Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента
Направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Профиль: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора – 2017
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор–составитель:
д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................... | |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………..... | |
3. | Содержание и структура дисциплины ………………………………………................... | |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……... ………. | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………………………. | |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | ||
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………. | ||
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………… | ||
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | ||
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..…….... | ||
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Дисциплина Б1.Б.1 «История и методология экономической науки и менеджмента» обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
УК ОС-1 | способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач | УК ОС-1.1 | способность на основе критического анализа собранной информации об объекте представить его в виде структурных элементов и взаимосвязей между ними |
ПК-7 | способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями; | ПК-7.1 | способностью обобщать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
ПК-8 | способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада. | ПК-8.1 | способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Разработка методических документов | ОК-1.1 | знать: концептуальные подходы к науке менеджмента; предмет и методы экономической науки и менеджмента; |
уметь: определять место теории управления в системе современных знаний; оценивать тенденции развития управленческой мысли. | ||
владеть: навыками использования общенаучных методов исследования и специфических методов экономической науки и менеджмента. | ||
Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями и задачами | ПК-7.1 | знать: историю развития управленческой мысли в России и за рубежом; российские и зарубежные концепции менеджмента; |
уметь: оценивать тенденции развития управленческой мысли, анализировать экономические интересы субъектов управленческих отношений; | ||
владеть: навыками применения методов анализа и обобщения информации; навыками работы с научной и учебной литературой. | ||
Поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения | ПК-8.1 | знать: приемы работы с научной и учебной литературой; методы поиска необходимой информации. |
уметь: синтезировать найденную информацию и представлять ее в форме отчета, статьи или доклада. | ||
владеть: навыками обобщения интересующей информации; навыками применения технологий подготовки статьи или доклада. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 4 зачетные единицы (144/108 часов- на заочной форме обучения).
Для изучения дисциплины предусмотрено 144/108- на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- заочной формы обучения – 22 академических часов/16,5 часов (6/4,5 часов – лекции, 16/12 часов – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- заочной формы обучения – 113 академических часов/84,75 часов;
Место дисциплины
Дисциплина Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент», по направлению подготовки «Управление экономической безопасностью». Дисциплина изучается на 1 курсе 1 семестр для студентов заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области истории управленческой мысли, организационного поведения, разработки и принятия оптимальных управленческих решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки построения деловых коммуникаций.
Дисциплина реализуется совместно с изучением таких дисциплин как: Б1.Б.4 Разработка управленческих решений, Б1.Б.3 Основы деловых коммуникаций.
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1.
№п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины , час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР Л | ||||||
Л | ЛР | ПЗ * | КСР | |||||
Заочная форма обучения 1 семестр | ||||||||
История науки как способ познания эволюции теории экономики и менеджмента | 18/ 13,5 | 2/1,5 | 2/1,5 | 14/ 10,5 | Дс, Р | |||
Методологические основы теории экономики и менеджмента | 16/12 | 2/1,5 | 14/ 110,5 | О, Д | ||||
Социальные и психологические основы экономической науки и менеджмента | 18/ 13,5 | 2/1,5 | 2/1,5 | 14/ 110,5 | Дс, ПЗ | |||
Функциональные основы теории экономической науки и менеджмента. | 18/ 13,5 | 2/1,5 | 2/1,5 | 14/ 10,5 | О, ПЗ | |||
Информационные основы экономической науки и менеджмента | 16/12 | 2/1,5 | 14/ 10,5 | Дс | ||||
Экономические основы науки менеджмента | 16/12 | 2/1,5 | 14/ 10,5 | О, ПЗ | ||||
Корпоративные и организационные основы менеджмента | 16/12 | 2/1,5 | 14/ 10,5 | О, Д | ||||
Совершенствование и развитие теории экономической науки и менеджмента | 17/ 12,75 | 15/ 11,25 | Дс, Р, ПЗ | |||||
Промежуточная аттестация | 9/6,75 | Экзамен | ||||||
Всего: | /108 | 6/4,5 | 16/12 | 113/ 84,75 |
Формы текущего контроля: Дискуссия (Д), практическое задание (ПЗ), реферат (Р).
Содержание дисциплины
Примерный перечень тем для дискуссии
Концептуальные подходы к науке менеджмента: теория, предмет, методология, методы управления:1. Предмет и методы экономической науки и менеджмента; 2. Теория управления: сущность, содержание; проблемы.
Миссия и цель научного управления: 1. Миссия организации; 2. Цели организации.
Самоуправление в менеджменте.
Генезис теории менеджмента: 1. Истоки научного управления; 2. Классическая школа научного менеджмента; 3. Бихевиоризм и школа человеческих отношений.
