экспериментальная и квазиэкспериментальная программы. Программа взаимодействия отбора и проведения эксперимента. Анализ факторов, влияющих на результативность программы исследования.

Планирование и управление программами НИОКР. Определение проектов. Планирование портфеля проектов. Оценка эффективности управления портфелями проектов. Регулирование портфеля проектов с учетом эффективности управления и жизненного цикла продукта. Планирование исследований.

Организация управления НИОКР. Процесс разработки и принятия решений относительно НИОКР. Распределение ресурсов в НИОКР. Последовательный и параллельный подходы к решению научно-технических проблем. Научно-технический персонал НИОКР. Особенности руководителя исследованиями. Организационные структуры НИОКР и их развитие.

Организация маркетинговых исследований. Методические основы исследования маркетинга. Основные направления исследований в маркетинге. Исследование товарных рынков. Исследование потребителей. Исследование фирменной структуры рынка. Исследование внутренней среды предприятия, организационная структура управления службой исследования маркетинга. Система маркетинговой интеграции и организация маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований в корпоративных и договорных вертикальных маркетинговых системах.



Наши рекомендации