Инновации в сфере организационного обучения
Организационному обучению в последние годы уделяется большое внимание, и связано это, прежде всего, с тем, что в со-временных условиях организации должны быть более гибкими и уметь генерировать новые знания. Необходимо отметить, что организационное обучение тесно связано со структурными ин-новациями в организации. Самые совершенные инновационные методы и программы, применяемые в организационном обуче-нии, будут напрасными, если у предприятия не будет изменена структура в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. При этом основными целями организационного обучения являются:
1. Внедрение современной организационной структуры и системы управления.
2. Внедрение современных систем управления организа-ционными знаниями и развитие современных деловых навыков на всех уровнях организации.
3. Формирование единых корпоративных целей и ценно-стей, развитие корпоративной культуры.
4. Обеспечение устойчивой конкурентоспособности пу-тем повышения эффективности работы персонала.
Организационное обучение имеет также ряд серьезных преимуществ:
1. Низкие издержки обучения.
2. Возможность проводить обучение втайне от конку-рентов.
3. Повышение общего уровня готовности персонала к изменениям в организации путем постепенного формирования у обучающихся привычки перемен как реализации накопленных в результате обучения знаний.
4. Системность и непрерывность процесса обучения (включая текущий контроль и оценку результатов).
5. Учебный план, разработанный в соответствии с теку-щими целями и задачами организации.
6. Непосредственность обучения, т. е. внедрение процес-са обучения в реальную деятельность данной организации со всеми ее особенностями.
7. «Командообразующая» составляющая процесса обу-чения.
8. Развитие внутрифирменных коммуникаций.
Задание 5.2.1.Перечислите основные преимущества внутриорганизационного обучения. Какие преимущества наи-более важны для вашей организации? Обоснуйте ответ.
Инновации в организационном обучении— это внедре-ние в деятельность организации отдельных инновационных тех-нологий обучения, а также формирование на инновационной ос-нове общих принципов построения системы организационного обучения.
@
[Инновационный менеджмент, организационно-управ-ленческие инновации, инновации в сфере обучения персо-нала, инновации в сфере организационного обучения.]
И тот и другой тип обучающих инноваций в настоящее время ассимилирован так называемым LO (learning organizations, обучающиеся или самообучающиеся организации) — направле-нием в организационном менеджменте. Таким образом, техноло-гии создания самообучающихся организаций — это основные инновации, являющиеся итогом внутриорганизационного обуче-ния. При этом для понимания особенностей самообучающихся организаций можно выделить три основных подхода.
Одними из первых исследователей самообучающихся ор-ганизаций можно признать Кристофера Аргириса и Дональда Шёна, которые еще в 70-х годах ХХ в. создали рефлексивно-коммуникативное направление в понимании обучающихся организаций60. Сутью идей К. Аргириса и Д. Шёна является ут-
60 См.: Argyris C. Knowledge for action: a guide to overcoming barriers to organizational change.1st ed.— San Francisco: Jossey-Bass, 1993.— 309 p.; Argyris C. On organizational learning. 2nd ed.— Oxford; Malden, Mass.: Blackwell Business, 1999.— 464 p.; Argyris C., Schon D. A. Theory in practice:
верждение о том, что главная движущая сила организационного обучения заключается в рефлексивном осознании своих интел-лектуальных моделей и стремлении ими обмениваться. По мне-нию авторов, организации обучаются через индивидуумов, дей-ствующих как агенты: деятельность индивидов, направленная на обучение, которое, в свою очередь, порождается «влиянием фак-торов окружающей среды, совокупность которых может быть названа обучающейся организационной системой»61.
При этом Аргирис и Шён интересуются такими двумя взаимосвязанными препятствиями, стоящими на пути индивиду-ального и организационного обучения, как:
⎯ неспособность признать существующие и контроли-рующие наши действия интеллектуальные модели;
⎯ неспособность четко изложить наши исходные по-сылки другим и помочь им сделать то же самое.
По мнению авторов, существуют и средства решения обе-их проблем — выработка таких двух обучающих навыков, как:
⎯ размышление — замедление нашего мыслительного процесса ради большего осознания интеллектуальных моделей;
⎯ исследование и обучение умению сформулировать вопросы, более открытое обсуждение тех исходных посылок, которые лежат в основе наших действий, и оказание помощи другим в аналогичных ситуациях.
Самый оригинальный подход к формированию обучаю-щихся организаций представлен в положении мотивационно-культурологического организационного анализа, разработанного Эдгаром Шейном62.
В основе идей Шейна лежит утверждение о том, что «большинство сотрудников были приучены к одному образу мышления о человеческой природе и ее проявлениях в органи-
increasing professional effectiveness. 1st ed.— San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1974.— 224 p.; The Reflective turn: case studies in and on educational practice / edited by Donald A. Schon.— New York: Teachers College Press, 1991.— 376 p.
61 Malhotra Y. Organizational Learning and Learning Organizations: An Overview.—
2003 [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.kmbook.com/orglrng.htm.
62 См.: Schein E. H. Organizational culture and leadership.— San Francisco:
Jossey-Bass, 2004.— 437 p.
