Инновации в сфере сокращения персонала
Сокращение персонала в организациях любых форм собст-венности является довольно болезненным и непростым процес-сом. При этом, очевидно, что наряду с набором сотрудников процесс их сокращения является естественным и для большинст-ва компаний постоянным.
[Инновационный менеджмент, организационно-управленческие инновации, инновации в сфере комплекта-ции персонала, инновации в сфере сокращения персонала.]
Так, лишь 12 % английских компаний, по данным исследо-ваний «The Industrial Society», проведенных за период 1996–
73 По: Смирнов Б. М. Указ. соч.— С. 44.
2001 гг., не сокращали персонал74, а в России в период 1998-2000 гг. более двух третей предприятий указывали на намерение провести сокращения, «причем на 10 % предприятий планировалось произвести значительные сокращения персонала (до 32 %)»75, а например, в организациях США процесс сокращения персонала «…рассматривается как элемент стратегии перестройки фирмы на определенных этапах ее развития»76. Более того, по данным исследований американской ассоциации управляющих, «…55 % фирм обосновывали сокращение персонала снижением деловой активности, спадом в соответствующей отрасли. В то же время 45 % фирм связывали их не со спадом, а необходимостью более эффективного использования персонала, повышения производительности труда»77. Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день сокращение персонала является не способом сброса «ненужного балласта», но, напротив, данный процесс рассматривается как один из рычагов повышения эффективности деятельности организации, и инновации в этом процессе играют значимую роль.
[^Как уволить сотрудника без ущерба для репутации фирмы. Управление процессом сокращения персонала: опыт США.]
Однако даже при всей важности для организации процесса сокращений, а также несмотря на его обыденность и регулярность, связанные с этим эксцессы могут быть весьма значимы. Например, «проведенное фирмой «Novell» исследование показало, что 80 % опрошенных в случае увольнения, которое они посчитают несправедливым, готовы испортить репутацию своей компании или нанести ей какой-то ущерб при первом же удоб-
74 Скавитин А. В. Управление сокращением персонала: опыт Великобрита-
нии // Менеджмент в России и за рубежом.— 2004.— № 2.— С. 14.
75 Скавитин А. В. Стратегия сокращения персонала на российских предприятиях в
1998–2000 годах // AUP.RU — Административно-управленческий портал.— 2004
[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.aup.ru/articles/personal/1.htm.
76 Давыдов Ю. П. Управление процессами сокращений на фирмах США //
Интернет портал Института США и Канады РАН.— 1999 (2004) [Электрон-
ный ресурс].— Режим доступа: http://www.iskran.ru/russ/works99/davidov.html.
77 Давыдов Ю. П. Указ. электрон. ресурс.
ном случае»78. В этом контексте инновации в сфере сокращения персонала призваны не только обеспечить более эффективную работу персонала организации, но и должны играть значитель-ную роль в обеспечении ее безопасности.
В то же время необходимо отметить и основные различия современного положения в сфере сокращения персонала в запад-ных странах и России. В целом можно сказать, что, с точки зре-ния законодательства, регламентирующего увольнение и сокра-щение работников, российские организации находятся в более выгодном положении по сравнению с их западными коллегами. Например, лишь в очень немногих крупных российских пред-приятиях существует собственная пенсионная система, которая призвана быть дополнительным элементом социальной защиты работника в организации, а в соответствии с Трудовым кодек-сом, в случае сокращения персонала российское предприятие несет относительно небольшие издержки, не сопоставимые с за-падными предприятиями. К примеру, по российскому законода-тельству требуется выплачивать выходные пособия (в размере среднемесячного заработка), но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), при этом в соответ-ствии с законодательством любой развитой западной страны данные издержки выше в разы.
В соответствии же с американским законодательством «выход на пенсию раньше срока может быть только доброволь-ным, иначе компании грозит разбирательство по линии комиссии по обеспечению равных условий занятости. Налоговая служба США налагает запрет на пенсионные планы, если они заключают в себе преимущества высокооплачиваемым топ-менеджерам…, а министерство труда запрещает использовать пенсионные фонды на выходные пособия»79. Однако в современных условиях дина-мично изменяющегося мира, тем не менее, имеется общая тен-денция изменения подхода к сокращению кадров. Американские компании отказались от идеи «кнута и пряника», господство-вавшей в 20-е годы ХХ в. Постоянная угроза увольнения не рас-
78 Олейник И., Гудым Д. Как уволить сотрудника без ущерба для репутации
фирмы? // Управление персоналом.— 2004.— № 17.— С. 21.
79 Давыдов Ю. П. Указ. электрон. ресурс.
