Итоговый тест по курсу «стратегический менеджмент»
1. Назовите наиболее характерные предпосылки появления стратегического менеджмента
А) Высокая степень централизации управления, наличие множества жестких правил и процедур, определяющих поведение управляющих
Б) Стабильные производственные цели
В) Увеличение, усложнение и быстрая сменяемость производственных задач.
Г) Ужесточение законодательства в области социальной ответственности организации.
2. В основе стратегического управления лежит:
А) Сильная бюрократическая система управления
Б) Сильная организационная культура
В) Жесткая регламентация действий работников
Г) Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.
3. Особенностями стратегических решений являются:
А) Направленность на кратко- и среднесрочную перспективу.
Б) Объективность оценок
В) Высокая степень риска
Г) Инновационный характер
Д) Альтернативность решений
4. Особенностями оперативных решений являются:
А) Направленность на долгосрочную перспективу
Б) Высокая степень риска
В) принимаются на основе более точной и детальной информации
Г) относительная регулярность принятия решений
Д) ориентированы преимущественно на внутренние организационные процессы
5. Корпоративная стратегия – это:
А) Стратегия для диверсифицированной компании
Б) Стратегия для специализированной фирмы (узкопрофильной компании)
Б) Стратегия для нескольких подразделений компаний
Г) Одна из базисных (эталонных) стратегий
6. Деловая стратегия – это:
А) Стратегия диверсифицированной компании
Б) Стратегия специализированной фирмы (узкопрофильной компании)
В) Стратегия на уровне функционального подразделения.
Г) Стратегии, определяющие направления действий в таких функциональных сферах организации как финансы, маркетинг, производство, персонал и т.д.
7. Функциональные стратегии - это:
А) Стратегия диверсифицированной компании
Б) стратегии, определяющие направления действий в таких функциональных сферах организации как финансы, маркетинг, производство, персонал и т.д.
В) Стратегия специализированной фирмы (узкопрофильной компании)
Г) Одна из базисных (эталонных) стратегий
8. Операционная стратегия – это:
А) Стратегия диверсифицированной компании
Б) Стратегия специализированной фирмы (узкопрофильной компании)
В) Стратегия ключевых оперативных единиц (заводы, отделы внутри функциональных направлений, центры распределения и др.)
Г) Одна из базисных (эталонных) стратегий
9. Миссия организации – это:
А) Средство мотивации сотрудников
Б) Конкретное указание, что и в какие сроки сделать
В)Утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Г) Основные задачи организации
10. Какая из перечисленных стратегий развития предполагает отказ от рассмотрения долгосрочных перспектив бизнеса в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе:
А) Стратегия развития продукта
Б) Стратегия обратной вертикальной интеграции
В) Стратегия «сбора урожая»
Г) Стратегия сокращения расходов
11.Может ли фирма на практике одновременно реализовывать сразу несколько корпоративных стратегий:
А) Да
Б) Нет
12. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции означает приобретение контроля над:
А) фирмой-поставщиком
Б) покупателями
В) фирмами с таким же видом бизнеса
Г) фирмами распределения и сбыта
13. Стратегия обратной вертикальной интеграции означает приобретение контроля над:
А) фирмой-поставщиком
Б) покупателями
В) фирмами с таким же видом бизнеса
Г) фирмами распределения и сбыта.
14. Стратегии конгломеративной диверсификации соответствуют следующие характеристики бизнеса:
А) Продукт – новый, технология – старая, рынок – старый.
Б) Продукт – новый, технология – новая, рынок – старый.
В) Продукт – новый, технология – новая, рынок – новый.
15. Стратегии горизонтальной диверсификации соответствуют следующие характеристики бизнеса:
А) Продукт – новый, технология – старая, рынок – старый.
Б) Продукт – новый, технология – новая, рынок – старый.
В) Продукт – новый, технология – новая, рынок – новый.
16. Стратегии концентрической диверсификации соответствуют следующие характеристики бизнеса:
А) Продукт – новый, технология – старая, рынок – старый.
Б) Продукт – новый, технология – новая, рынок – старый.
В) Продукт – новый, технология – новая, рынок – новый.
