Б1.В.ДВ.7.2Инновационное развитие организации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.7.2Инновационное развитие организации
направление подготовки
38.03.02Менеджмент
Профиль«Финансовый менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная, заочная (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения
Год набора 2016
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор(ы)–составитель(и):
д.э.н., профессор кафедры менеджмента, профессор Г.В. Овчаренко
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………….. | |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………. | |
3. | Содержание и структура дисциплины…………………………………………………... | |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине………………………………….... | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………... | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………………………….…………………. | |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | ||
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..………… | ||
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………. | ||
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | ||
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……... | ||
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..………. |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.В.ДВ.7.2«Инновационное развитие организации» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-3 | владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности | ПК-3.2 | способность использовать простые и сложные методы исследования системы управления; использовать современный инструментарий оценки конкурентоспособности, компетентности и организационной культуры организации; умение использовать аналитический подход к определению недостатков систем управления и выявлению актуальных проблем. |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
использует простые и сложные методы исследования системы управления; использует современный инструментарий оценки конкурентоспособности, компетентности и организационной культуры организации; умеет использовать аналитический подход к определению недостатков систем управления и выявлению актуальных проблем. | ПК-3.2 | знать: - факторы, определяющие степень нестабильности среды организации, основные типы систем стратегического управления; - теоретические основы построения стратегии, включая стратегическую сегментацию, основы концепции синергизма; - теоретические основы построения систем и структур управления, включая вопросы управления сопротивлением; основы построения стратегических отношений с обществом и интернационализации; |
уметь: - оценивать уровень нестабильности внешнего окружения; - выявлять отдельные сегменты окружения организации, определять зоны стратегических ресурсов, ранжировать группы стратегического влияния по степени их потенциального влияния на бизнес; - выявлять проблемы формирования новых систем и структур управления в организациях, проблемы формирования стратегии отношений с обществом; - разрабатывать стратегические программы обновления производства и составлять план мероприятий по реализации этих программ в регионах и организациях; | ||
владеть: - навыками применения известных типов систем стратегического управления организацией в зависимости от уровня нестабильности внешней среды; - профессиональной аргументацией при оценке ситуации в сфере проектирования систем и структур управления, построения стратегий организации. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины–3зачетных единиц (108 часовна очной форме обучения, 108- на заочной форме обучения, 108 – на заочной (ускоренное обучение на базе СПО)).
На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 36 академических часов (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения – 10 академических часов(4 часа – лекции, 6 часов – практические занятия);
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения – 8 академических часов (4 часа – лекции, 4 часа – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 72 академических часа;
- заочной формы обучения – 94 академических часов;
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения –96 академических часов.
На контроль выделено 4 академических часа для студентов, осваивающих программу по заочной и заочной (ускоренное обучение на базе СПО)форме обучения.
Промежуточная аттестация проводится:
- для очной и заочной формы обучения в 5семестре – в форме зачета;
- для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения в 6семестре – в форме зачета.
Место дисциплины (модуля)
Дисциплина Б1.В.ДВ.7.2 «Инновационное развитие организации»относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02Менеджмент, профиль «Финансовый менеджмент».
Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре для очной, заочной и заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы бучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области инновационного развития организации, через систему новых особых знаний сформировать у бакалавров видение управления процесс-инновациями в кризисной ситуации для принятия гибких инновационных управленческих решений, реализуемых через инновационное проектирование.
Дисциплина реализуется совместно с изучением таких дисциплин как: Б1.Б.9 «Экономическая теория», Б1.Б.7.2 «Теория организации», Б1.Б.19 «Основы управления персоналом», Б1.В.ОД.2 «Антикризисное управление»,Б1.В.ДВ.8.2 «Основы прогнозирования социально-экономических процессов», Б1.В.ОД.10 «Разработка управленческих решений», «Инновационный менеджмент», Б1.В.ОД.25 «Психология», Б1.Б.23 «Стратегический менеджмент».
