Это можно обсудить: Неделя и часы как единицы счета времени
Московские историки Ирина Максимовна Савельева и Андрей Владимирович Полетаев систематизировали сведения об измерении и структурировании времени. По их наблюдениям, неделя в гораздо большей степени, чем месяц, была обусловлена социальными конвенциями, нежели природными факторами. Об этом свидетельствует, в частности, широкий разброс длины недели у разных народов:
· в Древнем Египте существовали большая и малая неделя (10 и 5 дней)
· в Древней Греции месяц делился на 10-дневные периоды
· у этрусков, а позднее в Древнем Риме была 8-дневная неделя, в которой дни именовались буквами от А до Н
· 7-дневная неделя, возникшая в Вавилоне и позднее укоренившаяся в иудейском календаре и обоснованная библейской историей Сотворения мира, уже в начале нашей эры получила заметное распространение. По мнению христианской церкви, семидневная неделя была установлена Богом, который 6 дней трудился, а на 7-й отдыхал. Изначально счет на семидневную неделю сложился там, где был принят лунный календарь (1/4 лунного месяца составляет около 7 дней), ибо при солнечном календаре она теряет свое значение.
· Согласно магическому значению числа 7 в древней философии и религии, дни недели посвящались определенной планете (пять видимых планет, Луна и Солнце) и находились под охраной соответствующего божества. Названия дней недели по имени богов и планет сохранились во многих языках. В иврите и в славянских языках другой принцип названия дней недели, происходящий от числительных, за исключением субботы (производное от шаббат – отдых, покой). Воскресенье русские называли неделей, т. е. днем, когда ничего не делают, отдыхают. Поэтому следующий день после недели – понедельник, второй – вторник, четвертый – четверг (четверок), пятый – пятница (пяток). В середине недели стоит среда (середа). Долгое время люди не полностью знали дни недели. Лучше всего были известны «ключевые» дни – суббота у иудеев и воскресенье у христиан. В городах дни недели знали лучше благодаря «расписанию работы» городских рынков, которые вплоть до XVIII в. обычно функционировали в определенные дни недели (например, в Париже – по средам и субботам). По данным Е. Каменцевой, в Советской России обсуждался вопрос о переименовании дней недели. Предлагалось заменить их названия на следующие: серп, молот, звезда, луна, солнце или: восстание, низвержение, строительство, социализм, коммунизм, либо хотя бы заменить «понедельник» на «дельник» или «трудник».
И. Савельева и А. Полетаев (со ссылкой на: Завельский Ф. С. Время и его измерение. 5-е изд. М.: Наука, 1987) приводят интересные данные об истории часови структурировании времени суток.
Первые устройства для измерения времени появились уже во II тысячелетии до н.э.» Древнейшее часовое устройство, видимо, - солнечные часы, основанные на передвижении тени. Использовались в Индии, Китае и Египте уже в конце 2 тысячелетия до н.э. Были очень распространены в древнем мире и в античности – существовали едва ли не в каждом городе. Один из наиболее известных общественных гномонов был сооружен в Риме в 10 г. до н.э. по распоряжению императора Августа в честь победы над Египтом. Его высота равнялась 22 м, а циферблат, поделенный на 12 секторов со знаками Зодиака, имел размер 170 м на 80 м. /505/
Водяные часы – клепсидра (от греч. Слово греч «похитители воды») – действие основано на перетекании воды из одного сосуда в другой. Сосуды имели метки, которыми пользовались для отсчета промежутков времени. О распространенности этих часов «свидетельствуют /506/, в частности, популярные и по сей день идиомы
- «много воды утекло» (прошло много времени),
- «понапрасну лить воду» (применительно к выступлениям ораторов) и т.д.»
- лат. clepsydram petere – просить слово,
binas clepsydras dare – установить оратору регламент две клепсидры /507/
Подобный принцип используется в песочных часах. В Европе в XIII в. сыпучую массу для них приготовляли из смеси песка и мраморной пыли, прокипяченной с вином и лимонным соком, повторяя эту операцию до 10 раз и снимая накипь.
В книге "Время часов" выходные данные заведующая отделом метрологии Государственного Политехнического музея Татьяна Фокина рассказывает об огненных часах. «Шахтеры Древнего мира, добывая руду для выплавки серебра и железа, задумались о продолжительности своего трудового дня. Как измерить рабочее время, когда идти на обед, подниматься на поверхность. Солнечные часы бесполезны, водяные - неудобны. И решили использовать необходимый им для работы светильник еще и для измерения времени. В глиняную лампу наливалось такое количество масла, чтобы его хватило на рабочую смену. Когда масло было на исходе, рудокоп знал, что нужно подниматься наверх. Впоследствии глиняные лампы заменили стеклянными, со шкалой времени.