17. К решениям стратегического типа относятся:
А) Выбор рынков и круга производимых товаров
Б) Решение о найме рядовых сотрудников
В) Выбор способов ведения конкурентной борьбы
Г) Выбор деловых партнеров
18. Внешнюю среду современной фирмы можно охарактеризовать как:
А) Динамичную
Б) Сложную
В) Предсказуемую
Г) Постоянную, стабильную
19. Для модели гибкого производства характерно:
А) Последовательный подход к организации работ
Б) Параллельный (групповой) подход к организации работ
В) Компьютерное и автоматизированное проектирование
Г) Использование конвейерных технологий
Д) Узкая специализация труда
20. Для фирм индустриальной эпохи характерно:
А) Массовое производство
Б) Использование гибких технологий
В) Массовый сбыт стандартной продукции
Г) Обслуживание крупных однородных рынков
Д) Выпуск продукции небольшими партиями, сериями
21. Для фирм постиндустриальной эпохи характерно:
А) Массовое производство
Б) Использование гибких технологий
В) Массовый сбыт стандартной продукции
Г) Обслуживание крупных однородных рынков
Д) Выпуск продукции небольшими партиями, сериями
22. Суть стратегического аспекта управления:
А) Эффективная адаптация организации к внутренним изменениям
Б) Эффективная адаптация организации к внешним изменениям
В) Ориентация на среднесрочную перспективу
Г) Ускоренный рост денежных поступлений
23. К оперативным (финансовым) целям относятся:
А) Повышение качества продукта (товара)
Б) Повышение репутации организации среди клиентов
В) Более высокие дивиденды
Г) Увеличение притока денежных средств
24. К стратегическим целям относятся:
А) Повышение качества продукта (товара)
Б) Повышение репутации организации среди клиентов
В) Более высокие дивиденды
Г) Увеличение притока денежных средств
25. Движущие силы конкуренции – это:
А) Экономические характеристики отрасли
Б) Количественная интерпретация основного интереса деятельности фирмы
В) Основные причины, приводящие к изменению условий конкуренции и ситуации в целом
Г) Стабильные производственные цели
26. Основные цели анализа внутренней среды организации – это:
А) Сравнительный анализ конкурентных преимуществ
Б) Выявление возможностей и угроз
В) Анализ использования потенциала фирмы
Г) Управление производственными процессами
27. Основная цель анализа внешней среды организации – это:
А) Сравнительный анализ конкурентных преимуществ
Б) Выявление возможностей и угроз
В) Анализ использования потенциала фирмы
Г) Управление производственными процессами
28. Расположите в порядке эволюции и развития следующие теории управления:
А) Управление по целям | |
Б) Менеджмент-обучение | |
В) Управление по инструкциям |
29. Предпосылки использования конкурентной стратегии дифференциации:
А) Массовый спрос на продукцию
Б) Разнообразие потребностей покупателей
В) Преобладание ценовой конкуренции
Г) Преобладание неценовой конкуренции
30. Предпосылки использования конкурентной стратегии лидерства в издержках:
А) Массовый спрос на продукцию
Б) Разнообразие потребностей покупателей
В) Преобладание ценовой конкуренции
Г) Преобладание неценовой конкуренции
Ключи к тесту по стратегическому менеджменту
1. в, г
2. б
3. в, г, д
4. в, г, д
5. а
6. б
7. б
8. в
9. в
10. в
11. а
12. г
13 а
14 в
15.б
16.а
17. а, в, г
18. а, б
19. б, в
20. а, в, г
21. б, д
22. б
23. в, г
24. а, б
25. в
26. а, в
27. б
28. в, а, б
29. б, г
30. а, в
Перечень ключевых слов
Анализ внешней среды;
Бизнес-стратегия;
Инвестиции;
Инновация;
Конкурентоспособность;
Миссия организации;
Потенциал;
Процесс стратегического менеджмента;
Реализация стратегии;
Реорганизация;
Риск;
Система управления;
Стратегическая задача;
Стратегическая программа;
Стратегические альтернативы;
Стратегические цели;
Стратегический контролинг;
Стратегический разрыв;
Стратегический ситуационный анализ;
Стратегическое управление;
Стратегия;
Управленческий риск;
Базовые стратегии;
Внешнеэкономическая стратегия;
Входные барьеры;
Выходные барьеры;
Деловая стратегия (стратегия конкуренции);
Диверсификация;
Инвестиционная стратегия;
Инновационная стратегия;
Конкурентная стратегия;
Корпоративная стратегия;
Маркетинг;
Маркетинговая стратегия;
Портфельная стратегия;
Сегмент рынка;
Стратегия дифференциации;
Стратегия низких издержек;