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | К | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Теория инноватики. Сущность и понятие инновационного развития общества. | Р, Т | |||||||
Тема 2 | Инновационный маркетинг взаимодействия и его эволюция. | О, Э | |||||||
Тема 3 | Технология управления инновационным развитием организации. | Д, ДИ | |||||||
Тема 4 | Инновационная сфера – особенности. | Р, Т | |||||||
Тема 5 | Инновационный потенциал организации. | О, Э | |||||||
Тема 6 | Инновационное проектирование в организации. | Д, ДИ | |||||||
Тема 7 | Инновационное управление изменениями. | Р, Т | |||||||
Тема 8 | Инновационная культура и ее уровни. | О, Э | |||||||
Тема 9 | Инновационное управление персоналом. | Д, ДИ | |||||||
Тема 10 | Инновационная стратегия.** | О, Э | |||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Теория инноватики. Сущность и понятие инновационного развития общества. | ||||||||
Тема 2 | Инновационный маркетинг взаимодействия и его эволюция. | ||||||||
Тема 3 | Технология управления инновационным развитием организации. | ||||||||
Тема 4 | Инновационная сфера – особенности. | ||||||||
Тема 5 | Инновационный потенциал организации. | ||||||||
Тема 6 | Инновационное проектирование в организации. | ||||||||
Тема 7 | Инновационное управление изменениями. | ||||||||
Тема 8 | Инновационная культура и ее уровни. | ||||||||
Тема 9 | Инновационное управление персоналом. | ||||||||
Тема 10 | Инновационная стратегия.** | ||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная (ускоренное обучение на базе СПО) форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Теория инноватики. Сущность и понятие инновационного развития общества. | ||||||||
Тема 2 | Инновационный маркетинг взаимодействия и его эволюция. | ||||||||
Тема 3 | Технология управления инновационным развитием организации. | ||||||||
Тема 4 | Инновационная сфера – особенности. | ||||||||
Тема 5 | Инновационный потенциал организации. | ||||||||
Тема 6 | Инновационное проектирование в организации. | ||||||||
Тема 7 | Инновационное управление изменениями. | ||||||||
Тема 8 | Инновационная культура и ее уровни. | ||||||||
Тема 9 | Инновационное управление персоналом. | ||||||||
Тема 10 | Инновационная стратегия.** | ||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: |
*Примечание – формы текущего контроля успеваемости: тестирование (Т), эссе (Э), реферат (Р), дискуссия (Д), деловая игра (ДИ), практическое задание (ПЗ).
**Тема для самостоятельного изучения
Содержание дисциплины
Темы рефератов
1. Инновации – инструмент инновационной восприимчивости.
2. Роль инновационного управления в развитии рыночной концепции в России.
3. Исследования Н. Д. Кондратьева и Й. Шумпетера в циклическом развитии общества.
4. Классификация инноваций в деятельности руководителей инновационной организации.
5. Этапы инновационного процесса.
Дискуссия на темы
1. Инновационный маркетинг – инструмент инновационной информации.
2. Отличие инновационного маркетинга от классического маркетинга.
3. Инновационный маркетинг – 1-я функция управления.
4. Эволюция маркетингового фокуса в условиях управления.
Эссе
Топ-менеджеры в своей деятельности определяют инновационную стратегию, обеспечивающую реализацию инновационного проекта.
Инновационная цель – направленность деятельности на реализацию инновационного управленческого решения.
Вам необходимо обосновать какими инструментами нужно ее достичь.
Письменно на одной странице (А4) в эссе изложить своевѝдение достижения инновационной цели и устно(не читая) доложить на семинаре.
Инновационное развитие организации предопределяется неоинформацией инновационного маркетинга, обеспечивающая ей стратегическое преимущество перед конкурентами.
Инновационный маркетинг – инструмент обновления направленности деятельности организации на инновационно-социально-экологическое позиционирование в обществе.
Вам необходимо раскрыть значимость инновационного маркетинга, как инструмента реализации новационной философии организации.
Письменно на одной странице (А4) в эссе изложить своепониманиена практическом примере и устно(не читая) доложить на семинаре.
Неоинформация инновационного маркетинга в деятельности предопределяет реализацию инновационных изменений, обеспечивающих обновление производства и динамичное развитие.
Инновационно-стратегическое планирование – направленность инновационной деятельности организации на основе компьютерного моделирования производственного процесса.
Вам необходимо проанализировать и показать на практическом примере значимостькомпьютерного планирования жизненного цикла товара.
Письменно на одной странице (А4) в эссе изложить своепониманиеи устно(не читая) доложить на семинаре.
Инновационная организация в своей деятельности применяет новационную стратегию участияклиентов в создании стратегического преимущества перед конкурентами.
Инновационное партнерство с конкретными потребителями – умение топ-менеджеров улавливать не только изменения спроса, но и создаватьтворчество с клиентом.
Вам необходимо анализом показать необходимость партнерства организации как с клиентами, так и с поставщиками при создании инновационного товара или услуги.
Письменно на одной странице (А4) в эссе обоснуйте своепонимание творческого партнерствапри их взаимодействии и устно(не читая) доложить на семинаре.
