Рекомендуемый список основной литературы

  1. Зайцева О.А. и др. Основы менеджмента.- М.:Центр. 1997 г. -430 с.
  2. Менеджмент организации. Румянцева З.П. и др. - М.: ИНФРА-М. 1996. - 432 с.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Банки биржи,ЮНИТИ,1995.- 480 с.
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: “Дело”,1994. - 702 с.
  5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента.-М.: “Дека”, 1996.-302 с.
  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: ,1996. - 384 с.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Уткин Э.А. Курс менеджмента. - М.: "Зерцало", 1998. - 448 с.
  2. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлениии. - М.: МНИИПУ, 1998. - 176 с.
  3. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления:В 5т.\Пер. с англ. -М.: ВИПКэнерго, 1992.
  4. Пунин Е.Н. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики).- М.: Между-нар. отношения,1993.-112с.
  5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер.Для руководителя практика:Пер. с англ.-М.:”Дело” ,1991.- 320 с.
  6. Глухов В.В. Основы менеджмента,Учебно-справочное пособие.-С.-Петербург, “Специальная литература”,1995. - 327 с.
  7. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. - М.: Экономика, 1988.
  8. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: ЗАО"Бизнес-школа "Интел-Синтез"", 1998. - 272 с.
  9. Базаров Г.З. и др. Теория и практика антикризисного управления. - М.: Закон и право,ЮНИТИ, 1996 г. - 469 с.
  10. Тэйлор Фредерик Уинслоу . Принципы научного менеджмента : Пер. с англ. М.: “Журнал “Контроллинг”,1991. - 104 с.
  11. Управление по результатам: Пер. с финск. - М.: Издателькая группа “Прогресс”,1993. - 320 с.
  12. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш.шк.,1989. - 367 с.
  13. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 206 с.
  14. Современный менеджмент:принципы и правила. Научное издание/Под ред. В.И.Данилова-Данильяна. - Н.Н.: НКЦП, 1992. - 232 с.
  15. Пронников В.А.,Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. Очерки. М.: Наука, 1989. - 207 с.
  16. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ.- Тольяти: Издательский дом“Довгань”,1995. - 359 с.
  17. Уткин Э.А. Профессия - менеджер. - М.: Экономика, 1992. - 176 с.
  18. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление: Пер. с англ. М.:”Сов. радио”, 1974. - 280 с.
  19. Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ. М.: “Сов.радио”,1972. - 456 с.
  20. Джонсон Р.,Каст Ф., Розейнцвейг Д. Системы и руководства: Пер. с англ. М.: “Сов. радио”, 1971. - 648 с.
  21. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. - М.: Мир, 1981.
  22. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
  23. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985.
  24. Шонесси Дж. О. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979.
  25. Дракс Р. Административная наука. - М.: Прогресс, 1982.

ТЕМЫ ДЛЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

дисциплина «Основы менеджмента» , спец. 0611

Теоретическая часть (определения, принципы, закономерности, классификации, способы и методы организационной работы и т.д.)

Информационно - аналитическая часть (анализ современного опыта менеджмента в российских и зарубежных фирмах).

Темы для теоретической части :

1. Аналитическая деятельность в работе менеджера.

2. Стратегическое управление организацией. Разработка стратегий, анализ внутренних и внешних возможностей фирмы в реализации стратегий.

3. Организационно - правовой механизм банкротства предприятий. Оценка ликвидности фирмы Социально-экономические проблема банкротства и менеджмент.

4. Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте.

5. Инвестиции, как источник финансирования реорганизации на предприятии. Обоснование условий их выгодности для предприятия.

6. Стратегия развития фирмы и организационная структура управления.

7. Социальная ответственность и этика менеджмента.

8. Корпоративная культура и эффективность деятельности предприятия.

9. Интеграционные процессы в менеджмента. Процесс принятия управленческих решений и внутрифирменная интеграция.

10. Моделирование ситуаций и разработка управленческих решений.

11. Управление человеком и управление группой.

12. Модели и методы принятия решений в менеджменте.

13. Сущность и содержание оперативной работы менеджера.

14. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

15. Организация как объект управления и организационный процесс в менеджменте. Проблемы неформальных коллективов и менеджмент. Социально – психологический климат и эффективность работы коллектива.