сматривается больше как источник мотивации к труду. Напро-тив, ведущие фирмы идут к созданию гарантий занятости, ста-бильности положения работника в организации в обмен на эф-фективный труд, в то же время инновационные технологии в сфере сокращения персонала, которые способствуют быстрым и адекватным сокращениям, не травмируют психику увольняемых, не имеют негативных последствий для организации, становятся обязательным элементом в сфере управления персоналом совре-менной организации.
Одной из первых организационных инноваций в сфере со-кращения персонала явилось применение так называемого лока-утного80 (lock-out) метода сокращения персонала.
Локаут-метод— это технология сокращения персонала, суть которой состоит в том, что работник увольняется с обяза-тельством восстановления при последующем расширении опера-ций фирмой.
В нашей стране в начале и в середине 90-х годов этот ме-тод активно применялся, но с учетом российской специфики. Специалисты формально не увольнялись, а отправлялись в вы-нужденный отпуск. И в западном, и в российском варианте ло-каута у работника остается надежда на возвращение на свое ра-бочее место в будущем, а организация, в свою очередь, осущест-вляет запланированный процесс сокращения персонала. При всех очевидных достоинствах метода (низкая конфликтоген-ность, условное сохранение специалистов в сфере влияния орга-низации, простота применения) существуют серьезные ограни-чения в его применении. Связаны они, прежде всего, с тем, что локаут может объявляться только в связи с объективно негатив-ной экономической ситуацией на предприятии и не может при-меняться в сфере «естественного» уменьшения численности пер-сонала.
Метод аутплейсмента (outplacement), в отличие от локаут-ного метода, может применяться в любой период развития орга-низации.
80 Иногда данный метод называют «лей-оф-методом» (от англ lay-off— выну-жденная безработица).
Аутплейсмент— это технология сокращения персонала, при реализации которой увольнение сотрудников организации происходит с соблюдением условий их последующего или пред-варительного переобучения с содействием (а в некоторых ком-паниях и с гарантией) в трудоустройстве.
Причем под трудоустройством подразумевается не только работа в сторонней организации, но и перевод сотрудника на ва-кантные должности (соответствующие программе переобучения) внутри организационных подразделений или филиалов органи-зации. Данный метод, имея множество положительных характе-ристик (он практически идеально сглаживает все негативные по-следствия сокращения персонала), имеет также и отрицательные стороны. Дело в том, что аутплейсмент крайне затратный метод, требующий подчас огромных капиталовложений в расчете на одного увольняемого (перемещаемого) сотрудника. Так, компа-ния IBM, в начале 80-х годов ХХ в. в рамках реструктуризации своих подразделений провела обширный внутриорганизацион-ный аутплейсмент. При этом компания IBM выплачивала своим сотрудникам выходное пособие «…в размере двух годовых ок-ладов плюс фиксированная сумма в $25 тыс. Компания брала на себя дополнительно обязательства по оплате услуг, связанных с поиском увольняющимся сотрудником новой работы и с пере-подготовкой, а также в течение фиксированного времени ком-пенсировала потери от ухудшения условий медицинского стра-хования»81. Также IBM брала на себя расходы по перевозке со-трудника и его семьи, а также личного имущества к новому мес-ту работы, помимо этого, компания помогала приобрести новый дом (квартиру) взамен оставленного.
При всей своей затратности метод аутплейсмента довольно широко применяется в крупных компаниях, имеющих обширную производственную сеть. Дело в том, что крупные компании (те их них, которые имеют собственную производственную базу) часто размещают производства в небольших провинциальных городах, имеющих дешевую рабочую силу. С течением времени эти компании становятся основным местом работы большинства
81 Давыдов Ю. П. Указ. электрон. ресурс.
жителей таких городов и проводимые сокращения без использо-вания аутплейсмента могут иметь серьезные социальные послед-ствия. Например, в 2001 г. французская компания «Danone» со-кратила 1800 человек и объявила о планах закрытия шести пред-приятий в Европе, что вызвало волнения и остановку производ-ства на нескольких предприятиях. Уволенные сотрудники, не найдя работы, организовали движение «Я бойкотирую Danone»… Несколько месяцев бойкота заставили «Danone» вве-сти программы переквалификации бывших сотрудников82.
Наиболее радикальной организационной инновацией в сфере сокращения персонала является применение технологии аутстаффинга (outstuffing).
Аутстаффинг— реализация кадровой политики по прин-ципу временного привлечения сотрудника, формально работаю-щего в специально созданной аутстаффинговой компании.
В этом случае не требуется вообще решения проблемы увольнения ввиду отсутствия самой проблемы. Аутстаффинг по-лучил широкое распространение во всем мире среди мелких и средних компаний, которые не в состоянии содержать собствен-ную юридическую службу и службу по персоналу. В этом случае организация берет специалистов из аутстаффинговой компании фактически в аренду и не несет никаких обязательств относи-тельно таких сотрудников. В нашей стране аутстаффинг также применяется (и в последние годы достаточно активно). Напри-мер, «в Москве действует отделение международного агентства «Kelly Services», где сегодня более 2000 сотрудников, зачислен-ных в его штат, работают по временным контрактам в фирмах заказчиков этого кадрового агентства. Причем руководители агентства отмечают постоянный рост интереса к аутстаффингу, выражающегося в росте числа заказов на эти услуги»83.
