Курсовая работа подготавливается в текстовом редакторе Microsoft Word на дискете.
Выполнение курсовой работы начинается с выбора студентом темы и регистрации ее на кафедре в специальном журнале. Руководитель определяется в соответствии с планом работы преподавателей кафедры.
Руководство начинается с индивидуальной беседы руководителя со студентом. В ходе беседы уточняется тема и задание по. курсовой; работе, руководитель дает консультации по литературе, материалам, плану работы, ее выполнению, устанавливает график главных этапов ее написания, сроки представления и защиты.
В процессе написания курсовой работы руководитель регулярно дает индивидуальные или коллективные консультации в соответствии с расписанием его работы.
Законченная курсовая работа на дискете сдается руководителю на проверку. Если она удовлетворяет необходимым требованиям, то руководитель допускает ее к защите, о чем делается соответствующая надпись на титульном листе.
3. Критерии оценки курсовых работ:
Курсовая работа аттестуется оценкой "отлично", если в работе выполнены следующие требования:
1. В реферате:
- мысль автора изложена своими словами;
- правильно определена основная концепция автора и выделена центральная идея, показаны основные аргументы ее обоснования и ее развитие, имеющиеся в работе;
- составлен развернутый план курсовой работы;
- в работе имеется содержательный комментарий студента по поводу излагаемых вопросов.
2. В обзоре:
- использованы основные работы по данному вопросу; правильно определена основная концепция и выделены главные вопросы, освещаемые в используемой литературе;
- составлен развернутый план работы;
- сделаны критические сопоставления различных точек зрения, высказаны собственные мысли автора по поводу рассматриваемых произведений, дан комментарий приводимых цитат;
- сделана попытка классифицировать взгляды экономистов; дана оценка логики изложения и методологии отдельных авторов, оценено практическое значение их взглядов;
- изложение сделано своими словами; умело приведены выдержки из работ; грамотно составлена библиография; правильно оформлен научный аппарат.
3. Рецензия:
- сделана на новую книгу;
- кратко передано содержание книги, раскрыта основная проблема, над которой работал автор книги, дана краткая* информация об использованном материале и структуре книги;
- дана критическая оценка книги (его главной концепции или идеи, системы доказательств, основных выводов и положений); указано ее место в ряду других работ автора и роль и место в развитии экономической науки и практики; связь с другими работами по той же проблеме;
- составлен развернутый план курсовой работы; дана полная библиографическая справка о книге, изложение сделано своими словами; сделаны ссылки на страницы книги.
4. Курсовое сочинение:
- использована вся основная литература по теме, в том числе статистические издания и журнальные статьи;
- составлен обзор литературы по теме и список литературы, использованной в работе; составлен план работы, имеется научный аппарат; изложение логично;
- собран и проанализирован фактический материал, составлены (если необходимы по теме) и проанализированы таблицы, дана оценка статистических материалов;
- изложены взгляды классиков и современных экономистов;
- изложена своя точка зрения на основе анализа фактического материала.
Курсовая работа оценивается на "хорошо" или "удовлетворительно" в тех случаях, когда отсутствуют или слабо разработаны отдельные из указанных пунктов.
Защита курсовых работ.
Студенты 1 и 2 курсов защищают свои курсовые работы в итоговой беседе с преподавателем.
Студенты 3 и 4 курсов публично защищают свои курсовые работы. Защита производится в специальной комиссии из 2-3 человек, назначенных кафедрой, при непосредственном участии руководителя курсовой работы и в присутствии студентов.
Защита состоит в коротком докладе (5-8 мин.) студента по выполненной работе и в ответах на вопросы. Вопросы задаются присутствующими на защите преподавателями и студентами. Студент должен при защите дать объяснения по существу выполненной работы.
В результате защиты курсовая работа оценивается комиссией дифференцирование по пятибалльной системе. Оценка курсовой работы записывается в ведомость, представляемую в деканат факультета. Положительная оценка записывается в зачетную книжку за подписью руководителя курсовой работы. После защиты курсовая работа остается на кафедре.
Студент, не представивший в срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
После защиты всех курсовых работ руководитель проводит заключительную беседу со своей группой студентов с анализом работ.
Курсовые работы, имеющие теоретический и практический интерес, передаются на конкурсы студенческих научных работ, в студенческое научное общество, отмечаются приказом по факультету и могут быть использованы при написании дипломных работ.
Изучаемые темы по дисциплине “Менеджмент”
1. Методологические основы менеджмента;
2. Инфраструктура менеджмента;
3. Социофакторы и этика менеджмента;
4. Интеграционные процессы в менеджменте;
5. Моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента;
6. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента;
7. Организационные отношения в системе менеджмента;
8. Формы организации системы менеджмента;
9. Мотивация деятельности в менеджменте;
10. Регулирование и контроль в системе менеджмента;
11. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента;
12. Управление человеком и управление группой;
13. Руководство: власть и партнерство;
14. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера;
15. Конфликтность в менеджменте;
16. Факторы эффективности менеджмента.
Изучаемые вопросы по дисциплине “Менеджмент”
- Понятие управления, проблемной ситуации, цели и системы.
- Как Вы понимаете искусство управления?
- Цель и целенаправленное поведение. Обратная связь.
- Что является объектом управления, в соответствии с которым строится система управления?
- Коммуникация между организацией и окружающей средой.
- Что такое механизм управления?
- Понятие коммуникационного процесса. Межличностные коммуникации и их помехи.