16. Конфликтность в менеджменте. Методы и способы разрешения конфликтов.

17. Процесс формирования организации. Порядок формирования, трудности.

18. Проблема риска в управленческих решениях менеджера. Способы и методы его уменьшения. Страхование и передача риска.

19. Этические нормы честной конкуренции. Ответственность менеджера.

20. Формы и методы материального стимулирования труда в рыночных условиях. Теория и практический опыт.

21. Мотивация – как функция управления, теория и практика.

22. Американская и европейская модели управления.

23. Японская школа менеджмента. Управление качеством и материальными запасами.

24. Власть и лидерство в системе менеджмента.

25. Стиль менеджмента и имидж менеджера.

26. Карьера менеджера. Слагаемые делового успеха.

27. Оценка эффективности менеджмента.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа должна состоять из 2 частей.

1. Теоретическая часть.

2. Информационно - аналитическая часть (анализ современного опыта менеджмента в российских и зарубежных фирмах на примере конкретной фирмы).

Темы для теоретической части:

1. Менеджмент – как интегрированная наука, практика и искусство управления.

2. Эволюция подходов к управлению. Анализ теоретических концепций и производственного опыта зарубежных школ и систем менеджмента.

3. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования предприятия.

4. Организация как объект и процесс управления. Системная модель функционирования организации.

5. Важнейшие элементы внутренней структуры организации. Построение организаций, факторы, определяющие выбор организационных структур.

6. Интеграционные проблемы менеджмента. Взаимодействие предприятий с элементами делового и фонового окружения.

7. Адаптивные и механистические организационные структуры.

8. Проектная, матричная и дивизиональная структуры организации. Тенденции развития организационных структур.

9. Разновидности управленческих решений. Построение дерева решений для принятия рациональных управленческих решений.

10. Менеджмент – как процесс принятия управленческих решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

11. Научные методы управления и принятия решений. Методы анализа и решения проблем.

12. Количественные и качественные методы прогнозирования и принятия решений.

13. Сущность и содержание работы менеджера по организации эффективного функционирования предприятием (фирмой). Стратегическое, тактическое и оперативное управление.

14. Контроль в системе менеджмента. Организация контроля, выбор показателей контроля.

15. Условия успешного взаимодействия организационных факторов. Подход на основе всеобщего управления качеством. Модель «7 С».

16. Мотивация как функция менеджмента. Теоретические основы системы мотивации (теории А.Маслоу, К.Альдофера Ф.Герцберга и др.)

17. Концепция партисипативного управления.

18. Организация системы мотивации и стимулирования на предприятии.

19. Формы власти, их сравнительные характеристики. Распределение власти, полномочий и ответственности в организации. Делегирование полномочий.

20. Проблемы неформальных коллективов и менеджмент. Социально-психологический климат и эффективность работы коллектива.

21. Достоинства и недостатки централизации и децентрализации. Принцип единоначалия и коллегиальность.

22. Организация эффективной коллективной работы. Типичные ошибки менеджмента.

23. Основные пути реформирования организации в процессе ее функционирования.

24. Эффективные способы и методы разрешения конфликтных ситуаций. Причины конфликтных ситуаций в рабочих коллективах.

25. Специфика кризисных ситуаций российских предпринимательских структур

26. Проблема риска в управленческих решениях менеджера. Способы и методы его уменьшения. Страхование и передача риска.

27. Управление персоналом в кризисных ситуациях.

28. Проблемы международного окружения, их влияние на организацию.

29. Маркетинговая ориентация менеджмента (Маркетинг менеджмент).

30. Внедрения информационных технологий в процесс управления организацией.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Общая теория управления. Сущность и содержание менеджмента.

2. Системная модель менеджмента. Субъект и объект управления. Виды менеджмента.

3. Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента.

4. Эволюция научных подходов управления и школ менеджмента.

5. Методологические основы менеджмента. Ситуационный, системный и процессный подход к принятию управленческих решений, примеры.

6. Инфраструктура менеджмента. Организация – как объект управления. Основные признаки организации.

7. Управление социально-экономическими системами (организациями).

8. Внешняя и внутренняя среда организации.

9. Предприятие. Понятие физического и юридического лица. Организационно-правовые формы хозяйствования.

10. Формы собственности, характер и степень суверенности управленческого процесса.