Огненные часы изготавливали даже из обычных свечей, нанося на них метки, соответствующие определенным промежуткам времени. Иногда такими свечами измеряли длину пути. Громадные свечи, метровой длины, медленно тлели в течение длительного времени. Путники говорили, что они прибудут в другой город, когда сгорят три свечи, а чтобы доехать до соседней деревни, достаточно одной свечи.
В Китае огненные часы были разнообразных форм, например в виде спирали. Материалом для горения служило растертое вместе с благовониями дерево. Иногда на палочки для горения в определенных местах укрепляли металлические шарики, которые каждый час падали в фарфоровую вазу - получались огненные часы с боем, или один шарик падал в то время, когда нужно было проснуться, - получался будильник».
Все эти часы, отмечают И. Савельева и А. Полетаев, выполняли одну из двух функций: 1) солнечные, а позднее первые механические часы давали ориентацию во времени суток (который час), 2) огненные, песочные, водяные часы, а позднее – секундомеры, таймеры, шахматные часы и пр. – измеряют и учитывают время (сколько времени прошло). Но ни одно устройство пока не могли объединить эти две функции.
Первое упоминание о механических часах встречается в византийских источниках VI в., но в качестве их изобретателей обычно упоминают Пацификуса из Вероны (IX в.) и монаха Герберта из Германии (Х в.), позднее ставшего папой Сильвестром II. По другим данным, первые механические часы были изготовлены лишь в конце ХI в.
Механические часы с колесами и гирями начали распространяться в Европе только в XII в. В это же время активно и повсеместно начали использовать и звуковые сигналы – колокольный звон, позднее – выстрелы пушек. Относительно массовое распространение часов приходится лишь на конец XIII в. По существу, первые механические часы копировали солнечные. В частности, циферблат мог быть разделен не на 12, а на 16, 17 или более делений, соответствующих максимальному количеству часов дневного или ночного времени в дни летнего и зимнего солнцестояния на соответствующей широте. Дважды в сутки стрелка механических часов вручную устанавливалась на «нулевую» отметку и начинался новый отсчет часов – дня и ночи.
В России первые колесные механические часы были установлены в Московском Кремле в 1404 г. (изготовлены монахом Лазарем Сербиным).
Вплоть до конца XVI в. механические часы имели только часовую стрелку и точность их хода не превышала 15 минут – т.е. служили прежде всего для ориентации во времени суток.
Домашние же механические часы оставались редкостью во всех европейских странах до середины XVII в. – основным источником информации о времени все еще служил бой городских часов. Только в конце XVII в. началось распространение бытовых механических маятниковых часов, приводимых в действие пружиной или гирей.
В начале XVIII в. все часы начинают оснащаться второй, минутной стрелкой. В середине этого века одновременно англичанин Гаррисон и француз Леруа изобрели хронометры, устойчивые к тряске, изменениям температуры и влажности. Все это позволило механическим часам к концу XVIII в. стать механизмом не только для ориентации во времени суток, но и для точного измерения времени – 2 функции соединились!
В первой половине XIX в. в развитых европейских странах часы стали принадлежностью всех классах, но как отмечает Д. Бурстин, «выражение «наручные часы» (watches) вошло в английский язык только в 1900 году. Широкое распространение наручных часов и всеобщее осознание течения времени началось только после того, как такие часы появились у военных – участников англо-бурской войны (1899 – 1902), пользовавшихся ими для синхронизации действий подразделений своей армии» (Бурстин Д., Американцы. В 3-х т. Т.3: Демократический опыт. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993, с.469).
Час и минута имеют весьма древнее происхождение и практически не изменились до сегодняшнего дня. Деление суток на 24 часа, а часа на 60 минут был введено еще в Древнем Вавилоне, где, существовала двенадцатиричная система исчисления. Конечно, исходным было деление светового дня на 12 часов, как в солнечных часах, но затем аналогичным образом было структурировано и время ночи. Изначальная связь часового деления с продолжительностью светового дня привела к тому, что в течение многих веков во всех странах продолжительность часов дня и ночи была непостоянной и изменялась в зависимости от времени года.
В Древней Греции наряду с часовым делением сутки разделялись на 12 частей, из которых шесть приходились на дневное и шесть – на ночное время. Эти отрезки времени имени специальные обозначения, например, «время вставания», «время, когда агора полна народом, между утром и полднем», «время зажигания светильников», «первый сон» и т.д. Во время лагерной жизни ночь разделялась на три стражи.
Существенно варьировался момент начала дня.
§ У древних греков и иудеев новый день начинался с заходом солнца,
§ У древних египтян и в средневековой Европе – с рассветом,
§ У римлян – в полночь, именно эта система ныне принята в европейских странах.
Источники: Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 499 – 510; Каменцева Е. И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Каменцева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 52 – 57; Время часов // Часы №4/2007 // http://www.timeway.ru/articles/vremya_chasov/