Место теории управления в системе современных знаний: 1. Интра – и инфра управление; 2. Дифференциация и интеграция управления.
Примерные темы рефератов
1. Развитие идей управления в Древней Греции.
2. Народное собрание Солон, его вклад в развитие идей менеджмента.
3. Афинская демократия: свод законов Перикла.
4. Методы управления эллинистическими государствами.
5. Управленческая политика в работах Аристотеля.
6. Культурное Возрождение. Работа Смита. Макс Вебер. постулат экономической свободы. Дж.Локка «О гражданском правительстве» (1690 г.).
7. Начало эпохи машинного производства. Индустриальный прогресс и его влияние на развитие управленческой мысли. Ж.Б. Сэй и открытие им четвертого фактора производства.
8. Проблема управленческих кадров. Роберт Оуэн и Ричард Аркрайт - основы для планирования.
9. Управленческие революции.
10. Промышленная революция и развитие идей управления.
11. Управленческие идеи в трудах Т. Гоббса, Дж. Стюарта, И. Бентама.
Примерный перечень тем для опроса
1. Закономерности в теории менеджмента:
- Субъективные и объективные факторы в управлении;
- Состав и содержание закономерностей в управлении;
2. Принципы управления: характеристика, стратегия и тактика управления; методология и организация управления.
Примерные темы докладов
1. Предмет, метод и место истории менеджмента среди других экономических и управленческих наук
2. Управленческие революции в истории менеджмента.
3. Промышленный переворот и формирование в Западной Европе фабрично-заводской организации производства.
4. Возникновение в Англии парадигмы донаучного промышленного менеджмента. Манчестер - центр формирования донаучного менеджмента.
5. Выделение английскими предпринимателями, инженерами и учеными (Аркрайт, Уатт, Болтон, Баббедж, Джевонс. Оуэн) инженерно-технических и социально-психологических аспектов организации управления промышленным производством.
6. Развертывание в Американском обществе инженеров-механиков исследований рационализации организации промышленного труда. Филадельфии - центр формирования научного промышленного менеджмента.
7. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Основные понятия и закономерности социального менеджмента: понятие социального управления; управление как разновидность общественно необходимого труда, как трудовой процесс; отношения власти в системе управления; неопределенность в управлении организацией; межкультурное взаимодействие в организации; социальная адаптация.
2. Трудовая группа как объект управления: структура и динамика трудовой группы; взаимоотношения в рабочей группе; командообразование и лидерство; взаимоотношения с подчиненными; социально – психологический климат и коммуникативные барьеры в трудовой группе; организационные коммуникации и коммуникативные барьеры; групповое принятие решений.
Практическое задание
1. Охарактеризуйте современного российского менеджера, описав его социально–демографический портрет;
2. Сформулируйте типы российских руководителей и предложите авторскую типологию.
Примерный перечень тем для опроса
1. Функциональное содержание менеджмента: разделение и кооперация труда руководителя; соотношение и взаимодействие функций в управлении; специализация функций управления; место и роль решения в управлении.
2. Процесс и механизм управления: построение процесса достижения цели; организация менеджмент – процессов; механизм руководства подчиненными.
3. Методы и инструменты управления: способы исследования и взаимодействия; классификация методов в управлении; инструментарий менеджмента в организации; организационно – методическое обеспечение управления.
Практическое задание
Группа делится на 2 подгруппы. Каждая из подгрупп представляет дерево целей, предложенной ими организации, формулирует методы и инструменты, способствующие достижению целей организации всех уровней. Каждая из подгрупп оформляет задание с оформлением иллюстрационного материала.
Проводится обсуждение представленных разработок в форме дискуссии.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Информационная природа менеджмента: управление организацией; информация как ресурс управления; информационный контур управления.
2. Информационное обеспечение управления: обеспечение управленческой деятельности; организация информационного обеспечения.
3. Информационные системы управления: информационная система и технология; автоматизированная информационная система.
4. Информационная система и организация: воздействие решений организации на ее информационные системы; влияние свойств организации и среды бизнеса на информационные системы; трансформация организации, порождаемая информационными системами.
Примерный перечень тем для опроса
1. Собственность и управление: права собственности и функции управления; менеджеры и собственники; эффективный и производительный собственник.
2. Экономические интересы в управлении: интересы менеджера и собственника: общее и противоречия; передача управления организацией наемному менеджеру – правила игры; ответственность менеджера перед собственником.
3. Менеджер и собственник в управлении: поведение менеджера и собственника; инструменты управления собственника; инструменты менеджера.
Практическое задание.
Заполните таблицу, обосновав свои ответы.