11. Организационные отношения в системе менеджмента Понятие организационной структуры.

12. Построение структур организаций. Факторы, определяющие выбор организационных структур.

13. Административно – организационное управление и оперативное управление.

14. Бюрократическая, функциональная и дивизиональная организационные структуры управления.

15. Адаптивные организационные структуры, ее основные типы.

16. Управление в организациях типа конгломерата.

17. Особенности организационных структур в малом и среднем бизнесе.

18. Моделирование ситуаций и разработка решений.

19. Стратегические, тактические и оперативные управленческие решения. Соотношение уровней целей и уровней планов.

20. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Приростный и предпринимательский стиль поведения.

21. Стратегическое управление. Планирование стратегий.

22. Инновационный характер управления. Тенденции в управлении исследованиями и инновациями.

23. Использование методов прогнозирования в практике управления.

24. Характеристика общих принципов управления. Характеристика частных принципов управления.

25. Природа и состав функций менеджмента

26. Характеристика функции планирования. Понятие миссии, цели и задачи организации. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

27. Организационная функция менеджмента Функция руководства, содержание работы руководителя высшего, среднего и низшего звеньев. Понятие оргструктуры.

28. Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте.

29. Мотивация деятельности в менеджменте. Теоретические основы мотивированного поведения работников.

30. Менеджмент и наставничество. Социофакторы и этика менеджмента

31. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стандарты как критерии оценки. Циклический метод контроля на основе стандартов, алгоритм.

32. Подход к системе управления на основе всеобщего управления качеством. Модель «7 С»..

33. Управление человеком и управление группой.

34. Стили управления. Плюсы и минусы различных стилей управления.

35. Проблемы власти и авторитета. Распределение власти, полномочий и ответственности в организации. Делегирование полномочий.

36. Достоинства и недостатки централизации и децентрализации (принцип демократизации, понятие консенсуса.). Принцип единоначалия и коллегиальность.

37. Руководитель и его роль в процессе управления.

38. Интеграционные процессы в менеджменте. Уровни иерархии в менеджменте, взаимосвязи между уровнями.

39. Понятие делового успеха, роль и значение личностных качеств в реализации делового успеха.

40. Технические и административные навыки руководителя. Коммуникативные навыки. Каналы коммуникации.

41. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

42. Руководство: власть и партнерство. Понятие формальных и неформальных коллективов Методы их изучения.

43. Цели и задачи управления персоналом. Понятие организационного проектирования и организационного нормирования.

44. Формирование и развитие трудовых ресурсов. Современные способы и методы подбора кадров. Оценка труда работающих, организация аттестации.

45. Национальные особенности управления персоналом.

46. Регламентация условий работы и правила трудового распорядка.

47. Экономические, организационные, административные и социально- психологические методы воздействия на подчиненных.

48. Приемы и методы усиления мотивации работников, ориентированные на работу и организацию.

49. Сущность мотивации и структура мотивационного цикла.

50. Достижение продуктивности коллективной работы через деловую критику.

51. Конфликтность в менеджменте. Сущность и классификация конфликтов в организации.

52. Методы разрешения и последствия конфликтов в организации.

53. Специфика кризисных ситуаций для российских предпринимательских структур. Пути и способы выхода из кризисных ситуаций

54. Основные пути реформирования организации в процессе ее функционирования.

55. Инвестиции как источник финансирования реорганизации на предприятии. Обоснование условий их выгодности для предприятия.

56. Понятие и структура информационной базы менеджмента.

57. Использование мировых информационных ресурсов в управлении предприятием.

58. Основные типы и виды организационных технологий, специфика менеджмента.

59. Проблемы международного окружения, их влияние на организацию.

60. Типичные ошибки менеджмента. Факторы эффективности управления.

61. Составляющие делового успеха менеджера.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

1. Афоничкин, А. И. Основы менеджмента : учебник / А. И. Афоничкин. – СПб. : ПИТЕР, 2007.

2. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие – М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник / В. Р. Веснин – М. : ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004.

4. Виханский, С. С. Менеджмент : учебник / С. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Экономистъ, 2004.

5. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ, 2004.

Дополнительная:

1. Баринов, В. А. Основы менеджмента : учебник / В. А. Баринов, Л. В. Макаров. – М. : ИНФРА-М, 2006.

