Управление рисками в инновационной деятельности предприятия
Управление рисками – совокупность управленческих мероприятий, объединенных в систему: идентификации рисков, мониторинга, прогнозирования, оценки и анализа рисков, риск-факторов и последствий влияния риска, выбора метода управления рисками и непосредственно управления мероприятиями по минимизации, нейтрализации или уходу от риска (ов).
Выделяют несколько этапов управления рисками, которые следует рассматривать тщательно и поочередно:
• определение риск аппетита и уровня толерантности предприятия к рискам;
• идентификация и классификация рисковых событий;
• анализ и оценка рисков по сравнению с уровнем толерантности предприятия;
• ранжирование рисков и определение существенных и критических рисков;
• установление ключевых индикаторов рисков для существенных и критических рисков;
• выбор стратегии и мер управления существенными и критическими рисками;
• анализ эффективности мер управления рисками по отношению к затратам (влияние внедрения, влияние не внедрения и связанные затраты);
• внедрение мер управления рисками и их мониторинг;
• мониторинг значений ключевых индикаторов рисков;
• отчетность руководству.
Рис. 5 Виды рисков.
Рис.6 Аспекты делового риска фирмы
Субъектомуправления риском, будет являться круг лиц, непосредственно участвующих в осуществлении процессов, операций по устранению, предотвращению риска, примерами могут служить:
· акционеры, собственники предприятия, которые осуществляют управление самостоятельно, без привлечения других лиц;
· риск-менеджер;
· финансово-экономическая и планово-экономическая служба предприятия (особенно если устранение негативных последствий риска, или его предотвращение требует значительных материальных затрат);
· информационно-аналитический центр;
· консалтинговая компания;
· сотрудники подразделения профильной рисковой области и др.
Методы и технологии управления рисками в инновационном процессе
Выделяют следующие группы методов воздействия и управления рисками, их минимизации:
- методы компенсации;
- методы распределения рисков;
- резервирования;
- страхования;
- методы локализации;
- методы ухода от рисков.
Эффективность метода снижения риска определяется по следующему алгоритму:
- разработка карта рисков проекта;
- ранжирование рисков по степени важности;
- определение перерасхода средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;
- определение перечня возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности возникновения рисковой ситуации;
- определение дополнительных затрат на реализацию предложенных мероприятий;
- сравнение требуемых затрат на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события.
Для выхода (предотвращения риска) из рисковой ситуации предприятия использует достаточно обширный набор различных вспомогательных ресурсов, основными из них являются следующие:
· информационный;
· человеческий;
· административный;
· коммуникационный;
· экономический;
· технико-технологический;
· финансовый и др.
Тема 8. Инновации в кадровом менеджменте