Собственник | Менеджер | Сходство/общее | Различия/противоречия | |
Право собственности | ||||
Функции управления | ||||
Экономические интересы | ||||
Ответственность | ||||
Поведение | ||||
Инструменты | ||||
Методы |
По результатам данных таблицы сформулируйте выводы и рекомендации.
Примерный перечень тем для опроса
1. Управление корпорацией: корпорация как объект управления; основные ориентиры в процессе управления корпорацией.
2. Организационное поведение: поведение организации; поведение индивида; поведение группы.
3. Организационное проектирование: модели организационного проектирования; технология организационного проектирования; проектирование рабочего места.
4. Организационное развитие: необходимость организационного развития; изменения в организации; сопротивление изменениям в организации.
Примерные темы докладов
1. Ресурсные основы корпоративного менеджмента: генезис корпоративного контроля; корпоративные системы.
2. Специфика организации корпоративного управления: органы системы корпоративного управления; административное обеспечение корпоративного управления.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Оценка менеджмента: подходы к оценке управления; результаты управления организацией; эффективность правления.
2. Перспективы и направления развития теории менеджмента: тенденция развития современного управления; парадоксы развития современного управления; прогнозирование развития теории управления.
3. Формы и методы совершенствования управления: эволюционные основы совершенствования управления; разработка инновационных концепций управления; соотношение совершенствования и развития управления
Примерные темы рефератов
1. Анализ теоретических концепций и практического опыта основных зарубежных школ и систем менеджмента.
2. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский менеджмент.
3. Развитие теории и практики управления в России.
4. Национальные особенности российского менеджмента.
5. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования
6. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей современного российского менеджмента.
7. Развитие теории и практики управления в России.
8. Национальные особенности российского менеджмента.
9. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования.
Практическое задание.
1. Цель: формирование базовых знаний у студентов об основах менеджмента, истории менеджмента как науки, а также перспектив и направлений развития менеджмента в России и за рубежом.
2. Задачи:ознакомление с историей формирования и развития научных школ менеджмента; изучение характерных черт и особенностей российского менеджмента.
3.Задание.В любой компании мира организацию работы компании и управление ею осуществляет аппарат управления. Структура аппарата управления определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций. Несмотря на многообразие существующих предприятий и организаций, существуют типовые структуры управления. Так, изученная нами линейная структура основана на производственном признаке, когда низовой уровень управления находится в подчинении, и подотчетна только одному руководителю высшего уровня управления. Именно в линейной структуре наиболее проявляется признак единоначалия. Несмотря на достоинства, линейная структура не лишена определенных недостатков. При ее реализации менеджеры высшего уровня оказываются чрезвычайно перегруженными решением разнообразных, порой второстепенных, вопросов, что снижает оперативность управления. Работа организации при такой структуре «страдает бюрократизм», отсутствием гибкости в принятии и выполнении решений. Другой тип структуры управления - функциональная структура. В отличие от менеджеров, работающих в рамках линейной структуры, вынужденных заниматься решением разнообразных проблем, здесь в основу положен признак специализации. Каждый руководитель отвечает за решение проблем лишь в определенном направлении деятельности фирмы. Это могут быть производство, сбыт, учет, кадры и т. д. Именно в специализации при стабильных условиях повышает эффективность управления, состоит главное преимущество данной структуры. Однако при использовании функциональной структуры управления существенно затрудняется координация деятельности различных служб компании, усложняются взаимосвязи отдельных подразделений, «размывается» принцип единоначалия.
С учетом отмеченных ранее достоинств и недостатков двух систем управления предложите свой вариант, который должен систематизировать организационное построение компании.
Вопрос: Следует ли при разработке структуры управления российской компании (предприятия, магазина, банка и т.д.) учитывать отечественные особенности и традиции?
Аргументируйте.
Аргументируйте.
Шкалы оценивания
Критерии оценки
Критерии | Оценка | Зачет |
все задания выполнены своевременно, аккуратно, в полном объеме и на высоком теоретическом уровне, результаты убедительно аргументированы, сделаны выводы и/или предложения по каждому из заданий | Отлично | Зачтено |
задания выполнены своевременно, аккуратно, в полном объеме и на высоком теоретическом уровне, результаты аргументированы, нет выводов и/или предложений по каждому из заданий | Хорошо | |
задания выполнены своевременно, частично на высоком теоретическом уровне или полностью на невысоком теоретическом уровне, нет выводов и/или предложений по каждому из заданий | Удовлетворительно | |
задания не выполнены | Неудовлетворительно | Не зачтено |
Шкала оценивания.