Направленность деятельности любой организации определяется топ-менеджерами на основе анализ-информации инновационного маркетинга, которая предопределяет формирование инновационных: миссии, целей и культуры.
Своим творческим исследованием в эссеписьменно на одной странице (А4) раскрыть:
– нужен ли инновационный маркетинг?
– что дает нам миссия?
– необходимость формирования инновационных целей организации;
– какую роль играет инновационная культура в поведении персонала?
Дискуссия на темы
- Фактор времени при внедрении новшеств.
- Значимость и необходимость внедрения новшеств в производстве.
- Роль инновационных управленческих решений в развитии организации
- НЕОмодернизация экономики – это обновление отраслей промышленности.
- Инновация как эффективный инструмент инновационного роста.
- Различие между процессом, операцией и проектом.
- Технология определения инновационной стратегии.
Деловая игра
«Переход на инновационный продукт»
Участники игры:
– ген. директор ООО «КЗ "Ростсельмаш"»;
– директор по инновационному маркетингу;
– члены дирекции;
функциональные заместители:
– начальники производственных подразделений;
– представители: клиентов, поставщиков, общества и экологов.
Краткая характеристика ситуации
Ген. директоринформирует всех, что на текущий продукт падает спрос и надо срочно переходить на инновационный, что позволит:
– увеличить эффективность деятельности;
– обогнать конкурентов;
– расширить ниши спроса на основе информации директора по маркетингу.
Вопрос
Готовы ли вы к этому, так, как об этом говорили 4 м-ца назад?!
Отчет: (о чем)?!
– технического директора;
– директора по маркетингу о конкурентах;
– директора по персоналу;
– директора по МТС;
– директора по коммерции;
– директора по качеству;
– директора по экономике;
– начальников производственных подразделений.
Представители:
– клиентов;
– поставщиков;
– общества;
– экологов.
Анализ и оценка от директора по качеству.
Резюме
Когда ставить на производство?!
Голосуем! и выпускает приказ для всех о переходе на инновационный продукт с…
Каждый студент готовится к управленческой игре,составляет письменно эссе по ролям.
Темы рефератов
1. Модели организации инновационной деятельности – создание новшеств.
2. Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта.
3. Инновационный климат и его влияние на эффективность инновационного процесса.
4. Необходимость национальной инновационной системы.
5. Значимость инновационных аспектов в развитии инновационной организации
Дискуссия на темы
- Значимость инновационного потенциала для организации.
- Инновационная структура инновационной организации.
- Инновационная монополия в деятельности инновационной организации.
- Сущность инновационного потенциала организации.
- Преодоление сопротивления инновациям в организации.
Тестовые задания
1. Инновационный потенциал:
а. неявные знания персонала организации;
б. интеллектуальные ресурсы организации;
в. обновление производства на прорывных технологиях;
г. инновационное развитие регионов и организаций.
Правильный ответ – а, б.
2. Инновационный потенциал организации:
а. готовность организации к достижению инновационной цели;
б. способность организации к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения новшеств;
в. уровень научно-технического, экономического и социального развития организации и наличие инновационной культуры;
г. степень соответствия новшества научно-техническому потенциалу организации.
Правильный ответ – а, б.
3. Внутренние участники инновационной деятельности:
а. топ-менеджеры и персонал организации;
б. бизнес-ангелы;
в. новаторы и линейные руководители;
г. бизнес-единицы и холдинг.
Правильный ответ – а, в.
4. Эффективность управления инновационным развитием:
а. отсутствие ранжирования инновационной деятельности;
б. быстрая окупаемость и ликвидность инновационных проектов;
в. реализация нелинейности этапов инновационного процесса;
г. реализация приоритетных инновационных проектов.
Правильный ответ – б, в.
5. Специфика роли государства в процесс-инновациях:
а. организация инновационной деятельности в организациях и регионах;
б. наращивание инновационного потенциала в регионах;
в. создание инновационной политики (Ипол);
г. создание инновационной системы в регионах.
Правильный ответ – б, в.
Дискуссия на темы
- Инновационный проект как инструмент реализации инновационных управленческих решений.
2. Экономическая эффективность инвестиционно-инновационного проекта в организации.
- Научные подходы в управлении инновационным проектом.
- Резюме инновационного проекта в организации.
- Специфика инновационного проекта в организации.
Тестовые задания
1. Инновационный проект определяется:
а. инновационной стратегией;
б. необходимостью выпуска инновационного продукта-услуги;
в. инновационным позиционированием на рынке;
г. стратегией выживания организации.
Правильный ответ – б, в.
