Причины, обусловливающие динамичность малого бизнеса. Определение малого бизнеса. Значение малого бизнеса. Инновационный подход к малому бизнесу.
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Значение малого предпринимательства в развитых рыночных странах со временем уменьшается, в том числе в розничной торговле, где доминируют крупные компании. Тем не менее, его роль остается существенной, поскольку малые предприятия:
1) производят особые виды товаров и услуг, которые крупные компании не готовы выпустить на рынок;
2) обеспечивают производителей рынком сбыта их товаров там, где не действуют крупные продавцы. Некоторые предприятия даже производят продукцию, специально предназначенную для мелких розничных продавцов, позволяя им выдерживать конкуренцию крупных торговцев.
В целях развития малого предпринимательства, было определено 13 направлений, с помощью которых европейское общество могло бы успешно продвигаться вперед по пути развития инновационных процессов К ним отнесли
- развитие мониторинга технологий и прогнозов,
- целевые исследования, направленные на инновации,
- развитие системы начального базового образования и системы повышения квалификации;
- обеспечение мобильности студентов и исследователей,
- реклама преимуществ инноваций,
- улучшение финансирования инноваций, создание благоприятного фискального режима для инноваций,
- защита прав интеллектуальной и промышленной собственности,
- упрощение административных процедур,
- создание благоприятной законодательной среды и управления,
- распространение экономической информации,
- поощрение инноваций на предприятиях, особенно на малых, сглаживание региональных диспропорций в распространении инноваций,
- совершенствование программ государственной поддержки инноваций.
20. Создание новой компании. Источники деловой мотивации и идей для открытия бизнеса. Разработка бизнес-плана. Этапы роста бизнеса и их особенности.
Алгоритм разработки состоит из четырех этапов.
Этап 1.-Определите свои конкурентные преимущества.
Компания может быть сильной в одной из пяти основных конкурентных перевесов: изделие, цена, доступность, впечатление или сервис. Оцените свою компанию по каждому критерию. Определите 1 – 2 критерии, в которых вы хотите и можете быть лидерами на рынке. Отразите это в миссии и сосредоточьте на этом все свои ресурсы. Не стремитесь к совершенству во всех пяти аспектах. Четко определите, чем вы НЕ будете заниматься. Иначе получится как в анекдоте: «У нас дешево, быстро, качественно. Выберите любые два».
Этап 2.-Определите, кто ваши клиенты.
В миссии важно указать, кто ваши клиент, – две – три целевые группы, чьи потребности вы удовлетворяете. Считать клиентами всех, у кого есть деньги, или всех, кому нужен ваш продукт, – это ловушка. Усилия должны направляться только на основных клиентов. Опишите типичный образ каждой группы целевых клиентов: возраст человека, пол, занятия, круг интересов, потребности, привычки, вкусы.
Этап 3.-Определите «Цель за целью».
Классический пример из маркетинга, известный многим: «Что нужно покупателю: дрель или отверстие в стене?» Ответ на этот вопрос помогает понять реальные потребности клиента. Клиенту не нужна дрель сам по себе, и даже НЕ отверстие в стене. Ему надо повесить картину и получить эстетическое удовлетворение. Это и есть «цель за целью». Какая цель за целью вашего бизнеса?
Этап 4.-Найдите свой уникальный способ реализации миссии.
Каждая компания должна изучить и хорошо знать свой рынок. Это сложно сделать, сидя в своем кабинете и читая аналитические отчеты. Необходимо общаться с сотрудниками, партнерами и клиентами, внимательно изучить работу конкурентов. Так, одна из скандинавских сетей супермаркетов удержала свое лидерство на рынке после либерализации законов и прихода на рынок мировых гигантов.
Существует множество причин и мотивов, побуждающих людей заниматься бизнесом. Все они могут быть сгруппированы в четыре большие группы факторов:деньги;азарт;творчество.;власть.
Но если предприниматель, открывая свое дело, стремится удовлетворить лишь один из мотивов, то он практически обречен на провал в бизнесе.
Независимо от сферы деятельности и особенностей компании, готовящей бизнес-план, можно отметить несколько стандартных этапов, которые необходимо последовательно пройти при его разработке:
1. Определение цели написания бизнес-плана.
Как правило, цель бизнес-плана определяется перечнем проблем, которые призван решить бизнес-план.
2. Четкое определение круга читателей бизнес-плана.
Следует четко представлять, готовится ли бизнес-план для внутреннего использования персоналом предприятия или же он предназначен для изучения иными лицами, которых фирма хотела бы видеть в качестве своих инвесторов - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты и др.
3. Сбор информации, необходимой для написания бизнес-плана.
На этом этапе необходимо выявить источники необходимой для разработки бизнес-плана информации и накопить определенный стартовый массив информации для начала работы над бизнес-планом.
4. Выбор структуры бизнес-плана и непосредственное написание текста пояснительной записки.
