А.Н. Австриевских, А.А.Вековцев
Управление процессами
Курс лекций
для студентов вузов
Кемерово 2007
УДК 664:658.562(075)
ББК 65.304.25:30.607я7
С 90
Рецензенты:
Позняковский Валерий Михайлович – директор НИИ биотехнологии и сертификации, зав. кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством Кемеровского технологического института пищевой промышленности, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор
Долганова Татьяна Сергеевна - начальник отдела по сертификации Кузбасского сертификационного Центра, эксперт в области систем менеджмента качества
Сурков И.В.
С 90 Управление процессами: курс лекций для студ.вузов спец. 220501 “Управление качеством”/ И.В. Сурков, Е.О. Ермолаева, А.Н. Австриевских, А.А. Вековцев; КемТИПП. – Кемерово, 2007. – 104 с.
Курс лекций подготовлен в соответствии с государственным стандартом для студентов, обучающихся по специальности 220501 “Управление качеством”. В первой теме раскрываются основные принципы процессного подхода к управлению организацией и процессами в ней, даются основные понятия, термины и определения.
УДК 664:658.562(075)
ББК 65.304.25:30.607я7
© КемТИПП, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………..4
ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………………….5
Тема I. Понятие и сущность процесса……………………………………………...6
1.1 Владелец процесса, входы, выходы, ресурсы процесса …………………...6
1.1.1. Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы)..13
1.1.2. Сквозные (межфункциональные) процессы …………………….15
1.2 Декомпозиция процессов……………………………………………………21
1.3.Процессная и функциональная системы управления:
возможно ли совмещение?.............................................................................23
Тема II. Правила выделения процессов в организации …………………………26
2.1 Классификация процессов………………..……………………………….27
2.2 Размер и число процессов………………….………………………………32
Тема III. От функционального подхода к процессному………………………..47
3.1. Преимущество процессного подхода ……………………….…..47
3.2 Анализ функционального менеджмента………………………….48
3.3 Анализ процессного менеджмента…………………………….....54
тЕМА IV. Менеджмент процессов - предпосылка
конкурентоспособности предприятия…………………………………60
4.1 Адаптируемость предприятия к условиям рынка…………….…..60
4.2 Процессный подход к управлению организацией………………………..60
4.2.1 Содержание и цели процессного подхода…………………….……..60
Тема V. Измерение процессов и продукции…………………………………...….75
5.1 Показатели и способы измерений ………………...………………………75
Тема VI. Моделирование бизнес-процессов……………………………………….90
Тема VII. Процессный подход на российских предприятиях…………………....92
Список литературы……………………………………………………………..…..93
Приложения…………………………………………………………………………95
Предисловие
В настоящее время многие российские предприятия занимаются внедрением процессного подхода к управлению, проводят подготовку и сертификацию по стандартам ISO серии 9000:2000, автоматизируют деятельность при помощи корпоративных информационных систем (SAP R/3, BAAN и др.), внедряют системы стратегического управления.
Система процессного управления позволяет оптимизировать систему общего корпоративного управления, сделать ее прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды. Система процессного управления регламентирует:
· порядок планирования целей и деятельности;
· взаимодействие между процессами и подразделениями предприятия;
· ответственность и полномочия должностных лиц, в т.ч. владельцев процессов;
· порядок работы и действий в нештатных ситуациях;
· порядок и формы отчетности перед высшим руководством;
· систему показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности предприятия в целом и его процессов;
· порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.
Внедрение на предприятии СУБП в первую очередь подразумевает работу по описанию и регламентации бизнес-процессов, в рамках которой:
a) проводится распределение ответственности за результаты работ, входящих в состав процессов;
b) определяется система взаимодействия процессов между собой и с внешними поставщиками и потребителями;
c) определяется перечень документации, необходимой для функционирования процессов (инструкции, порядки, положения, методики, должностные инструкции и т.д.);
d) составляется график разработки и внедрения этой документации;
e) устанавливаются показатели деятельности процессов, способы и формы сбора информации и порядок отчетности перед руководителями;
f) определяются границы показателей, характеризующие нормальное течение процессов;
g) устанавливаются критерии, по которым начинается работы по устранению причин отклонения.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка и внедрение стандартизированных систем качества нацеливает на необходимость применения новой организационной формы управления предприятием, охватывающей все действия, касающиеся единой политики в области качества, на основе которой формируются новые цели и задачи, стоящие перед отдельными структурными единицами, и их реализацию посредством планирования и организация обеспечения качества производственных процессов и качества их результатов.
Для осуществления организационных изменений необходимо опираться с одной стороны на принцип интеграции, с учетом рыночного механизма, в котором главную роль играет заказчик, а с другой стороны, на повышение активности и эффективности действий всех работников, участвующих в различных процессах и видах деятельности предприятия.
Выделенные изменения напрямую связаны с внедрением так называемого процессного подхода к организации производства и управлению деятельностью предприятия, который является одним из восьми базовых принципов, положенных в основу стандартов ИСО серии 9000.
Первоначально идея использования процессного подхода к описанию деятельности предприятия рассматривалась в теории административного управления А. Файоля. Дальнейшее распространение данный подход получил лишь в конце ХХ в., когда применяемый функциональный подход к организации производства и управлению предприятием перестал быть прогрессивным. В подтверждение этому можно привести высказывание Т. Конти на Международной конференции по проблемам качества: «Введение процессного подхода означает отказ от подхода к менеджменту качества на основе бюрократических процедур в пользу более гибкого, интегрированного менеджмента компании, как «цепи ценностей», нацеленных на оптимизацию результативности и гибкости ее работы».
В методологии TQM «процессным» называется, любая деятельность, представленная в форме процесса, раскрывающаяся во взаимосвязи главных компонентов: выходов, входов, ресурсов.