Тема 7. Эффективность кадрового менеджмента
Групповая динамика и эффективность менеджмента. Понятие малой группы. Формальные и неформальные группы. Развитие неформальных групп и их характеристики. Управление неформальной организацией. Динамика взаимодействия неформальных групп с формальными. Позитивная и негативная динамика группы. Социальные функции и социальные роли человека в группе. Лидерство и властные отношения в системе менеджмента. Эффективная группа, её признаки.
Эффективность персонала. Кадровые концепции: HRM (Human Resources Management) и HCM (Human Capital Management). Понятие «менеджмент эффективности персонала» HPM (Human Performance Management), обозначающее комплекс управленческих действий по достижению устойчивой и наращиваемой результативности труда. Объективные (производительность, трудоемкость, качество, надежность и др.) и субъективные (психологические, личностные – заинтересованность человека в труде; удовлетворенность трудом; социальный статус; уровень притязаний; самооценка; психологическая цена труда; степень напряженности психических функций и процессов) характеристики труда.
Эффективность персонала: принципы и методы оценки эффективности персонала, показатели эффективности, основные факторы. Карьера как фактор управления деятельностью персонала. Зависимость эффективности от профессионализма людей.
Организационная культура как источник повышения эффективности персонала и результат управления.
Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения.
Конфликты и сотрудничество в менеджменте. Понятие «конфликт». Сотрудничество как фактор успеха совместной деятельности. Положительное влияние конфликта на атмосферу сотрудничества. Причины, вызывающие конфликтные ситуации. Типология конфликтов. Этапы проявления конфликта. Стратегия управления конфликтными ситуациями.
Политика управления персоналом: типы и формы. Кадровый менеджмент: задачи и роль в реализации стратегии предприятия.
Основные стратегии кадрового менеджмента и особенности их реализации на предприятиях разных типов.
Сущность и задачи кадрового планирования, разработка системы рабочих мест, определение потребности в персонале.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ОД.11 «Технологии эффективного менеджмента», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1 Управление и эффективность | Деловая игра |
Тема 2 Технологии и механизмы управления | реферат, тест |
Тема 3 Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации | дискуссия, реферат, |
Тема 4 Эффективное планирование | дискуссия, реферат |
Тема 5 Технологии управления развитием организации | Реферат, деловая игра |
Тема 6 Экономическая эффективность управления | дискуссия, деловая игра |
Тема 7 Эффективность кадрового менеджмента | дискуссия, практическое задание |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена для очной и заочной форм обучения, в форме зачета для заочной формы обучения (ускоренной на базе СПО). Экзамен/зачет проводится в форме устного опроса. Для проведения экзамена/зачета разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1 Управление и эффективность
Деловая игра
"Бомбоубежище"
Продолжительность игры: 1ч
Цель игры.
Основная цель игровой деятельности- получение навыков управления и принятия эффективных управленческих решений
Участники игры и их функции.
Деловая игра «Бомбоубежище» занимает важное место в практике менеджмента.
Исходная позиция: участники сидят за столами по кругу
Реквизиты: бумага для записей, авторучки.
Количество участников: 6 – 24
Инструкция 1
Ситуация:
Началась ядерная война. совершенно случайно вы оказались в особо прочном бункере. Наверху все разрушено, уровень радиации очень высок. В вашем бункере есть необходимые запасы воды, топлива, воздуха, пищи. Их немного, но примерно год прожить можно. Есть некоторая надежда, что постепенно уровень радиации понизится до безопасных величин и тогда можно будет выйти на поверхность.
Роли:
1. Подросток. Девочка, 15 лет. Школьница, учится хорошо, симпатичная. Сейчас находится в шоковом состоянии: молчит и тихо плачет. Нравится мальчик-подросток 16-ти лет, который тоже оказался в бункере.
2. Подросток. Мальчик, 16 лет. Физически сильный и ловкий. Спортсмен. Учится плохо, двоечник. Не равнодушен к девочке-школьнице.
3. Мужчина, 25 лет, учится в институте физической культуры (вечернее отделение), занимается альпинизмом. Здоров, физически крепок. Служил в МЧС. При этом склонен к конфликтному поведению. Был уволен из МЧС за драку.
4. Мужчина, 48 лет. Физик, специалист в области атомного ядра, профессор. Хорошо эрудирован, разбирается в электронике, строительстве, средствах связи. Сердечно-сосудистое заболевание.
5. Девушка-студентка, 19 лет. Учится в Университете физкультуры по специальности «легкая атлетика». Привлекательная, общительная, но, кроме спортивных успехов, других результатов нет. Беременна.
6. Девушка, 21 год, учится в медицинском институте. Учится посредственно, и не вполне понятно, сможет ли она самостоятельно лечить людей. Любит шить, вязать.
7. Мужчина, 32 года, боевой офицер-ракетчик. Знает, что делать, чтобы выжить в сложившейся ситуации. Хорошо физически подготовлен, занимается восточными единоборствами. Тяга к алкоголизму.
8. Женщина, 26 лет, тренер по общефизической подготовке. Проводит исследования по педагогике, собиралась защищать диссертацию. Работала учителем в школе и инструктором по туризму. Владеет тремя иностранными языками.
9. Мужчина, 58 лет, академик РАН. Очень образованный человек. Знания в области гуманитарных наук (история, философия, психология). Преподаватель. Имеет много публикаций.
10. Женщина, 43 года, кандидат сельскохозяйственных наук. Знает, как выращивать сельхозпродукцию даже в неблагоприятных условиях. Знает химию, агрономию, основы геологии. Хобби: кулинария.
Инструкция 2:
Количество кислорода уменьшается. Бункер рассчитан на меньшее количество людей. Вывод: кто-то должен выйти на поверхность и погибнуть, иначе неизбежно погибнут все.
Задание: Определитесь, кто из вас должен уйти из бункера. При этом обратите внимание, что остаться должны те, кто важнее всего для того, чтобы человечество смогло возродиться.
Каждому из вас необходимо доказать, что именно он нужен для выживания. Но если группа в это не поверит, то вам придется покинуть бункер.
Какое количество человек должно быть исключено определяет ведущий, в зависимости от количества участников, обычно это 2-3 человека.
Тайминг: 10 - 15 минут на обсуждение