2. Направленность инновационного проекта:
а. увеличение выпуска продукта (или услуги);
б. реализация инновационных управленческих решений.
в. внедрение новшества в производстве;
г. обновление производства.
Правильный ответ – б, г.
3. Показатели эффективности инновационного проекта:
а. срок окупаемости;
б. производительность труда;
в. фондоотдача;
г. сверхприбыль.
Правильный ответ – а, б.
4.Этап инновационного проекта определяет риск:
а. выбора идеи;
б. разработки;
в. реализации инновационного товара (или услуги);
г. конструкторский.
Правильный ответ – а, в.
5. Эффективность управления инновационным развитием:
а. отсутствие ранжирования инновационной деятельности;
б. быстрая окупаемость и ликвидность инновационных проектов;
в. реализация нелинейности этапов инновационного процесса;
г. реализация приоритетных инновационных проектов.
Правильный ответ – б, в.
6. Инновационное прогнозирование:
а. процесс разработки план-бизнеса;
б. процесс предвидения будущего развития;
в. определение нужной информации;
г. создание инновационного товара или услуги.
Правильный ответ – б, в.
Темы рефератов
1. Этапы инновационных изменений в инновационной организации.
2. Специфика управления инновационными изменениями в организации.
3. Сопротивление изменениями в организации.
4. Модели инновационной деятельности в создании новшества.
5. Инновации – инструмент инновационной восприимчивости.
Дискуссия на темы
- Инновационная культура в организации.
- Особенность экстраполяции в инновационной деятельности руководителей организации.
- Причины ускорения разработки инновационных товар-услуг.
- Инновационное поведение организации.
- Инновационная роль организации в создании новшеств.
- Инновационный климат в организации.
- Этика руководителя инновационной организации.
Эссе
Возможность убеждения
В деятельности инновационной организации ее руководители должны уметьубеждатьв своей точке зрения на основе креативности, знаний своего дела:
– дать собеседнику возможность высказаться;
– показать сове творческое отношение;
– уважать мнение собеседника;
– уметь признать, что он не прав;
– вызывать положительные побуждения;
– показать собеседнику, что это идея его;
– убедить видеть желания другого.
Вашим анализомобоснуйте необходимость создания в коллективе гуманного климата.
На одной странице (А4) в эссеписьменно изложите своепонимание необходимости таких возможностей во взаимоотношениях и устно(не читая) доложите в группе.
Воздействия на людей
Руководители инновационной организации при реализации инновационных изменений на всех уровнях управления должны применять методы воздействия на работников с достоинством:
– дать возможность создать личный престиж;
– общаться начинать отмечая достоинства;
– отмечать в разговоре и свои ошибки;
– создавать работникам положительную репутацию;
– подчеркивать даже маленький успех;
– применять постоянно стимулирования за выполнения задачи;
– побуждать так, чтобы работник был рад делать то, что нужно.
Оценка воздействия на персонал в его деятельности на чем должна базироваться.
На одной странице (А4) в эссеписьменно изложите своевѝдение реализации воздействий и устно(не читая) доложите в группе.
Дискуссия на темы
- Инновационное управление персоналом в организации.
2. Новые особые знания персонала и управление ими в инновационной организации.
- Роль новых особых знаний в управлении инновациями.
- Жизненный цикл знаний организации.
- Создание инновационной системы знаний в организации.
- Вектор трансферта знаний организации.
- Аспект генерирования идей в организации.
- Необходимость и значимость проведения деловых игр в инновационной организации.
Деловая игра
«Оперативное производственное совещание»
Компании ООО «КЗ "Ростсельмаш"» лидеру комбайнового машиностроения был в 2000г. представлен новый ген. директор всем руководителям и представителям коллектива.
Однако все отнеслись к новому ген. директору выжидательно, так как после представления он провел первое свое производственное совещание, где все ждали:
– как поведет себя директор;
– каким образом установит взаимодействие;
– какие будут приняты управленческие решения;
– какое развитие компании им будет предложено.
Начал разговор свой разговор с характеристики технико-экономических показателей, а точнее раскрывал упущения:
– работаем 12-14 часов;
– план производства;
– большая текучесть кадров – 30%;
– система мотивации работает неудовлетворительно.
Состав приглашенных:
– представленный ген. директор;
– заместители ген. директора;
– директора по функциям;
– начальник ПУ – зам. директора по производству;
– директор механосборочного производства;
– директор прессового производства;
Начальник ПУ быстро доложил объективную ситуацию в производстве с учетом всех видов переделов, которая характеризуется провалом работы.