Инновации в сфере сокращения персонала могут базиро-ваться на определенном психологическом воздействии на потен-циально сокращаемых сотрудниках. Так, рейтинговый метод
82 Голунов И., Васильева Ю. Неблагодарное занятие // Ведомости.— 2004.—
29 сент.— С. А6.
83 Скавитин А. В. Указ. электрон. ресурс.
(или метод рейтинговой оценки персонала) основан на оценке деятельности и потенциала сотрудников организации и опреде-лении объективно наименее результативных работников, чья производительность ниже стандартов фирмы, с целью принудить их к добровольному увольнению за счет создаваемого психоло-гического давления, опосредованного сравнительным рейтингом. В качестве иллюстрации применения рейтингового метода инте-ресен опыт введения рейтинговой шкалы оценки персонала в компании «Merck». Данная организация ввела рейтинговый ме-тод с целью увольнения наименее успешных сотрудников. В ча-стности, «было решено выделять по 5 % лучших и худших ра-ботников. В результате текучесть кадров возросла. Но из числа попавших в «лучшие» (две верхние категории оценки) фирма потеряла лишь 3 %, тогда как из числа сотрудников, получивших одну из двух самих низких оценок, ушли из компании 23 %»84. Как видно из примера, компания «Merck» добилась свей главной цели — повышения результативности за счет увольнения наиме-нее эффективных работников, причем данные работники уволь-нялись из компании по собственному желанию, что было опо-средовано непринятием положения «худших» на предприятии.
Не менее эффективен и метод открытого окна (open window).
Метод «открытого окна»— технология сокращения пер-сонала, при реализации которой работникам в течение строго оговоренного срока предоставляется право уйти с неполным тру-довым стажем на пенсию.
Неполнота трудового стажа, как правило, варьируется от 3 до 5 лет, а срок подачи заявлений об уходе на пенсию состав-ляет от недели до трех месяцев. Данный метод позволяют быстро и сравнительно безболезненно сократить численность персонала, при этом (что немаловажно) омолодив организацию. Существен-ным недостатком метода «открытого окна» является отсутствие избирательности в сокращении персонала. Как правило, «окно открыто» для всех категорий сотрудников (например, в США это однозначно регламентировано законодательством), и невозмож-
Давыдов Ю. П. Указ. электрон. ресурс.
но разрешить ранний выход на пенсию одним сотрудникам, за-держав других. Именно в этой неизбирательности и заключается основной недостаток этого метода. Применяя метод «открытого окна», чрезвычайно трудно найти оптимальное соответствие ме-жду потребностями и реальным сокращением персонала по об-щему числу, тем более, что не бывает соответствия по персо-нальному составу. Например, при применении данного метода компания «Дюпон» хотела сократить 6,5 тысячи сотрудников, но вышли на пенсию вдвое больше, в том числе 400 ключевых ме-неджеров. Также и компания АТТ считает, что потеряла через «открытое окно» многих ярких менеджеров85.
Метод селективного (избирательного) сокращения лишен недостатков метода «открытого окна».
Селективное (избирательного) сокращение— это такой метод сокращения персонала, при реализации которого компа-ния собирает заявки тех работников, которые хотели бы уво-литься по собственному желанию с предоставлением достойного компенсационного пакета, однако сама процедура сокращения реализуется только для избранных компанией сотрудников в те-чение ряда лет.
То есть компания объявляет на определенный срок льгот-ный режим (как правило, имеются ввиду материальный компен-сационный пакет) увольнения по собственному желанию. Одна-ко компания заранее объявляет, что увольнения по льготному режиму будут производиться постепенно в течение ряда лет, и администрация их сама постепенно осуществляет, избирательно по подразделениям и лицам, в зависимости от ситуации. При этом в отношении лиц, изъявивших желание уволиться, прово-дится дифференцированная работа. Так, лиц, которых компания и сама желала бы уволить, увольняют в первую очередь, а вот с сотрудниками ценными для компании и в то же время изъявив-шими желание уволиться по собственному желанию проводится определенная работа. В частности, выясняется мотивация уволь-нения успешных сотрудников, что позволяет позиционировать основные ошибки в управлении, приводящие к неудовлетворен-
85 Давыдов Ю. П. Указ. электрон. ресурс.
ности наиболее ценных сотрудников условиями работы в компа-нии. После выяснения личностных диспозиций относительно увольнения у успешных сотрудников с ними проводится целена-правленная коррекционная работа по изменению их мотивации. Таким образом, организация может не только уволить неуспеш-ных сотрудников, но и предотвратить увольнение наиболее цен-ных специалистов.