За ответ при сдаче экзамена/зачета студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой:
№ п/п | Уровень ответа на экзамене | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамене, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
Темы курсовых работ
1. Закономерности управления различными системами.
2. Методология теории управления.
3. Предмет и метод науки управления.
4. Соотношение теории и методологии менеджмента.
5. Подсистема методов исследования в управлении.
6. Генезис теории менеджмента.
7. Тенденции и факторы возникновения и развития менеджмента.
8. Место теории менеджмента в системе современных знаний.
9. Интра- и инфраменеджмент.
10. Дифференциация и интеграция менеджмента.
11. Методы и инструменты менеджмента.
12. Субъективные и объективные факторы в менеджменте.
13. Понятие и проявления менеджмента.
14. Принципы управления.
15. Экономические основы менеджмента.
16. Управленческие революции.
17. Античность: зарождение цивилизованного менеджмента.
18. Макиавелли: технология власти и лидерства.
19. Основоположники научного менеджмента.
20. Система Ф. Тейлора и Г. Эмерсона.
21. Административная теория А. Файоля.
22. Структура классической школы менеджмента.
23. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР.
24. Культура труда и управления А. Гастева.
25. Развитие науки управления в России.
26. Инфраструктура менеджмента в России.
27. Хоторнские эксперименты.
28. Формирование российской модели менеджмента.
29. Современные теории и концепции управления организацией.
30. Основные характеристики фордизма как системы организации производства и управления.
31. Основные черты постфордистской концепции организации производства и управления.
32. Японская модель менеджмента.
33. Внутренняя среда организации.
34. Внешняя среда организации в России.
35. Модель функционирования фирмы как открытой системы.
36. Организационная культура в системе менеджмента.
37. Формирование организационной культуры российских предприятий.
38. Управление организационной культурой.
39. Влияние организационной культуры на инновационную деятельность организации.
40. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы.
41. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях.
42. Стратегическое управление организацией.
43. Управленческое решение и формы его принятия.
44. Моделирование как метод принятия решений в организации.
45. Современные адаптивные структуры управления.
46. Организационные отношения в системе менеджмента.
47. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры управления организациями.
48. Органические структуры управления.
49. Цели и структура организации как основа ее конкурентоспособности.
50. Разработка концепции мотивации разными школами управления.
51. Содержательные теории мотивации и их применение в России.
52. Возможность применения процессуальных теорий мотивации в условиях современной России.
53. Создание эффективной системы мотивации персонала.
54. Применение теории подкрепления в формировании требуемого поведения работников.
55. Качество трудовой жизни и мотивация работников.
56. Проектирование работы и мотивация рабочих.
57. Управление конфликтами в организации.
58. Межличностные коммуникации в организации и их барьеры.
59. Формы организационных коммуникаций и их барьеры.
60. Управление коммуникациями в организации.
61. Лидерство в системе менеджмента.
62. Властный аспект лидерства.
63. Эффективное лидерство в организации и его стили.
64. Традиционные концепции лидерства.
65. Ситуационные концепции лидерства.
66. Лидерство женщин в организации.
67. Управление группами в организации.
68. Управление неформальными группами в организации.
69. Формирование эффективной команды.
70. Управление изменениями в организации.
71. Организационное развитие: история и современность.
72. Управление стрессом в организации.
73. Контрольные системы в управлении.
74. Система управления человеческими ресурсами в организации.
75. Развитие персонала в организации.
76. Оценка деятельности работников в организации.
77. Значение управления человеческими ресурсами в формировании человеческого капитала.
78. Эффективность менеджмента.
79. Перспективы и направления развития менеджмента.
Критерии оценки
За подготовку курсовой работы студенту начисляются следующие балы
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме курсовой работы - соответствие содержания теме курсовой работы - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению курсовой работы |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
76–100 | Отлично |
51–75 | Хорошо |
31–50 | Удовлетворительно |
0–30 | Неудовлетворительно |
Методические материалы
Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный экзамен проводится по билетам, ответы студентов оцениваются по следующей системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Экзамен принимается преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
- В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
- В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
- В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
- В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджментапредусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, докладов, выполнение практических заданий, участие в опросах, дискуссиях.
Дисциплина Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя проведение опроса, дискуссии, обсуждение докладов, рефератов, выполнение практических заданий, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекция-дискуссия.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.1 История и методология экономической науки и менеджмента
Направление подготовки
38.04.02 Менеджмент
Профиль: «Управление экономической безопасностью»
Квалификация: магистр
заочная форма обучения
Год набора – 2017
Ростов-на-Дону, 2017 г.
Автор–составитель:
д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................... | |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной програ Наши рекомендации
|