Источники власти в организации

 
  источники власти в организации - student2.ru

Основой власти называется то, откуда она происходит, источником

власти – то, через что данная основа используется.

 
  источники власти в организации - student2.ru

Рис.3. Источники власти в организации

В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие

источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть

информации, потребность во власти.

Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на

поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и

таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний.

Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень

экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонтирует

свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных.

Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение

подчинённых благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы.

Харизма = это власть, основанная на силе личных качеств и стиля

руководителя.

Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права.

Однако каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей.

Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным

правом на власть.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной информации и

умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация

позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым

власть.

Мотивационная теория Д. МакКлелланда акцентирует внимание к потребности во

власти как к желанию иметь влияние на других. Данный источник власти

проявляется в следующем: дача настойчивых советов и стремление оказать помощь;

вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.

В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве

источников власти: принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над

ресурсами в власть связей.

Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой

носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего

процесса его принятия.

Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник

власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от

руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного

отпуска и т.п., подчинённый прилагает те или иные усилия для выполнения

указания или распоряжения.

Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем

своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания,

выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. Подчиненные

следуют указаниям, так как боятся быть наказанными.

Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах,

таких, как сырьё и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и

инструменты и т.п. Очевидна важность получения требуемого количества того или

иного ресурса. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. В

организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху

вниз. Этим достигается соответствие между поставленными задачами и требуемыми

для их реализации ресурсами. Обычно существующая в напряженность с ресурсами

связана с их объективной ограниченностью. Разделение организации по уровням

иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные

ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть.

Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других

людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как

в организации, так и вне её. При этом речь идет не о существовании реальных

связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого

оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет

человеку влиятельности в отношениях с другими людьми.

9.Понятие власти как организационного ресурса. Власть как цель и
средство. Мотивы власти
Властью в управленческой литературе называется способность оказывать

влияние на поведение людей. Власть может относится к индивиду, группе и

организации в целом. Определение власти как организационного процесса

подразумевает, что:

· власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она

существует не только тогда, когда применяется;

· между тем, кто использует власть, и тем, к кому она

применяется, существует взаимосвязь;

· тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по

правилам, то у начальника нет необходимости применять имеющуюся у него

власть.

Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше

один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого.

Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Наши рекомендации