Этапы роста и развития бизнеса:
Самая первая стадия – это становление. Почти любой бизнес начинается с денег. Если человек занимается чем-либо, что денег вовсе не приносит, то это, скорее всего, лишь хобби. На стадии становления предприниматель должен располагать достаточной суммой денег для его дальнейшего развития. В первую очередь бизнес нужно развить и стабилизировать, чтобы он работал в нормальном режиме, и только после этого можно переходить к автоматизации.
Вторая стадия-активный рост.Когда деньги вложены, необходимые работы проведены, рекламная кампания организована, начинается рост, а значит – вторая стадия. Важно не останавливаться в развитии и использовать все средства привлечения большего числа клиентов. Чем больше людей Вы привлечете на стадии роста, тем больше постоянных заказов будет в будущем.
Третья стадия- окончательная стабилизация.Когда бизнес стабилизируется и появятся постоянные клиенты, которые будут приносить доход, то предприниматель получает своего рода свободу и финансовую независимость. Именно на третьей стадии бизнеса человек становится свободным от необходимости тратить 12 часов своего времени на работу.
21. Постановка целей и организационное проектирование. Организационное проектирование — важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами. Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления. Такое проектирование базируется на стратегических планах организации. Как правило, ранее, структура управления компаний складывалась исключительно под воздействием времени. Сегодня же, это результат целенаправленных действий по её совершенствованию. Разработка проектных решений для перспективного устройства бизнес-организации и по её переходу к перспективному целевому состоянию, в этом заключается организационное проектирование. Цели бизнес-организации и её главные проблемы являются отправными пунктами для разработки . Разрабатывается перспективное устройство организации таким образом, чтобы все проблемы были решены, а цели достигнуты. Принимая во внимание уже существующие возможности организации и обязательно учитывая рыночные тенденции, разрабатывается и формируется проект организационной системы для перехода организации к перспективному состоянию. Основные задачи организационного проектирования: - набора функционально обособленных элементов организации и связей между ними; - определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий; - закрепление их в нормативных документах.
22. Понятия целей и планов деятельности организации и их значение. Миссия, цели и планы. Иерархия целей. Критерии эффективности целей.
Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Иерархия целей. Эффективно разработанные цели организации представляют собой иерархическую структуру: достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня. Такая система называется цепочкой промежуточных результатов. Операционные цели обеспечивают достижение тактических задач, а тактические – решение стратегических задач. За достижение стратегических целей обычно отвечает высшее руководство, тактических – менеджеры среднего звена, оперативных – менеджеры первой линии и рядовые сотрудники. С другой стороны, в настоящее время имеет место тенденция к сокращению числа менеджеров среднего звена организаций и передаче части их полномочий работникам. Таким образом, рядовые сотрудники принимают все большее участие в постановке целей и процессе планирования. представлен пример иерархии целей. Обратите внимание, что стратегическая цель «открыть один новый сбытовой офис» и «ответ на запросы покупателей должен занимать не более двух часов».Критерии эффективности целейДля того чтобы процесс постановки целей не превратился в формальную обязанность, следует придерживаться определенных правил и рекомендаций.
23. Типы планирования. Управление по целям, одноразовые планы, постоянные планы и ситуационные планы. Планирование в турбулентной среде. Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач.Процесс планирования состоит как минимум из пяти этапов: 1. Прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. На этом этапе дается оценка риска.2. Выяснение и выбор альтернатив развития. 3. Формулирование целей. 4. Разработка программы действий и составление графика работ. 5. Формирование бюджета. Типология планов работы социокультурных организаций весьма разнообразна. Помимо изложенных видов и типов планов следует различать одноразовые планы, постоянные планы, ситуационные планы или сценарии. Указанные виды планов разрабатываются в особых случаях, когда следует решать цели учреждения в нестандартных условиях деятельности. С помощью одноразовых планов решаются задачи, которые вряд ли могут возникнуть когда-либо еще в будущем.Сценарное планирование – это один из наиболее эффективных инструментов стратегического управления, которое особенно интенсивно развивается в последние годы. Главный инструмент сценарного планирования — сценарный анализ. Этот метод применяется для стратегического управления процессами с высоким уровнем неопределенности, которые протекают в турбулентной среде.
24. Планирование в кризисных ситуациях. Планирование высоких результатов. Ситуационное планирование является важным инструментом антикризисного управления в условиях высокой степени неопределенности и риска, а также может быть основой антикризисной стратегии организаций. Оно оказывает влияние на успех кризисного менеджмента через решения, принимаемые руководителями антикризисного управления, программы, обеспечивающие легитимность и результативность кризисного менеджмента, и посредством реализации институциональной и организационной политики. Рассматриваются различные варианты связи качества ситуационного планирования и степени успешности кризисного менеджмента. При планировании кризисной ситуации, как считает Bird (1996), организация в первую очередь должна уточнить для себя своих внешних и внутренних потребителей. К внешним потребителям относятся люди, как например, общественность в целом, которые довольствуются последствиями развития кризисной ситуации. Для успешного планирования кризисной ситуации та или иная организация обязана четко определить, кого следует отнести к категории внешних потребителей по каждому конкретному случаю, а также сформулировать стандарты достижения успеха. Внутренние потребители должны иметь в своем распоряжении механизмы, которые им понадобятся для удовлетворения требований внешних потребителей.