2. Вачугов, Д. Д. Практикум по менеджменту. Деловые игры : учеб. пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, И. А. Кислякова. – М.:"Высшая школа", 2001

3. Вершигора, Е. Е. Менеджмент : учебник / Е. Е. Вершигора. – М. : ИНФРА-М, 2006.

4. Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. – М. : Триада-Лтд, 2002.

5. Казанцев, А. К. Основы менеджмента. Практикум : учеб. пособие / А. К. Казанцев, В. И. Малюк, Л. С. Серова. – М. : ИНФРА-М, 2002.

6. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие / А. И. Кравченко - М. : Академпроект, 2005.

7. Мазур, И. И. Эффективный менеджмент : учеб. пособие / И. И. Мазур, Д. Шапиров, Н. К. Ольдерогге. – М. : Высшая школа, 2003.

8. Менеджмент. Теория и практика в России : учебник / Под ред. Поршнева А. Г. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

9. Мескон, М. Основы менеджмента : учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2004.

10. Молодчик, А. В. Менеджмент : стратегия, структура, персонал : учебник / А. В. Молодчик. - М. : ГУВШЭ, 2005.

11. Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке : учеб. пособие / Ф. Питер, Друкер. – М. : Изд-во дом «Вильямс», 2000.

12. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика : учебник / З. П. Румянцева. - М. : ИНФРА-М, 2006.

13. Семенов, А. К. Основы менеджмента : учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М. : Дашков и К, 2004.

14. Смолкин, А. М. Менеджмент. Основы организации : учебник / А. М. Смолкин. – М. : ИНФРА–М, 2001.

15. Чудновская, С. Н. История менеджмента : учебник / С. Н. Чудновская – СПб. : Питер, 2004.

Периодические издания:

1. Менеджмент в России и за рубежом : журнал «

2. Менеджмент сегодня : журнал

3. Российский журнал менеджмента : журнал

4. Проблемы управления : журнал

5. Современное управление : журнал

6. The Chief : журнал.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ecsocman.edu.ru

2. http://www.alleng.ru/edu/manag1.htm

3. http://www.cfin.ru

4. http://www.expert.ru/archive

5. http://www.jur-jur.ru

6. http://www.top-manager.ru

7. http://www.dis.ru

8. http://www.eup.ru

9. http://www.edu.ru

10. http://www.rg.ru

11. http://www.aup.ru

12. http://www.ruseconomy.ru

13. http://www.management.com.ua/ld

Основные требования к курсовой работе

1. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы в области управления и экономики.

2. В работе должны содержаться элементы научного творчества.

3. К работе составляется план, а в ее структуре выделяются

введение, основная часть и заключение.

4. Оформляется научный аппарат – сноски, ссылки и список использованной литературы.

5. Критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности в области управления.

6. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из последовательных этапов:

1. Выбор темы и согласование с научным руководителем.

2. Подбор литературы.

3. Изучение требований к оформлению работы.

4. Написание работы.

5. Разработка тезисов доклада для защиты.

6. Защита работы.

Выбор темы целесообразно основывать из ее значимости для развития управления организацией, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении

знаниях, а также для своего дальнейшего предназначения.

Процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым темам.

Знакомиться с литературой следует в последовательности: руководящие документы (законы, подзаконные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Тема курсовой работы должна раскрываться в главах, количество которых не регламентируется. Следует учитывать, что в работе должны быть рассмотрены: во-первых, теоретические, во-вторых, практические аспекты исследуемой темы и, в-третьих, определены направления повышения эффективности управленческой деятельности.

Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа – самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы следует придерживаться структуры:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Глава 1. Теоретические и методические основы изучения темы или проблемы.

5. Глава 2. Анализ изучаемой темы или проблемы.

6. Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой темы или проблемы.

7. Заключение и выводы.

8. Библиография.

9. Глоссарий ключевых слов.

10. Приложения.

Краткое содержание составных частей курсовой работы.

Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития темы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность темы

вещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой темы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

В главе дается обзор литературы по теме, формируется концепция, обосновывается методика анализа изучаемой темы.

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой теме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Разработка методической части предполагает подготовку форм сбора информации, методики ее обработки и анализа.

Наши рекомендации