Стратегия фокусирования (сегментации);
Функциональные стратегии;
Анализ PEST;
Анализ SWOT;
Внешняя среда;
Возможности;
Глобальная отрасль;
Движущие силы конкуренции;
«Жизненный цикл» продукта;
Матрица БКГ ;
Модель «пяти сил» Портера;
Среда косвенного воздействия (макросреда);
Отрасль;
Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ);
Цепочка ценностей Портера;
Динамичный принцип анализа;
Конкурентные преимущества предприятия;
Неосязаемые ресурсы;
Осязаемые ресурсы;
Система Mc Kincey;
Управленческий анализ;
Центральная компетенция;
Анализ;
Базовые параметры;
Внутренние переменные;
Диагностика;
Долгосрочные планы
Выбор;
Инновационный потенциал;
Исполнение;
Логика разработки планов;
Оперативные планы;
Оценка;
План развития организации;
Прогнозирование;
Ресурсы;
Среда косвенного воздействия;
Среда прямого воздействия;
Стратегическое планирование;
Тактические планы;
Цикл стратегического планирования;
Корпоративное управление;
Корпорация;
Горизонтальная интеграция;
Вертикальная интеграция;
Стратегия комбинированная;
Стратегия ограниченного роста;
Стратегии роста;
Стратегия сокращения;
Бенчмаркинг;
Интеграция;
Организационная культура;
Контроль;
Реализация стратегии;
Реинжиниринг;
Реструктуризация;
Синергетический эффект;
Организационная структура организации;
Экономическа эффективность;
Программно-целевой подход (ПЦП).
Глоссарий
Анализ внешней среды— оценка состояния и перспектив развития, с точки зрения организации, Субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказать непосредственное влияние.
Бизнес-стратегия— конкретная стратегия для конкретного бизнеса. Бизнес-стратегия является важнейшей подсистемой корпоративной стратегии любой коммерческой организации. Если организация осуществляет только один бизнес, то бизнес-стратегия и корпоративная стратегия полностью совпадают.
Инвестиции— долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной или зарубежной экономики с целью получения прибыли.
Инновация— создание, распространение и применение какого-либо новшества, ведущего к улучшению работы, повышению эффективности деятельности организации.
Конкурентоспособность— способность коммерческой организации производить и продавать конкурентоспособный продукт; преимущество конкретной организации по отношению к другим организациям — конкурентам в данной отрасли бизнеса.
Миссия организации— основная общая цель организации, четко выраженная причина её существования или предназначение.
Потенциал — совокупность всех возможностей (материальных, финансовых, информационных, кадровых) для выпуска продукции и оказания услуг.
Процесс стратегического менеджмента— совокупность последовательных действий для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях изменчивости и сложности организационной среды, позволяющая оптимально использовать наличный потенциал и гибко реагировать на требования внешней среды.
Реализация стратегии— внутренняя оперативная деятельность, включающая одновременно организацию, бюджетирование, стимулирование, формирование оргструктуры, контроля и проведения «работ стратегического характера».
Реорганизация— изменение структуры и статуса организации путем слияния, выделения, поглощения, преобразования ее звеньев.
Риск— ситуативная характеристика деятельности, означающая , неопределенность ее исхода, возможные неблагоприятные последствия, альтернативные варианты ошибки или успеха.
Система управления— совокупность закономерно связанных друг с другом элементов управления (цели, структура, задачи, технологии, персонал), объединенных в механизм, дающий возможность достигать поставленные цели, принимать скоординированные и эффективные решения.
Стратегическая задача— проблема, связанная с предстоящим событием вне организации или внутри ее, которое может повлиять на способность организации достигать поставленных целей.
Стратегическая программа— комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии или стратегической задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам.
Стратегические альтернативы— набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегических целей организации во всем их многообразии в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов.
