Источники власти в организации
Основой власти называется то, откуда она происходит, источником
власти – то, через что данная основа используется.
Рис.3. Источники власти в организации
В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие
источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть
информации, потребность во власти.
Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на
поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и
таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний.
Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень
экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонтирует
свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных.
Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение
подчинённых благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы.
Харизма = это власть, основанная на силе личных качеств и стиля
руководителя.
Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права.
Однако каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей.
Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным
правом на власть.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной информации и
умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация
позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым
власть.
Мотивационная теория Д. МакКлелланда акцентирует внимание к потребности во
власти как к желанию иметь влияние на других. Данный источник власти
проявляется в следующем: дача настойчивых советов и стремление оказать помощь;
вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.
В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве
источников власти: принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над
ресурсами в власть связей.
Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой
носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего
процесса его принятия.
Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник
власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от
руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного
отпуска и т.п., подчинённый прилагает те или иные усилия для выполнения
указания или распоряжения.
Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем
своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания,
выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. Подчиненные
следуют указаниям, так как боятся быть наказанными.
Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах,
таких, как сырьё и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и
инструменты и т.п. Очевидна важность получения требуемого количества того или
иного ресурса. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. В
организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху
вниз. Этим достигается соответствие между поставленными задачами и требуемыми
для их реализации ресурсами. Обычно существующая в напряженность с ресурсами
связана с их объективной ограниченностью. Разделение организации по уровням
иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные
ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть.
Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других
людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как
в организации, так и вне её. При этом речь идет не о существовании реальных
связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого
оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет
человеку влиятельности в отношениях с другими людьми.
9.Понятие власти как организационного ресурса. Власть как цель исредство. Мотивы власти
Властью в управленческой литературе называется способность оказывать
влияние на поведение людей. Власть может относится к индивиду, группе и
организации в целом. Определение власти как организационного процесса
подразумевает, что:
· власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она
существует не только тогда, когда применяется;
· между тем, кто использует власть, и тем, к кому она
применяется, существует взаимосвязь;
· тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по
правилам, то у начальника нет необходимости применять имеющуюся у него
власть.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше
один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого.
Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.