Тема 5. Этика делового общения
Темы рефератов:
1. Этикет деловой беседы: базовые элементы, умение слушать собеседника,
2. Этикет делового разговора по телефону.
3.Дресс-код: правила официальных мероприятий
4. Деловой протокол
5. Эталоны поведения для руководителя
6. Эталоны поведения для подчиненного
Деловая игра
Тема деловой игры.
Умение слушать
Концепция игры.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...
А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.
Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.
(После того как группы сформировались.)
Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.
После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах.
Рефлексия: (5 минут)
В какие моменты вы переставали слушать?
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды по 3-4 человека. Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.
Ожидаемые результаты:
- получение умения слушать
Тема 6. Деловые переговоры: подготовка и проведение
Диспут
Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы. Задание необходимо выполнить в письменном виде и защитить перед группой.
Ситуация. Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.
Что необходимо сделать для изменения сложившейся ситуации?
Темы рефератов:
1. Установление контакта и эффект первого впечатления, влияние стереотипов на первое впечатление.
2. Методы ведения переговоров, базовые элементы, объективные критерии оценки проведения переговоров и возможные взаимовыгодные варианты.
3. Условия и оценка эффективности деловых переговоров.
4. Слушание, его виды и специфика.
5.Методы коммуникативно-управленческого влияния (угрозы; уговоры; характеристики успешного влияния.
6. Техника убеждения.
7. Презентации: виды, их подготовка и проведение.
Деловая игра:
Тема деловой игры.
Тренинг дара убеждения
Концепция игры.
Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.
Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
Рефлексия (10 минут)
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды по 3-4 человека и одного студента, играющего роль царевны. Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.
Ожидаемые результаты:
- получение навыков убеждения;
- отработка презентационных навыков;
1) - умение найти аргументы в пользу своей позиции.