Характеристика вертикальной организационной структуры: специализация рабочих заданий, управленческая цепочка, норма управляемой централизация и децентрализация.
Характеристики вертикальной структуры отражаются в организационной схеме, которая является визуальным представлением структуры организации.
Организационная схема отображает управленческую цепочку, показывает задачи отделов и то, как эти задачи согласуются друг с другом, и позволяет увидеть порядок и логику деятельности организации. Для каждого работника устанавливается конкретная задача, властные полномочия и ответственность за принимаемые решения.
Организациям приходится выполнять самые разные виды рабочих заданий. Основной принцип распределения заданий заключается в том, что они могут быть выполнены более эффективно в случае специализации работников. Специализация рабочих заданий, иногда называемая разделением труда, определяется той степенью, в которой рабочие задания организации разбиваются на самостоятельные операции.Работники каждого подразделения выполняют только те задания, которые имеют отношение к их специализированной функции. Экстенсивная специализация в выполнении рабочих заданий означает, что работники специализируются на выполнении единичных задач. Задания становятся небольшими, но они могут выполняться эффективно. Наглядным примером специализации рабочих заданий может служить конвейер по сборке автомобилей, где каждый работник раз за разом выполняет одну и ту же операцию. Очевидно, что один работник не может эффективно собирать автомобиль целиком или даже выполнять большое число не связанных между собой операций.
Управленческая цепочка— это неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех членов организации и задающая отношения подчиненности между ними. В ее основе лежат два базовых принципа.
В соответствии с принципом единоначалия каждый работник подчиняется только одному менеджеру. В соответствии со скалярным принципом в организации должны иметься ясно определенные линии властных полномочий, связывающие всех ее работников. Властные полномочия и ответственность для разных заданий должны быть разными. Все работники должны знать, кому они подчиняются и какие есть уровни менеджмента в организации вплоть до самого высшего.
Управленческая цепочка подчиненности отражает структуру властных полномочий в организации. Властные полномочия — это официальное и законное право принимать решения, отдавать приказания и распределять ресурсы для достижения желательных для организации результатов.
Количество людей, находящихся в непосредственном подчинении у менеджера, называется нормой управления, или сферой контроля.
Норма управляемости определяется числом работников, подчиняющихся менеджеру. Эта характеристика структуры, иногда называемая нормой контроля, определяет, насколько тщательно менеджер может контролировать своих подчиненных. Традиционные взгляды на схему организационной структуры рекомендуют, чтобы норма управляемости равнялась приблизительно семи работникам на одного менеджера. Однако сегодня многие «бережливые» организации подняли норму управляемости до 30, 40 человек и даже более.
Средняя норма управляемости в организации определяет, является ли структура высокой или плоской. Для высокой структуры характерна низкая норма управляемости и большее число иерархических уровней. Плоская структура характеризуется высокой нормой управляемости в горизонтальном измерении и малым числом уровней иерархии.
В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а руководители низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решении перемещается вниз к руководителям, тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случаи известный как централизация, второй - как децентрализация.
Централизация относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, то есть с правами, которыми обладает данное лицо в организации. Чем больше организация, тем больше сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, жалобами потребителей или работников, поступающих. В случае, если скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль.
Децентрализация управления компанией становится возможной благодаря соблюдению определенных принципов делегирования. Суть этих принципов сводится к следующему: передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемого результата; подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения необходимого результата; передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность; каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий.