Тема 1: Теоретические основы менеджмента
При переходе Казахстанской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
Например, мы говорим: «менеджмент предприятия» или «управление предприятием», но только «управление автомобилем».
На наш взгляд, наиболее емко отражает содержание менеджмента, следующее его определение, высказанное в начале прошлого века. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент — это управление социально-экономическими и социально-техническими системами
для получения конкретного результата.
Менеджмент — это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1) рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
2) гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без:
- ориентации на человеческий фактор,
- высокого профессионализма,
- творчества менеджера.
Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Наиболее часто используемые подходы к их определению представлены на рис. 1.1.
.
Управление | Вид практической деятельности | Менеджмент |
Процесс | ||
Категория людей | ||
Аппарат управления | ||
Наука | ||
Искусство |
Рисунок 1.1 Определения менеджмента и управления.
Менеджмент как вид деятельности. Любая деятельность требует управления. Менеджмент — это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий — функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен
А. Файолем. Управлять — это, значит, предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организация деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Управление как процесс. Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы
управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.
Управление — это менеджеры. Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Менеджер – это человек, прошедший специальную подготовку. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:
1) роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
2) информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать
современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
3) межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не воин». Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как:
- высокое чувство долга и преданностью делу;
- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
- умение выражать свои мысли и убеждать;
- уважительное отношение к персоналу;
- способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.
В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.
Понятие менеджер часто соседствует с понятием бизнесмен. Бизнесмен – это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении находятся люди.
Несколько более частный случай бизнеса – это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связан с личностью человека – предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.
В корне отличается от вышеизложенных характеристик деятельность рантье. Это, человек, живущий на проценты от вложенных средств в банк. Его задача – положить деньги на счет в банк, получать проценты, забрать деньги из банка, если его что-либо не удовлетворяет. К этому только и сводится его управление деньгами.
Управление — это аппарат управления. Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
Менеджмент — это наука управления. Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX в. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. — проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая, в конечном счете, переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.
Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. Не является исключением и управленческая деятельность. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые «диктуют» законы объективного мира. Понятие «закон» рассматривается с двух позиций:
1) как нормативные акты, принятые в установленном порядке высшими органами государственной власти. В этом случае они имеют субъективный характер, т. к. отражают уровень интеллекта и профессионализм членов законодательного собрания, расстановку политических сил и т. п.;
2) как необходимые, существенные, устойчивые повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер.
Законы объективного мира — это законы его развития. К ним мы можем отнести:
1) закон единства и борьбы противоположностей;
2) закон отрицания отрицания;
3) закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон единства и борьбы противоположностей утверждает:
- во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения;
- противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;
- борьба противоположностей является источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;
- в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.
Закон отрицания отрицания гласит:
- во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличаются от самих себя в предшествующий момент времени;
- в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний. Смысл действия этого заключается в следующем: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления; новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому.
Сущность закона перехода количественных изменений в качественные заключается в том, что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения. Достигнув определенного уровня, они приводят к коренным качественным изменениям. Количественные изменения совершаются эволюционно, а коренные качественные изменения — революционно.
К законам управления мы можем отнести следующие:
1)закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна
содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление;
2) закон обеспечения необходимого числа степеней свободы требует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т. п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое число степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы
всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы;
3) закон необходимого разнообразия гласит, что система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие систем управления обусловлено воздействием ситуационных факторов (отраслевых, природноклиматических, профессионально-квалификационных и др.). Однако, во всех случаях должны соблюдаться законодательные акты, стандарты, обычаи, ценности и т. п. Типовые системы, структуры, методы должны быть не догмой, а инструментом для создания методологии управления конкретным предприятием;
4) закон соотносительности управляющих (СУ) и управляемых систем (ОУ) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям» целям и задачам развития:
- функциональная сложность СУ должна превышать функциональную сложность ОС, уровень компетентности работников СУ также должен превышать уровень компетентности ОУ;
- динамика совершенствования СУ должна превышать динамику совершенствования ОУ.
Развитие управляемой системы (субъекта управления СУ) связано с высоким уровнем компетенции руководителя, творческие способности которого позволят максимально использовать действия, законов и расширить сферы их действия.
Принципы управления. Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления, т. е. принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они носят субъективный характер. К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1) принцип научности, который требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах, т. е. привлечения всего спектра современных знании, их тщательно синтеза, и, прежде всего — комплекса наук человеке. При этом необходимо применять и передовые
методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технологических и технических наук;
2) системность и комплексность. Системность означает необходимость использования элементов теории БС, системного анализа в каждом управленческом решении, используя
при этом все свойства БС: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и др. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой си
темы, учета всех направлений, всех сторон, всех свойств (возрастных, этнических, профессиональных и др. особенностей структуры коллектива). Системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтальным, координационным связям;
3) единоначалие и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т. е. с учетом мнений многих специалистов по различным вопросам (комплексность разработки). Принятое решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица должна быть установлена ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ;
4) принцип демократического централизма означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Крайняя выраженность демократизма — охлократия (власть толпы), анархия; крайняя степень централизма — автократия. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т. д.
Из принципов управления вытекают правила группового поведения больших профессиональных групп работников, например, руководителей фирм, коммерческих директоров и т. п. Для каждой из категорий существуют свои писаные и неписаные правила.
Из правил группового поведения вытекают правила индивидуального поведения руководителей с учетом их личностных характеристик.
Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.
Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Схема управления организацией
Воздействие — это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие. Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Система субъектно-объектных отношений является основой построения системы управления.
Система управления — совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру и содержание элементов системы, а также установление связей между ними. Понятие «система управления» характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Механизм управления — совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие «механизм управления» отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.
Процесс управления — последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие «процесс управления» отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.
Сущность управления заключается в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в
индивидуальной и совместной деятельности. Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять — это, значит, планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Специфичность управления проявляется при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого труда.
Вертикальное развертывание управленческой деятельности образует уровни управления, горизонтальное — звенья и элементы управления (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 - Уровни управления
Рекомендуемая литература:
Осн:1 [15-30; 45-68]; 2 [11-14; 23-24].
Доп: 4[5-12; 40-62]; 5[12-39]; 6[9-39];
Контрольные вопросы:
- Есть ли разница между управлением и менеджментом ?
- Что представляет собой менеджмент как вид деятельности?
- Что представляет собой менеджмент как процесс?
- Что представляет собой менеджмент как аппарат управления?
- Что представляет собой менеджмент как наука и искусство?
- Кто такой менеджер?
- Кто такой бизнесмен?
- Кто такой предприниматель?
- Перечислите объективные законы развития менеджмента.
- Какие принципы управления Вы знаете?
- Что понимают под субъектом, а что под объектом управления?
- Дайте определение системы управления?
- Что понимается под механизмом управления?
- Перечислите основные составляющие процесса управления.
Тема 2: Исторические аспекты развития менеджмента
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I. Древний период 9-7 тыс. лет до п. э., примерно до XVIII в.
II. Индустриальный период (1776-1890 гг.).
III. Период систематизации (1856-1960 гг.).
IV. Информационный период (1960 г. — по настоящее время).
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество по крупицам тысячелетиями накапливало опыт управления.
Управление в той или иной форме бытовало всегда там, где люди осуществляли совместную деятельность. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы
координировали и направляли деятельность группы (сбор пищи, строительство , защита и т. п.).
Первые, самые простые, формы упорядочения совместной деятельности возникли на стадии первобытнообщинного строя. Первые «управленцы» — старейшины и вожди ролов и племен.
Примерно в 9-7 тыс. до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (сбор плодов, охота и т. п.) к производящей экономике (производство продуктов). Это событие явилось точкой отсчета зарождения нового вида специфической деятельности — управления.
В Древнем Египте (3000-2800 гг. до н. э.) был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. Сформировался достаточно развитый для того времени государственный аппарат и структура по его обслуживанию (чиновники-писцы и т. п.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н. э.). На основе анализа различных форм управления он провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, предпринял попытку разграничить функции органов управления.
Приведенные исторические примеры дают представление о том, какие проблемы были актуальными на ранних стадиях развития древнего искусства управления и современной науки — менеджмента.
Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.
По сути, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей привели к тому, что сами владельцы уже не могли контролировать деятельность всех работников. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших работников. Они и стали первыми менеджерами. Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени.
1. Подход с позиций различных научных школ:
- школа научного управления. Основоположник — Ф. Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде «Принципы научного менеджмента? (1911 г.);
- административная школа. Основоположник А. Файоль первым предложил формальное описание работы управляющих в организации по их функциональным признакам.
М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввёл понятия «власти» и «авторитета»;
- школа человеческих отношений (1930-е гг.). Э. Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу. МакГрегор и др.), основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мотивационных теорий:
- количественный подход к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений.
2. Процессный подход рассматривает управление как процесс, объединяющий основные функции менеджмента в серию непрерывных и взаимосвязанных действий.