Стратегические цели— конкретные количественные (реже качественные, но однозначно интерпретируемые) показатели и сроки их достижения, которые выступают критериями эффективности реализации принятой стратегии.
Стратегический контролинг(strategic controlling) — координация функций стратегического анализа, целеполагания, планирования и коррекции стратегии; осуществление контроля за функционированием всей системы в целом; развитие подсистемы информационного обеспечения.
Стратегический разрыв— разница между выбранным (запланированным) курсом развития организации и курсом развития в новой изменяющейся среде. Они могут возникать между различными элементами стратегического управления: целями и стратегией, стратегией и организационной структурой, стратегическим и текущим планированием и др.
Стратегический ситуационный анализ—анализ для оценки эффективности существующей стратегии. Его главная задача состоит в определении необходимости корректировки или пересмотра стратегии.
Стратегическое управление— процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии и включающий: постановку целей, выработку стратегий, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленной цели.
Стратегия— обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки стратегии включает: 1) определение корпоративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3) формулировку и реализацию стратегии, направленной на достижение целей.
Управленческий риск— характеристика управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности. Например, вследствие недостаточности или ненадежности информации при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью появления негативных условий реализации потерь или с вероятностью нейтрализации факторов неопределенности и увеличением прибыли.
Базовые стратегии— по определению М. Портера, три направления достижения конкурентных преимуществ: 1) лидерство в издержках; 2) дифференциация продукции; 3) фокусирование (конкуренция).
Внешнеэкономическая стратегия— функциональная стратегия, имеющая целью выход на международные рынки для привлечения капитала, сбыта конкурентоспособной продукции и поиска стратегических партнеров.
Входные барьеры— факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением в отрасль (на рынок), настолько высокими, что под угрозу будет поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов.
Выходные барьеры— факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Они принуждают хозяйственные единицы по разным причинам (социально-политическим, экономическим и эмоциональным) продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал.
Деловая стратегия (стратегия конкуренции)— стратегия, направо ленная на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения.
Диверсификация— процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного стратегического хозяйственного подразделения.
Инвестиционная стратегия— функциональная стратегия, имеющая целью обоснование для потенциальных инвесторов наиболее эффективных направлений вложения их капиталов, а для участников реализации инвестиционных проектов — вариантов оптимального использования инвестиций.
Инновационная стратегия— функциональная стратегия, целью которой является определение основных направлений научно-технической деятельности в областях разработки и внедрения новой продукции.
Конкурентная стратегия— см. Деловая стратегия.
Корпоративная стратегия— корпоративная, или портфельная, стратегия, которая характеризует общее направление роста предприятий, развития его производственно-сбытовой деятельности.
Маркетинг— формирование реальной величины спроса, воздействие на потребителя для побуждения его к приобретению товара, разработка реальных и гибких программ действий организации на конкретном рынке.
Маркетинговая стратегия— функциональная стратегия, вытекающая из сущности, целей и функций маркетинга.
Портфельная стратегия— см. Корпоративная стратегия.
Сегмент рынка— совокупность потребителей, одинаковым образом реагирующих на демонстрируемые (обещаемые) свойства товара (услуги), на побудительные стимулы маркетинга.
Стратегия дифференциации— конкурентная стратегия, основанная на Производстве продукции с особыми свойствами и осуществлении конкуренции по качеству.
Стратегия низких издержек— конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции с минимальными издержками и осуществлением ценовой конкуренции.
Стратегия фокусирования (сегментации)— конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции для особого сегмента рынка и сохранении в этом рынке по возможности монопольного положения.
Функциональные стратегии— стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами организации на основе корпоративной и деловой стратегии.
Анализ PEST— метод для анализа четырех факторов внешней среды: Р(политико-правового), Е (экономического), S (социокультурного) и T (технологического).
Анализ SWOT— анализ сильных и слабых сторон организации, оценка ее возможностей и потенциальных угроз. Метод для анализа внешней и внутренней среды.
Внешняя среда— среда, которая окружает организацию и оказывает прямое или косвенное воздействие на ее жизнь и деятельность.
Возможности— положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями, например, являются рост доходов населения, ослабление позиций конкурентов и т.д.
