Основные признаки классификации и состав классификационных групп

Признакиклассификации Состав групп
По отношению к власти · правительственные · неправительственные  
По отношению к главной цели (миссии) · общественные · хозяйственные  
По отношению к прибыли · коммерческие · некоммерческие  
По организационно-правовой форме см. табл. 3.3
По отношению к бюджету · бюджетные · внебюджетные  
По форме собственности     · государственные · муниципальные · общественные · частные · со смешанной формой собственности  
Окончание табл. 3.2
По уровню формализации (характеру внутренних связей) · формальные · неформальные
По отраслевой принадлежности · промышленные · транспортные · сельскохозяйственные · торговые · прочие  
По самостоятельности принятия решений · головные · дочерние · зависимые  
По размеру и численности членов организации · крупные · средние · малые  

Правительственные организации – это статус официальных органов власти федерального или местного уровней.

Неправительственные организации – те, которые не имеют статуса правительственных организаций.

Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и защиты интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др.

Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидов и общества путем производственно-хозяйственной деятельности.

Коммерческие организации – организации, имеющие основной целью получение прибыли. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ), к ним отнесены: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации ставят основной целью удовлетворение общественных потребностей. Но, несмотря на то, что их цели носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, которая расходуется на развитие организации. В соответствии с ГК РФ к некоммерческим организациям отнесены: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Гражданское законодательство страны устанавливает формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации. На основании ГК РФ [6] предусматривается создание большой группы коммерческих и некоммерческих организаций. Основные организационно-правовые формы субъектов хозяйствования, являющихся юридическими лицами, приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования, являющихся

юридическими лицами

Организационно-правовые формы Характеристика
1. Коммерческие организации
Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества или товарище-ства на вере Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные собственники своего имущества
Хозяйственное общество в форме акционерного, с огра-ниченной или с дополни-тельной ответственностью Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; единые и единственные собственники своего имущества
Производственный кооператив Добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом предусмотрена возможность участия в его деятельности юридических лиц
Унитарное предприятие государственное, муниципальное Организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
2. Некоммерческие организации
Потребительский кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами
Общественные и религиоз-ные организации Добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество
Фонды Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели
Учреждения Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Окончание табл. 3.3
Объединения юридических лиц: ассоциации и союзы Некоммерческие организации, объединяющие: коммерческие организации в форме ассоциаций или союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов; общественные или некоммерческие организации, в том числе учреждения. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица


Бюджетные организации финансируются из государственного бюджета или бюджета государственного органа.

Внебюджетные организации самостоятельно изыскивают источники финансирования. Государственный бюджет или бюджет государственного органа также могут выступить источниками финансирования.

Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.

Частные организации созданы либо индивидуальными предпринимателями (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства), либо акционерами (акционерное общество, хозяйственные товарищества и др.).

Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной.

Формальные организации строятся на основе извне определённых связей, иерархии власти, нормативно-правовом регулировании поведения, должностных инструкциях и т.п. Такие организации имеют определённую структуру, уровни управления и функциональные области хозяйствования. Формальные организации зарегистрированы в установленном порядке (это юридические или неюридические лица), для них характерно наличие официального руководителя (генерального директора, управляющего, начальника и др.). Люди, объединённые в такие организации, имеют договор о своих правах и обязанностях, заключённый с работодателем.

Неформальные организации представляют собой объединение людей, сложившееся спонтанно, в результате межличностного взаимодействия по интересам. Неформальные организации не зарегистрированы в государственных органах власти, люди в них не заключают договоров о своих правах и обязанностях. Неформальные организации есть во всех формальных организациях. Признак формирования неформальной организации – появление неформального лидера.

У формальной и неформальной организаций есть ряд общих черт:

· и та и другая представляют собой группы людей;

· люди в группах объединены общими целями;

· внутри организаций действуют нормы, стандарты и правила, существует иерархия власти.

Головная организация – основное хозяйственное общество или товарищество, имеющее дочернее и (или) зависимое общество.

Дочернее общество – хозяйственное общество, в уставном капитале которого преобладающим является участие другого (основного) хозяйственного общества или товарищества либо имеется договор, либо иная форма соглашения, согласно которому головная организация имеет возможность определять решения.

Зависимое общество – хозяйственное общество, более 20% уставного капитала или более 20% голосующих акций которого принадлежат другому участвующему хозяйственному обществу или товариществу.

Деление организаций на крупные, средние или малые осуществляют на основании таких критериев, как численность членов организации, объём продаж, размер уставного капитала, участие в капитале других организаций и частных лиц и др. Разнообразные методики используют разные комбинации критериев.