Задание 6.2.1.Проанализируйте вышеуказанные техно-логии сокращения персонала. Какие из них, на ваш взгляд, наи-более эффективны? Обоснуйте ответ.
Выводы и ключевые идеи
Инновационные технологии отбора персонала не только способны повысить уровень профессионализма работников в организации, но и спрогнозировать потребность в различных ка-тегориях работников. При этом современные технологии могут построить систему отбора, основанную на принципах автомати-ческого регулирования тактических схем отбора, исходя из эко-номического положения компании, за счет учета соотношений между методами кадрового отбора и прямыми затратами, необ-ходимыми на осуществление этих методов. Данный метод по-зволяет спланировать как методическую составляющую отбора, так и определить общий уровень необходимых затрат. Специфи-ческие «узконаправленные» технологии отбора позволяют выяв-лять необходимые наборы качеств, состояний и компетенций. Так, например, case-интервью и психолингвистический анализ речи базируются на принципе уникальности каждого человека, который характеризуется набором индивидуально-личностных качеств, навыков, ценностей и моделей поведения, то есть ком-петенций. При этом каждая должность в организации имеет свой набор специфических качеств, которые необходимо выявить у отбираемых сотрудников. Очевидно, что чем сильнее будут сов-падать данные наборы с необходимыми должностными навыка-ми и умениями, тем больше будет эффективность и результатив-ность в профессиональной деятельности.
Assessment center (центр оценки — ЦО) считается на сего-дняшний день одной из наиболее инновационных форм органи-зации процедуры отбора и оценки. Суть центра оценки заключа-ется в том, чтобы создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявились бы имеющиеся у него профессионально значимые качества. Степень их выраженности оценивается подготовленными специалистами, и на основании этой оценки делаются заключения о степени пригодности аттестуемого к данной работе или продвижению по службе.
В современных условиях сокращение персонала является не способом сброса «ненужного балласта», но, напротив, данный процесс рассматриваются как один из рычагов повышения эф-фективности деятельности организации, и инновации в этом процессе играют значимую роль. Инновационные технологии, применяемые при сокращении персонала, включают в себя как воздействие на психологическую сферу работника с целью до-биться его «добровольного» увольнения, так и применение со-временных управленческих технологий на уровне организации. Технологии психологического давления на работников могут быть явно выраженными (моббинг — «выдавливание, выжива-ние» из организации), а также интегрированными в систему управления персоналом. Во втором случае, применяя рейтинго-вый метод (или метод рейтинговой оценки персонала), оценива-ют деятельность и потенциал сотрудников организации для оп-ределения объективно наименее результативных работников.
Меры, применяемые на уровне стратегического и тактиче-ского организационного планирования, ведут к выработке более масштабных решений. Так, например, при применении метода аутплейсмента (outplacement) увольнение сотрудников организа-ции происходит с соблюдением условий их последующего или предварительного переобучения с содействием (а в некоторых компаниях и с гарантией) в трудоустройстве. Реализация техно-логии аутстаффинга (outstuffing) базируется на реализации кад-ровой политики по принципу временного привлечения работни-ка, формально работающего в специально созданной аутстаф-финговой компании.
Библиографический список
Основной
Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: от-бор и оценка при найме, аттестация : учеб. пособие /
A. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова.— М. : Экзамен, 2005.— 415 с.
Купер, Д. Отбор и найм персонала: технологии тестиро-вания и оценки / Д. Купер.— М. : Вершина, 2005.— 332 с.
Магура, М. И. Поиск и отбор персонала / М. И. Магура.— М. : Интел-Синтез, 2001.— 272 с.
Дополнительный
Поляков, С. Г. Выбор организационных форм продвиже-ния инноваций на основе инновационного аудита / С. Г. Поляков, И. М. Степнов, О. И. Швайка.— М. : Лаб. базо-вых знаний, 2003.— 120 с.
Причина, О. С. Корпоративная культуры: потенциал ин-новационной деятельности / О. С. Причина ; Рост. гос. ун-т.— Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2002.— 179 с.
Пызин, В. А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Политическая профессиология: монография /
B. А. Пызин.— М. : РГБ, 1999.— 263 c.
Управление эффективностью и качеством : модульная программа : пер. с англ. : в 2 ч. / под ред. И. Прокопенко, К. Норта.— Ч. 2.— М. : Дело, 2001.— 608 с.
Цезерани, Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности: пер. с англ.— М. : Фаир-Пресс : ИТД Гранд, 2005.— 222 с.
Глава 7. СТРУКТУРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
План:
7.1. Внутренние структурные инновации.
7.2. Внешние структурно-управленческие инновации.