3. Системный подход к управлению сформулировал понятие внешней среды предприятия и значение анализа внешней среды для предприятия.
4. Ситуационный подход пытается увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании
ресурсов, предполагает анализ ситуационных переменных.
5. Новые подходы к управлению.
Каждая научная школа/ научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке .конкретной ситуации (табл. 2.1).
То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, бихевиоральному, нашедшему свое отражение в японской модели, приходит направление (неформальное, основанное на лидерстве), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».
Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб.
Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв.
У истоков школы «научного менеджмента» стояли Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант.
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производительности труда в организации.
Основные труды Ф. Тейлора:
- «Управление фабрикой», 1903 г.
- «Принципы научного менеджмента», 1911 г.
В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое — обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.
Тейлор утверждал, что менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:
- разработал методологические основы нормирования труда;
- стандартизировал рабочие операции;
- внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров;
- разработал методы стимулирования труда рабочих;
- добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.
1.Авторы теории «научного менеджмента» полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов).
2. Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.
3. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали свою работу.
Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.
Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы — создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес.
Основателем классической (административной) школы является французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд «Общий и промышленный менеджмент» был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции управления: «Управлять — это, значит, предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Американцы назвали А. Файоля отцом менеджмента.
Таблица 2.1
Вклад в современную науку менеджмента различных школ и подходов
Период, годы | Научные школы и подходы | Главные проблемы предприятий | Ключевые решения менеджмента | Принципы управления | ||||
Начало века ХХв. – 20-е гг. | Научная и административная школы | Эффективное функционирование крупной организации | Интенсификация. Формирование иерархических структур менеджмента | Нормирование труда. Научный отбор и обучение персонала. Функциональная специализация. | ||||
30-50-е гг. ХХ в. | Школы человеческих отношений и поведенческих наук | Максимализация выпуска продукции и эффективности | Мероприятия по увеличению производительности труда через удовлетворенность работников | Работник – ценный ресурс. Мотивационное управление (мотивационная деятельность работников и групп и т.п.) | ||||
Продолжение таблицы 2.1 | ||||||||
50-60-е гг. ХХв. | Школа количественного подхода | Оценка рациональности решения | Рациональное распределение ресурсов | Применение методов количественных измерений. Модели-рование – основа ис-следования операций. | ||||
50-60-е гг. ХХв. | Процессный подход | Усиление управленческого контроля над всеми параметрами бизнеса | Проектирование процессов, обеспечивающих дополнительную ценность | Заимосвязь и взаимо-зависимость элемен-тов управленческого процесса. Каждый элемент процесса од-новременно сам явля-ется процессом. Связующие процессы: процессы коммуника-ций и принятия реше-ний. | ||||
50-е конец 60-х гг. ХХв. | Системный подхлд Системный подхлд | Построение систем | Целостность. Неаддетивность. Эмерджентность и др. системные принципы | |||||
70-е гг. ХХв. | Адаптация к внешней среде | Стратегическое планирование | Предприятие – открытая социально-экономическая система. Принцип «черного ящики». Принцип обратной связи. | |||||
Период, годы | Научные школы и подходы | Главные проблемы предприятий | Ключевые решения менеджмента | Принципы управления | ||||
1971-1980 гг. | Ситуационный подход | Успешное конкурентное позиционирование на рынках | Стратегическое управление | Ориентация на запросы потребителей и человеческий фактор | ||||
1981-1985 гг. | Эффективная реализация намеченных целей | Формирование культуры организации | Совместимость стратегии и культуры | |||||
1986-конец 80-х гг. | Проблема гибкости и адаптивности к растущим и ускоряющимся изменениям | Инновационный менеджмент | Обновление продукции. Смена технологий. Развитие организационного потенциала. | |||||
1990-е гг. – по н.в. | Новые подходы: с использованием теории хаоса; управление по слабым сигналам и др. | Максимальное использование всех возможностей менеджмента. | Управление средой. Формирование организационных компетенций. Создание самообучающейся организации. | Осмысление систем. Лидерство. Индивидуальное мастерство. Групповое обучение и др. | ||||
В 20-е гг. прошлого столетия в рамках классической школы были предложены 14 принципов управления, т. е. общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития (табл. 2.2).
Другим представителем классической школы является профессор экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию «рациональной бюрократии». Он выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств
Таблица 2.2
Принципы управления
Принцип | Содержание принципов |
1. Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работников |
2.Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы. |
3.Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины. |
4.Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником. |
5.Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану. |
6.Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед личными интересами. |
7.Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8.Централизация | Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией. |
9.Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь нача |