В Российской Федерации размеры предприятий определяют по критерию численности занятых: для среднего предприятия – это от 100 до 300 человек, для крупного – от 300 человек (в некоторых отраслях от 500 и выше).

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14.06.95 г. к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации – юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает:

· в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

· в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

· в оптовой торговле – 50 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании

населения – 30 человек;

· в остальных отраслях и при осуществлении

других видов деятельности – 50 человек [23].

Вопросы для повторения

1. Какие общепринятые понятия организации существуют и как они связаны между собой? Какая организация является объектом менеджмента?

2. Каковы основные подходы к понятию организации? Есть ли возможность объединить их, выделить общие черты?

3. Каковы общие характеристики сложных организаций? Поясните их сущность.

4. Какова роль организаций в современном обществе?

5. Какие характеристики организации как системы вы можете привести? Что представляет собой общая схема организационной системы?

6. Что такое жизненный цикл организации? Охарактеризуйте содержание каждого этапа.

7. Каковы стадии жизненного цикла организации по Б.З. Мильнеру? Приведите характеристику организационных факторов каждой стадии развития организации.

8. Какие свойства организации как сложной системы вам известны? Приведите характеристику каждого из них.

9. Что представляет собой внутренняя среда организации? Из каких основных элементов она состоит и каковы ее характеристики?

10. Как можно охарактеризовать миссию и цели организации? Какая существует иерархия целей?

  1. Что представляют собой задачи организации? Как они связаны с целями?
  2. Как формируется структура организации?

13. В каком контексте мы должны изучать технологию в организации? Приведите классификации технологий организации по Дж. Вудворд и Дж. Томпсону.

14. Что представляет собой персонал как внутренняя переменная организации? Каково должно быть поведение менеджера по отношению к людям в организации?

  1. Что такое внешнее окружение организации? Каковы характеристики внешней среды?
  2. Каков механизм действия и состав факторов среды прямого воздействия?

17. Какие факторы входят в среду косвенного воздействия? Как они влияют на организацию?

18. Какие виды организаций выделяют при традиционном подходе? Как принято делить организации по правовой форме и по отношению к власти?

19. Какая классификация организаций по отношению к главной цели (миссии) и по отношению к прибыли вам известна? Дайте характеристику каждой группы.

20. Как делятся организации по организационно-правовой форме? Охарактеризуйте условия создания и особенности деятельности каждой группы.

21. Что представляют собой группировки организаций по отношению к бюджету и по форме собственности?

22. Какие виды организаций, выделенные по характеру внутренних связей и отраслевой принадлежности, вам знакомы? Каковы основные характеристики этих организаций?

23. Как группируются организации по степени самостоятельности принятия решений, по размеру и численности персонала организации? Каковы особенности каждой группы?

Задания для самостоятельной работы

1. Найдите общие характеристики организации у известной фирмы (российской или зарубежной). Опишите их.

2. Постройте общую схему организационной системы известной компании (российской или зарубежной). Охарактеризуйте ее основные элементы.

3. Постройте модель жизненного цикла организации, выбрав для этого успешно и давно функционирующую на рынке компанию (российскую или зарубежную). Прокомментируйте полученный результат. Сделайте выводы.

4. Опишите внутреннюю среду известной российской фирмы. Сделайте прогноз относительно успешности ее действий.

5. Охарактеризуйте внешнюю среду известной российской компании. Проанализируйте ее влияние на формирование стратегии компании.

6. Используя материалы периодических изданий (например, журналов «Эксперт», «Менеджмент в России и за рубежом» и др.), составьте списки десяти лучших компаний РФ: по рыночной стоимости, по объему реализации продукции, по производительности и по рентабельности.

Библиографический список

1. Акимова, Т.А. Теория организации / Т. А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с. – (Серия «Профессиональный учебник: Менеджмент»). – ISBN 5-238-00556-3.

2. Берг А.И. Кибернетика – наука об оптимальном управлении / А. И. Берг. – М. - Л.: Энергия, 1964. – 64 с.

3. Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Н. Винер. – М.: Наука, 1983. – 344 с.

4. Виханский, О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с. – ISBN 5-8297-0005-0 (в пер.).

5. Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). – ISBN 5-238-00657-8.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: по состоянию на 1 июля 2004 г. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 240 с. – ISBN 5-446-00051-5.

7. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики / М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 416 с. – ISBN 5-16-000012-7.

8. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – 10-е изд. – СПб.: Нева, 2003. – 749 с. – («Теория и практика менеджмента»). – ISBN 5-7654-4170-Х.

9. Кравченко, А.И. История менеджмента / А. И. Кравченко. – 4-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»). – ISBN 5-8291-0401-6.