Ген. директор предложил выслушать руководителей отстающих подразделений с учетом устранения несоответствий:
– директор механосборочного производства в своем отчете сослался на изношенность оборудования и отсутствия нужных кадров;
– директор прессового производства объяснил провал в работе отсутствием различных видов металла, а также большой текучестью персонала из-за низкой заработной платы и квалификации наладчиков;
– директор по МТС и директор по персоналу в своем отчете обещали все несоответствия устранить;
– директор по качеству слово взял последним и «раскрыл»суть несоответствий во всех производствах.
Тогда ген. директор:
а. всех участников поблагодарил и отпустил;
б. оставил у себя всех своих директоров по функциям и продолжил совещание;
в. о чем он говорил с директорами по функциям?
г. какие выводы он сделал для себя?
д. будет ли в следующий раз ген. директор вести производственное совещание?
е. посетит ли ген. директор узкие производства?
Вэссе с изложить Ваши предложения по пунктам: а, б, в, г, д, е на 2-х страницах письменно, а докладывать группе устно в соответствии с Вашими ролями.
Дискуссия на темы
1. Стратегия инновационных венчурных организаций
2. Фактор, определяющий инновационное решение о покупке инновационного бизнеса.
3. Виды инновационных стратегий.
4. Инновационное поведение организации.
5. Специфика российских инновационных стратегий.
6. Специфика реализации инновационной стратегии.
Эссе
Каждая организация в своей деятельности реализует на этапах своего развития стратегию реструктуризации, обеспечивающая новый уровень развития.
Инновационная реструктуризации – направленность инновационной деятельности организации на обновление всех подразделений производства для изготовления новационного товара или услуги.
Вам необходимо проанализировать и раскрыть на примере временную рациональность ее реализации.
Инновационная организация в своем развитии реализует в этапах жизненного цикла стратегию постоянного роста, обеспечивающую конкурентное преимущество.
Инновационный концентрированный рост – осуществление моделями инновационной деятельности создание новшеств не изменяя отрасли (пример ООО «КЗ "Ростсельмаш"»).
Вам необходимо раскрыть когданужно топ-менеджерам его осуществлять.
Глобализация кризисной экономики предопределяет деятельность руководителей организации на реализацию интеграции, обеспечивающая ей инновационное преимущество перед конкурентами и обновленное развитие.
Инновационный интегрированный рост – вектор деятельности организации по созданию новыхоргструктур или приобретение новой компании.
Вам необходимо прогнозировать и показать на примере такую ее реализацию.
Каждаяинновационная организация в своей деятельности применяет сочетание стратегий, обеспечивающие ей стратегическое преимущество перед конкурентами и инновационное развитие.
Инновационная стратегия географическо-экономической реализации инновационной деятельности организации – вектор развития новационных видов производств для создания миллионов новых рабочих мест (размещение «Ростсельмаш» в 1929 г.).
Вам необходимо проанализировать и доказать правильность и нужность реализации такой инновационной стратегии, особенно в кризисной ситуации.
Письменно на одной странице (А4) в эссе изложить своиобоснования и устно(не читая) доложить на семинаре.
Шкалы оценивания
Методические материалы
Зачет проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный зачет должен проводиться без билетов, ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: "зачтено" — "не зачтено". Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
I. Самостоятельная работа с информационными источниками
1.1. Анализ и использование нормативных документов.Нормативно-правовые источники являютсяважнейшей эмпирической базой научной работы студентов. Использование нормативных документов являетсяобязательным при выполнении любой письменной работы. При изучении курса и подготовке письменныхработ необходимо ссылаться только на действующие нормативные документы. Утратившие силу источникимогут рассматриваться как материал по истории. При использовании текста нормативного документа неследует, злоупотреблять дословным воспроизведением правовых норм. Положения нормативных актов должныбыть осмыслены в той мере, которая позволила бы автору изложить их в свободной форме, сопроводивсобственным комментарием применительно к теме исследования. В связи с интенсивным обновлениемзаконодательства необходимо следить за принятием новых законов и иных нормативных правовых актов,касающихся избранной темы, учитывать актуальную редакцию нормативных документов при выполненииписьменных работ и подготовке к занятиям, а также перспективы развития законодательного регулированияопределенных областей социально-экономических отношений.
1.2. Работа с научной литературой.Работа с научной литературой начинается с изучения выходныхданных монографии, научной статьи. Прежде всего, следует обратить внимание на название работы, фамилиюавтора, место и год издания. Необходимо прочитать аннотацию, в которой содержится краткое описание целейи задач работы, указывает