25. Формулирование и реализации стратегии. Формулирование стратегии — процесс, следующий за этапом стратегического анализа и нацеленный на выбор одной из альтернативных стратегии.
Процесс формулирования стратегии включает следующие основы:
идеологическую — это видение, идеальное представление о состоянии бизнеса, в соответствии с которым организация хочет вести свой бизнес. Состоит:- из видения;- миссии;- целей;- потребительской оценки;
организационную , которая включает такие факторы, как:
- внешняя эффективность — знание структуры потребностей и степени удовлетворения их организацией, которая определяется, в частности, долей организации на рынке и тенденциями ее изменения. Внешняя эффективность включает также создание новых сфер предпринимательства и способность к их организации, демонстрирует деловые возможности организации и ее потенциал;
- внутренняя эффективность - состояние предприятия с точки зрения затрат, использования капитала и динамики производительности;
- характеристика способности к стратегическому управлению - оценка того, как руководство справляется с разработкой стратегии. Оценка должна касаться не только положения, существующего на момент исследования, но и возможностей развития ситуации. Руководство должно способно выбрать правильный курс и вести курсом всю организацию.
Реализация стратегии — использование стратегии с учетом всех факторов - направлена на:
- определение приоритетности задач;
- установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами;
- выбор и приведение в соответствие с осуществив: стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.
26. Определение стратегического менеджмента.Категории основополагающей стратегии компании. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития. До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.
27. Глобальные корпоративные стратегии.Назначение стратегии. Уровни стратегии. Процесс стратегического менеджмента. Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.В литературе по стратегическому планированию существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:
Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
28. Формулирование стратегии на корпоративном уровне. Формулирование стратегии уровня бизнес - единицы. Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Здесь принимаются вопросы о слиянии, приобретении или выходе из того или иного бизнеса. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Стратегические решения, предопределяющие приоритеты деятельности компании на относительно долгую перспективу — наиболее ответственны. В отличие от операционных ошибок, которые обычно легко исправить, стратегические могут привести к очень существенным, часто непоправимым последствиям. Менеджмент вынужден затрачивать значительные усилия для сбора и анализа информации, определения множества альтернатив, а также их проверки на жизнеспособность и привлекательность. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений руководства, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Надлежащее стратегическое планирование будет оказывать содействие развитию компании и росту стоимости акций. Процесс планирования – не прерывный процесс, его цель заключается в ежегодном формальном пересмотре и продлении плана. В рамках процесс должны быть обеспечены возможности формального пересмотра плана, так же распространение и официальное обсуждение стратегических директив позволяющих операционным подразделениям корпорации составляет свои планы.
Как правило, специалисты по управлению рекомендуют вначале разработать стратегию для каждой бизнес-единицы и только затем приступать к разработке стратегии корпорации в целом. Однако как показывает опыт, такой подход является очень затратным как с точки зрения времени, так и с точки зрения бюджета. Поэтому специалисты рекомендуют такую последовательность:
1. Разработка кратких стратегических концепций для каждой бизнес-единицы.
2. Разработка первого варианта корпоративной стратегии (формирование портфеля бизнесов, определение принципов и структуры управления портфелем)
3. Разработка детальных стратегий бизнес-единиц для наиболее важных направлений бизнеса.
4. Уточнение корпоративной стратегии с учетом разработанных стратегий бизнес-единиц.
5. Разработка детального плана реализации стратегии.
29. Силы, влияющие на конкуренцию в отрасли по Конкурентные стратегии. Стратегии партнерства. Формулирование стратегии на функциональном уровне. Выбор наиболее подходящей стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает предприятие. Если оно обладает устаревшим оборудованием, невысоко квалифицированными работниками и нет интересных перспективных технических новинок в запасе, но зато не слишком высока заработная плата и прочие затраты на производство, то наиболее подходит стратегия «ориентации на издержки» или «упор на издержки». Все зависит от того, на сколько широкой планируется быть номенклатура товаров. Если же сырье и материалы обходятся очень дорого, но на предприятии есть хорошее оборудование, отличные конструкторские разработки или изобретения, а работники обладают высокой квалификацией, то возможно применение стратегии обеспечения конкурентоспособности за счет организации выпуска товаров уникальных или с таким высоким уровнем качества, который оправдает в глазах покупателей высокую цену. Все виды конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения путей достижения конкурентных преимуществ можно разделить на две группы: 1. преимущества низкого порядка; 2. преимущества высокого порядка. "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".
30.. Реализация и контроль стратегии. Реализация в условной турбулентности. Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие:
- определение того, что и по каким показателям проверять;
- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
- осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.