10. Лукашевич, В. В. Менеджмент в структурно-логических схемах / В. В. Лукашевич. – М.: Экзамен, 2003. – 224 с. – ISBN 5-94692-655-1.

11. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2002. – 700 с. – ISBN 5-7749-0I26-2.

12. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б. З. Мильнер. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 648 с. – ISBN 5-16-001815-8.

13. Ноздрева,Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р. Б. Ноздрева, Л. И. Цыгичко. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 304 с. – ISBN 5-279-00861-3.

14. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М.: Дело, 2001. – 280 с. – (Серия «Наука управления»). – ISBN 5-7749-0199-8.

15. Пустоветова, И.К. Программно-целевой подход к управлению процессом формирования персонала автотранспортного предприятия // Экономические проблемы управления предприятием: Сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 80–86. – ISBN 5-8149-0205-1.

16. Райзберг,Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг,П. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.:ИНФРА-М, 2005. – 4-е изд. – 480 с. – ISBN 5-16-001584-1.

17. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред.: A. M. Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – Кн. 1:А – Н. – 1023 с. – ISBN 5-85270-292-7; Кн. 2: Н – Я. – 992 с. – ISBN 5-85270-292-7.

18. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика / З. П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Высшее образование»). – ISBN 5-16-000824-1.

19. Статистика / Под ред. И. И. Елисеевой. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. – 448с. – ISВN 5-94653-054-2.

20. Татаринова, Г. Н. Управление общественными отношениями / Г. Н. Татаринова. – СПб.: Питер, 2004. – 315 с. – (Серия «Учебник для вузов»). – ISBN 5-469-00099-0.

21. Управлениеорганизацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – ISBN 5-16-001391-1.

22. Уткин, Э. А. Курс менеджмента / Э. А. Уткин. – М.: 3epцалo, 1998. – 431 c.– ISBN 5-8078-0014-1.

23. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ. – М.: Гросс Медиа, 2004. – 16 с. – ISBN 5-476-00045-3.

24. Фролов, С. С. Социология организаций / С. С. Фролов. – М: Гардарики, 2001.– 384 с. – ISBN 5-8297-0081-6.

25. Эванс, Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман. – М.: Сирин, 2004. – 278 с. – ISBN 5-86567-046-2.

26. Янг, С. Системное управление организацией / С. Янг. – М.: Сов. Радио, 1972. – 456 с.

27. Журналы «Вестник ассоциации менеджеров» – http://www.vam.amr.ru.

28. Журналы «Управление компанией» – http:// www.zhuk.net.

29. Adizes, I. Corporate lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it / L Adizes. – Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall,1988. – 361 p. – ISBN 0131744003.

30. Barnard, С. The functions of the executive / С. Barnard. – Cambridge, Mass.: Harvard university press, 1938.– 334 p.

31. Blau, P. Formal organization: A comparative approach / P. Blau, W. Scott. – San Francisco: Chandler Pub. Co., 1962. – 312 p.

32. Etzioni, A. The comparative analysis of complex organizations / A. Etzioni. – New York: Free Press of Glеncoe, 1961. – 366 p.

33. Greiner, L. E. Evolution and revolution as organization grow // Harvard business review. – 1972. – 50. – №1 (July – August). – Р. 37–46.

34. http:// cdl.library.cornell.edu/.

35. http:// club.fom.ru.

36. http:// ecsocman.edu.ru.

37. http: // eup.ru.

38. http:// rspp.ru.

39. http:// www.clib.yar.ru.

40. International dictionary of management / Hano Johannscn and G. Terry Page. – East Brunswick Nichols / GP, 1990. – 4 th ed. – 359 p. – ISBN 0749413166.

41. Leavitt, H. J. Corporate pathfinders: building vision and values into organizations /H. J. Leavitt. Homewood: Dow Jones-Irwin, 1986. – 229 p. – ISBN 0870946951.

42. March, J. Organizations / J. March, H. Simon. – Cambridge, Mass., USA: Blackwell, 1993. – 287p.

43. Smith, A. The wealth of nations / A. Smith. – London: Prometheus Books, 1991. 594 p.– (Great MindsSeries). – ISBN 0-87975-705-1.

44. Woodward , J. Industrial organization: Theory and Practice / J. Woodward. – New York: Oxford University Press, 1980. – 288 p.– ISBN 0198741227.

Учебное издание

ПУСТОВЕТОВА Ирина Кузьминична

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Часть I

Редактор Н. Н. Пацула

ИД № 06039 от 12.10.2001

Свод. темплан 2007 г.

Подписано к печати 07.03.07. Бумага офсетная. Формат 60х84 1/16.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 4,25. Уч.-изд. л. 4,25

Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира,11.

Типография ОмГТУ.

Наши рекомендации