Глобальная отрасль— отрасль, в которой на стратегические позиции фирм-конкурентов на определенных географических или национальных рынках сильное влияние оказывает их общая позиция на мировом рынке.
Движущие силы конкуренции— факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений.
«Жизненный цикл» продукта— определенный период времени, в течение которого продукция (технология) обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение инновационных целей организации.
Матрица БКГ— матрица Бостонской консультативной группы. В ее основе лежит модель «жизненного цикла» товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар «проблема»), рост (товар «звезда»), зрелость (товар «дойная корова») и спад (товар «собака»).
Модель «пяти сил» Портера— модель для анализа конкуренции.
Согласно этой модели конкуренцию среди существующих форм определяют:
1)соперничество между существующими предприятиями;
2)возможности появления новых конкурентов в отрасли;
3)угроза появления товаров-заменителей;
4)экономические возможности поставщиков;
5) экономические возможности покупателей.
Среда косвенного воздействия (макросреда)— факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на поведение организации, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии; к ней относятся экономические, политические, технологические и социальные факторы.
Отрасль— в стратегическом управлении: совокупность всех продавцов какого-либо продукта или производителей, предлагающих какой-либо продукт или группу продуктов, полностью заменяющих друг друга.
Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ)— отдельный сегмент окружающей бизнес-среды, на который организация имеет (или хочет получить) выход (по И. Ансоффу).
Цепочка ценностей Портера— термин, введенный американским ученым М. Портером. Согласно цепочке ценностей деятельность предприятия подразделяется на два типа: 1) основную, связанную с производством товара, его продажей и послепродажным обслуживанием; 2) вспомогательную, обеспечивающую основные процессы.
Динамичный принцип анализа — анализ всех показателей организации в динамике.
Конкурентные преимущества предприятия — уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы бизнеса, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.
Неосязаемые ресурсы — качественные характеристики предприятия: торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж организации, квалификация персонала, опыт.
Осязаемые ресурсы — физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.).
Система Mc Kincey— подход к управленческому анализу, который обеспечивает комплексный охват при анализе всех сторон производственной деятельности предприятия — от проектирования до сбыта и сервисного обслуживания.
Управленческий анализ — процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, а также выявление стратегических проблем.
Центральная компетенция— основное конкурентное преимущество организации, которое проявляется в том или ином виде деятельности сотрудников.
Анализ— этап стратегического планирования, на котором менеджеры оценивают конкурентоспособность фирмы, определяя ее сильные и слабые стороны.
Базовые параметры— система критериев, способных адекватно отражать специфику конкретного объектах; учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.п.). -
Внутренние переменные— части организации, ситуационные факторы внутри нее, состав и взаимосвязи. Основные внутренние переменные организации, по определению М.Х. Мескона, — это цели, структура, задачи, технологии и люди.
Диагностика- деятельность по оценке состояния организации с целью определения проблем ее развития и вероятности наступления кризиса.
Долгосрочные планы— могут быть как стратегическими, так и оперативными. В отличие от стратегических планов, которые включают цели, их иерархию, оценку внешних Условий, внутренние плюсы и минусы и основные направления действий, долгосрочные оперативные планы относятся к более простым управленческим инструментам.
Выбор— этап стратегического планирования, на котором, опираясь на результаты оценки конкурентоспособности фирмы, ее сильных и слабых сторон, разрабатываются альтернативы для выбора оптимальной стратегии.
Инновационный потенциал— возможности в достижении поставленных инновационных целей.
Исполнение— этап стратегического планирования, на котором после принятия стратегии разрабатываются обеспечивающие планы, совершенствуются методы и процедуры планирования, мобилизуются людские, финансовые и материальные ресурсы фирмы.
Логика разработки планов— упорядоченная последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением проблем планирования, а также определения исходного пункта, отправляясь от которого они должны решаться.
Оперативные планы— планы повседневного выполнения задач и оптимизации ресурсов, которые привлекаются организацией.
Оценка— этап стратегического планирования, на котором анализируется конкурентоспособность организации и определяются ее сильные и слабые стороны.