зациях и при экспериментировании с любым иным набором по-сылок, как правило, наталкивались на неприятности. Соответ-ственно, мы любой ценой и любыми способами избегаем таких [нестандартных] ситуаций, ограничиваясь очень узкими, безо-пасными вариантами поведения. Страх перед совершением ошибок парализует нас, заставляет придерживаться испытан-ных, проверенных способов поведения и уклоняться от обуче-ния» 63. При этом, начиная учиться в новых условиях формиро-вания обучающейся организации, необходимо создать опреде-ленную систему мотивационного стимулирования «нового мышления», т. е.определенную культуру обучения и мышления.
Задание 5.2.2.Проанализируйте основные подходы к соз-данию самообучающихся организаций. Какой из подходов мож-но применить для создания (модификации) системы внутриор-ганизационного обучения в вашей организации.
Выводы и ключевые идеи
Важное значение в деятельности современной организа-ции имеет инновационная стратегия обучения сотрудников. Инновационное подходы к реализации внеорганизационного обучения строятся, в основном, на выборе соответствующих ме-тодологических моделей обучения. В настоящее время имеются две основные методологические модели обучения — адаптивная и генеративная, причем наиболее инновационной является гене-ративная модель. Ее преимуществами являются:
⎯ ориентация на работу с людьми различных возрастов;
⎯ учет фактора эпизодичности в обучении;
⎯ концентрация на конкретных проблемах, целях и за-дачах;
⎯ учет ожиданий, «социального следа» и личностных стереотипов в обучении.
Из наиболее перспективных и инновационных образова-тельных технологий можно выделить технологии «открытого»
63 Цит. по: Бойетт Д. Г., Бойетт Д. Т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления.— М.: Олимп-Бизнес, 2001.— С. 112.
обучения (в том числе и с использованием дистанционных64 форм обучения), которое базируется, в основном, на предостав-лении учащимся возможности выбора.
Наиболее инновационным походом к реализации внутри-организационного обучения является включение обучения в стратегический план развития организации с преобразованием компаний и фирм в самообучающиеся организации. Обобщая основные подходы к пониманию обучающихся организаций, можно говорить о следующих их характеристиках:
1) обязательное наличие в организации сотрудников, ко-торые способны управлять своим собственным развитием;
2) использование приемов и методов, которые побужда-ют и подкрепляют взаимное обучение. Это относится к стимулированию и созданию условий для индивидуального и группового обучения;
3) необходимость использования методов и приемов, ко-торые способствуют более широкому распространению обуче-ния в организации;
4) наличие соответствующего культурного и управленче-ского стиля, которому свойственны экспериментирование, риск, увлеченность работой и независимость сотрудников всех уров-ней. Организация, которая порождает зависимость, контроль и конформизм, не будет укладываться в концепцию обучающей-ся организации.
Необходимо также отметить, что важнейшей особенно-стью обучающейся организации является способность форму-лировать альтернативные взгляды и характеристики на органи-зационные процессы. Можно сказать, что концепция обучаю-щейся организации представляет собой конечную цель органи-зационного развития. Цель обучающихся организаций заключа-ется в поддержке управления организационным изменением посредством использования различных форм обучения.
64 Некоторые специалисты в сфере управления и обучения считают более правильным употребление термина «дистантное обучение».
Библиографический список
Основной
Инновационный менеджмент : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. и упр. специальностям / Л. Н. Оголева и др. ; под ред. Л. Н. Оголевой.— М. : ИНФРА-М, 2002.— 237 с.
Морозов, Ю. П. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Город-нов.— 2-е изд., перераб. и доп.— М. : ЮНИТИ, 2003.— 471 с.
3. Сенге, П. Пятая дисциплина: Искусство и практика са-мообучающейся организации / П. Сенге ; пер. с англ. Б. С. Пин-скер.— М. : Олимп-Бизнес, 2003.— 406 с.
Дополнительный
Горбунова, М. Ю. Социальные технологии и инновации в социальных сервисах : учеб. пособие для студентов гуманит.-соц. специальностей / М. Ю. Горбунова, Е. Б. Щетинина ; М-во образо-вания и науки Рос. Федерации ; Сарат. гос. техн. ун-т.—2-е изд., перераб. и доп.— Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 2004.— 85 с.
Денисова, А. Л. Методологические проблемы подготовки со-временного менеджера в инновационной образовательной среде: теоретические аспекты и практика / А. Л. Денисова, Э. П. Печерс-кая.— Самара : Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004.— 311 с.
Инновационные процессы в образовании, экономике и управлении социальной сферой.— Гатчина : Изд-во Ленинград. обл. ин-та экономики, 2004.— 304 с.
Инновационные процессы в профессиональной подготов-ке специалистов в России и за рубежом : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 19 нояб. 2003 г.) / науч. ред. Г. В. Мухаметзянова, Т. М. Трегубова.— Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2003.— 323 с.
Печерская, Э. П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект / Э. П. Печерская ; Не-гос. образоват. учреждение Моск. социал.-экон. ун-т.— М. : МСЭУ, 2003.— 281 с.
Глава 6. ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ КОМПЛЕКТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
План:
6.1. Инновации в сфере отбора персонала.
6.2. Инновации в сфере сокращения персонала.