- Что является предметом изучения научного менеджмента?
- Виды решений.
- Как Вы понимаете предпринимательство?
- Ограничения и критерии для принятия решения.
- Что такое управление? Как определяется это понятие?
- Почему для руководителя важно понимать разницу между разрешение проблемы и принятием решения ?
- Какие признаки наиболее точно отражают сущность и особенности социально-экономической системы?
- Ценности и цели высшего руководства, их влияние на принятие решения.
- Какие способы воздействия включают экономические методы управления?
- Понятие стратегического планирования.
- В чём специфика организационных методов управления?
- Понятие организации. Общие характеристики организации.
- В чём специфика организационных методов управления?
- Функции менеджмента. Требования к квалификации менеджера.
- Каков состав основных функций управления, характеризующих содержание управленческого труда?
- Принятие решений в условиях неопределенности.
- Какова роль информации в управлении социально-экономическими системами?
- Понятие структуры целей и дерева целей. Критерии.
- Основные функции управления, характеризующие содержание управленческого труда?
- Экспертные оценки в управлении. Методы определения значимости целей.
- Какова роль информации в управлении социально-экономическими системами?
- Оценка согласованности экспертов.
- Структура менеджмента.
- Нормирование и агрегирование критериев.
- Что такое механизм управления?
- Управленческая деятельность и роль руководителей.
- Что такое качество управленческого решения?
- Организация с точки зрения управления.
- В чём выражается эффективность управления производством?
- Уровни управления организации.
- Каков главный признак неформальной организации?
- Различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда в организации.
- Что главное в научном подходе к управлению?
- Почему внешняя среда важна для руководителя?
- Как Вы понимаете цели управления?
- В чем различия между уровнями управления организации?
- Каким образом характер и формы собственности определяют особенности и содержание управления?
- Почему руководителю необходим комплексный взгляд на вещи?
- Назовите комплекс факторов, определяющих обособление функций в системе управления.
- Системный подход с точки зрения управления.
- Что такое принцип управления?
- Процесс коммуникаций и эффективность управления.
- Какие способы воздействия включают экономические методы управления?
- Основные составляющие управления.
- Какой тип структуры системы управления позволяет наилучшим образом сочетать качество решения и ответственность за его принятие?
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
по дисциплине “Менеджмент”
- Классические концепции организации и управления. Традиционный и научный менеджмент.
- Система функций управления фирмой А.Файоля.
- Эволюция менеджмента в компании "Форд Моторс". Принципы управления Г. Форда и их совершенствование.
- Хоторнские эксперименты: результаты и историческое значение.
- Понятие социотехнической системы. Социотехническая система как основа построения современных компаний.
- Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов.
- Понятие науки управления. Применение математических моделей в принятии управленческих решений.
- Построение организации. Выбор операционной системы. организационной структуры и формы бизнеса.
- "Механистические" и " органические" структуры управления.
- Ограничение формализации внутрифирменных отношений.
- Свойства организационных структур. Пути и методы совершенствования структурных составляющих организации.
- Межфункциональные комитеты и комиссии, их значение в различных структурах управления.
- Бостонская модель стратегического планирования. возможность применения в российских условиях,
- Прогнозы в менеджменте. Основные Методы прогнозирования.
- Контроль как функция менеджмента. Проблемы контроля в крупных организациях.
- Понятие социально-психологического климата. Способы воздействия на социально-психологический климат в коллективе.
- Управление конфликтами. Менеджер как конфликтующая сторона и как посредник в урегулировании конфликтов между подчиненными.
- Управление стрессами. Аутогенный менеджмент.
- Бюджет времени менеджера. Методы структурирования и планирования времени для осуществления различных функций управления.
- Функции менеджмента в рыночной организации. Взаимозависимость функций управления.
- Власть и лидерство. Соотношение формальной и неформальной сторон внутренней организационной среды.
- Деньги как мотивирующий фактор. Принципы и методы определения денежного вознаграждения.
- Творческий характер труда как фактор мотивации. Методы обеспечения заинтересованности в труде.
- Переговоры внутри и вне организации. Отличительные особенности и методы проведения переговоров.
- Консультационные функции менеджера. Возможность консультирования подчиненных.
- Менеджер как помощник консультанта по управлению. Проблемы анализа и адекватного представления информации консультанту.
- Практика коллегиальных решений. Методы работы менеджера с группой.
- Особенности развития и историческое значение американского менеджмента.
- Управление нововведениями в США. Последние достижения теории и практики управления.
- Процесс принятия решения в японских компаниях. Роль руководителя.
- Особенности японского менеджмента. Исторические основы управления организациями в Японии.
- Проблема адаптации принципов зарубежного менеджмента в условиях России. Специфика российских предприятий.
- Сравнительный менеджмент. Значение культурных различий в осуществлении функций управления фирмой.
- Организационные структуры многонациональных компаний. Эволюция организационных структур в международном бизнесе.
- Делегирование полномочий в многонациональных компаниях. Соотношениевласти филиалов и штаб-квартиры.
- Обучение менеджменту. Программы подготовки и переподготовки менеджеров.
- Экспертные оценки в управлении организацией.
- Влияние информационных технологий на эффективность управления организацией.
- Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ и проблемы эффективности производства.
- Виртуальные информационные технологии и маркетинг организации.
- Теория систем и эффективность управления организацией.
- Лауреаты Нобелевской премии и области экономики.
- Антикризисное управление в современной Российской экономики.