Менеджер и лидер. Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Работает как администратор Поручает Работает по целям других Бизнес-план является основой его деятельности Полагается на систему Использует доводы Контролирует Поддерживает движение и развитие Работает как профессионал Принимает решения Делает дело правильно Стремится к тому, чтобы его уважали | Работает как инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Видение является основой его деятельности Полагается на конкретных («живых?) людей Использует доводы и эмоции Доверяет Дает импульс движению и развитию Работает как профессионал и энтузиаст Добивается реализации решений Делает правильное дело Стремится к тому, чтобы его обожали |
Лидерство предполагает наличие отношений «лидер - последователь». Эти взаимоотношения не обязательно предполагают иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник—подчиненный». Лидер — это тот, за кем идут.
Лидерство как явление является функцией лидера, последователей и ситуации. Ситуацию определяют любые изменения, препятствия на пути достижения групповых целей (изменение численности, состава группы, конфликты и т.п.). Именно ситуация во многих случаях играет решающую роль в проявлении механизма выдвижения группой лидера.
Для нормально функционирования группы очень важно, чтобы официальный руководитель был одновременно и неофициальным лидером.
Исторически сложились три подхода к решению проблемы лидерства:
· Подход с позиций личных качеств.
· Поведенческий подход.
· Ситуационный подход.
1. Подход с позиций личных качеств является наиболее ранним научным подходом в изучении и объяснении лидерства. Исследователи верили в то, что лидеры имеют какой то уникальный набор качеств, обладание которым позволит любому человеку стать лидером.
В результате были выделены четыре основные групп лидерских качеств:
· физиологические;
· психологические (эмоциональные);
· интеллектуальные (умственные);
· личностные, деловые.
Дальнейшие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала, а сам список качеств, входящих в вышеперечисленные группы, стремится к бесконечности (табл. 15.3).
Таблица 15.3
Черты, необходимые лидеру
Интеллектуальные способности | Черты характера | Приобретенные навыки (деловые качества) |
1. Ум. 2. Способность мыслить логично. 3, Образование. 4. Знание дела. 5. Рассудительность. 6. Проницательность. 7. Эрудированность. 8. Концептуальность. 9. Интуитивность. . 10. Оригинальность. 11. Речевая развитость. 12. Любопытство и познавательность. | 1. Инициативность. 2. Энергичность. 3. Созидательность и творчество. 4. Смелость. 5. Личностная целостность. б. Гибкость. 7. Бдительность. 8. Честность. 9. Самоуверенность. 10. Уравновешенность. 11. Независимость. 12. Самостоятельность. 13. Амбициозность. 14. Настойчивость и упорство. 15. Потребность в достижениях. 16. Властность. 17. Работоспособность. 18. Стремление к превосходству. 19. Агрессивность. 20. Обязательность. 21. Участливость. | 1. Умение организовать. 2. Умение убеждать. 3. Умение заручаться поддержкой. 4. Умение брать на себя риск и ответственность. 5. Умение разбираться в людях. 6. Умение кооперироваться. 7. Умение завоевывать популярность и престиж. 8. Такт и дипломатичность. 9. Умение быть надежным. 10. Умение менять себя. И. Умение шутить и понимать юмора |
2. Поведенческий подход рассматривает лидерство через призму лидерского поведения. Было предложено несколько классификаций стилей поведения, наиболее известной является классификация трех стилей (автократический, демократический и либеральный). Предполагалось, что демократический стиль, как наиболее предпочитаемый подчиненными, приведет к повышению эффективности... Однако этого не произошло.
3. Ситуационный подход предполагал объяснить эффектность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание личность лидера. Главное предположение, что поведение лидера должно быть разным и определяться ситуацией. Исследователи (Фидлер, Митчелл и др.) начали активно работать в направлении установления причинно-следственных связей в отношении лидерства, позволяющих предсказать возможное поведение лидера и последствия его поведения.
Поведенческий подход рассматривает лидерство через призму лидерского поведения.
Стиль повеления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей.
Было предложено несколько классификаций стилей поведения, наиболее известной является классификация трех стилей (автократический, демократический и либеральный). В основе классификации — теория X и теория У — два подхода к сущности человека, предложенные МакГрегором (табл. 15.4).
Таблица 15.4
Теория Х и теория У
Теория Х | Теория У |
Люди от природы ленивы и не любят работать Нужен жесткий подход для достижения результата Среднестатистический человек не стремится к самостоятельности и желает, чтобы им руководили | Люди от природы любят и хотят работать хорошо Каждый человек талантлив В любой деятельности нужна свобода для творчества Среднестатистический человек стремится к ответственности, если только он не отучен от этого плохим руководителем |
Содержание стилей представлено в табл.15.5.
Таблица 15.5
- Содержание стилей
Характеристика | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Пассивный стиль (либеральный) |
Природа стиля | Сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя. Прерогатива в установлении целей и выборе средств. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху вниз. Отношения с подчиненными — максимально формализованы | Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях. Отношения с подчиненными — дозировано товарищеские | Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы. Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникация в основном строится на горизонтальной основе. Отношения с подчиненными — вежливо уступающие |
Сильные стороны | Внимание сосредоточено на порядке, возможность предсказания | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы | Демократический стиль требует много времени | Группа может потерять скорость и направление без лидерского вмешательства |
Предполагалось, что демократический стиль, как наиболее предпочитаемый подчиненными, приведет к повышению эффективности... Однако этого не произошло.
Одна из оригинальных классификаций стилей управления была предложена Блейком и Моутоном. Они построили матрицу по двум переменным лидерского поведения: по горизонтали — интерес к производству (стремление получить положительные производственные результаты), по вертикали —
интерес к людям (стремление руководителя к достижению результатов на основе доверия и уважения сотрудников, понимания и поддержки). Использование 9-балльной шкалы позволило очертить зоны пяти основных лидерских стилей (рис. 15.6).
1,9 | 9,9 | ||||||||
5,5 | |||||||||
1,1 | 9,1 | ||||||||
Степень внимания к производству (Т)
Рис. 15.1 Зоны пяти основных лидерских стилей
Рассмотрим пять квадрантов, соответствующих пяти стилям управления более подробно.
1.1— обедненное управление: приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой должности.
1.9 — управление в стиле «дом отдыха»: вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих
к созданию удобной и дружественной атмосферы.
9.1 — власть—принуждение: приоритет максимизации производственных результатов, при этом подчиненным диктуется, что и как они должны делать.
5.5 – организационное управление: адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по выполнению работы и приемлемой социально-психологической атмосферы.
9..9 — управление в стиле «команда», эффективность работы исходит из обязательств людей и взаимодействия, отношения строятся на доверии и уважении.
В табл. 15.6 представлены поведенческие действия менеджеров пяти лидерских стилей.
Главной идеей ситуационного подхода к лидерству было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.
Одним из основателей теории ситуационного лидерства является Ф. Фидлер, который в середине 60-х гг. предложил использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля. При этом использовалась 8-балльная шкала, позволяющая построить профиль наименее предпочитаемого работника (коллеги) (НГТР).
Лидеры, набравшие высокие баллы, т. е. описавшие своего НПР очень позитивно, ориентированы на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работы (лидер с низким НПР).
Согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.
Таблица 15.6