План развития организации — разрабатывается на срок от одного года до пяти лет. Основным его содержанием являются перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой техники или технологий.
Прогнозирование— процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образа будущего.
Ресурсы— средства (материальные и нематериальные) находящиеся в распоряжении организации.
Среда косвенного воздействия— факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на поведение организации, но косвенно влияют на процесс планирования стратегии. К ней относятся: экономические, политические, технологические и социальные факторы.
Среда прямого воздействия— совокупность факторов среды, непосредственно влияющих на поведение организации: поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, воздействие учреждений государственной и муниципальной власти.
Стратегический план— документ, включающий формулировку миссии организации, ее целей, анализ внешней и внутренней среды, выработанную стратегию, а также последовательность действий по ее реализации.
Стратегическое планирование - деятельность по разработке стратегии и ее конкретизации в форме стратегического плана.
Тактические планы— планы текущей деятельности, ориентированные на мероприятия, с помощью которых осуществляются, выпуск товаров и их реализация на рынке.
Цикл стратегического планирования— последовательность действий, состоящая из выработки миссии и целей, определения параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации, SWOT-анализа, выработки стратегии, ее реализации и контроля.
Корпоративное управление — процесс установления баланса между экономическими и социальными целями корпорации, между индивидуальными, групповыми и общественными интересами: объединение различных бизнесов под общим финансовым контролем.
Корпорация — предпринимательская организация, обладающая развитой организационной структурой, широким спектром видов деятельности, существенными долями рынка, обширными хозяйственными связями и профессиональными управляющими.
Горизонтальная интеграция — объединение организаций, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности.
Вертикальная интеграция — приобретение или усиление контроля над структурами, входящими в технологическую цепочку выпуска продукции на ступенях до и после производственного процесса.
Стратегия комбинированная— целесообразное сочетание всех рассмотренных выше базовых стратегий. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные фирмы, функционирующие в нескольких отраслях.
Стратегия ограниченного роста — стратегия, при которой цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются в соответствии с изменяющимися условиями. Это самый простой, удобный и наименее рискованный способ действия. Ее выбирают фирмы в сложившихся сферах деятельности со стабильной технологией.
Стратегия роста — стратегия, характеризующаяся динамичным уровнем развития с быстро меняющейся технологией. Этой стратегий придерживаются компании, стремящиеся к высоким темпам экономического роста. Она включает:
• стратегию концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка, развитие продукта);
• стратегию интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее расширение);
• стратегию диверсифицированного роста (производство новых продуктов).
Стратегия сокращения— целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке, в целом в экономике и т.п. В рамках данной стратегии имеется несколько вариантов: ликвидация компании, отсечение лишнего, сокращение и переориентация.
Бенчмаркинг— систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.
Интеграция— уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.
Организационная культура— выдержавшая испытание временем система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих в организации.
Контроль- одна из основных функций управления. Контроль состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и осуществления корректирующего воздействия в случае, если полученные результаты отличаются от установленных стандартов.
Реализация стратегии— часть стратегического процесса, предполагающего осуществление выбранной стратегии. Включает проведение необходимых изменений, реструктурирование ресурсной базы.
Реинжиниринг— перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикальных улучшений деятельности организации.
Реструктуризация — процесс существенной реорганизации деятельности компании, которую используют в стратегическом менеджменте с целью повышения прибыльности, сокращения расходов и улучшения качества продукций. Реструктуризация приводит к коренным изменениям в рабочей силе, управлении компанией и структуре капитала.
Синергетический эффект — результат совместных усилий членов команды, который оказывается больше суммы отдельных результатов усилий ее членов, если бы они работали порознь.
Организационная структура организации—логическая взаимосвязь уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Экономическая эффективность - отношение полученного результата к затратам.
Программно-целевой подход (ПЦП)— в основе программно-целевого подхода лежит установление целей развития системы, разработка различных вариантов ее достижения, отбор наиболее эффективных вариантов и формирование на их основе целевых программ. Данный подход предполагает, что при проведении какой-либо разработки должны учитываться все ее элементы, иначе цель разработки не будет достигнута. Для этого необходимо исходить из некоторой иерархической структуры. Это может быть «дерево целей», граф или другая многоуровневая структура.