Новейшие тенденции в менеджмент эпоху перемен: научающаяся организация и управление технологической ориентированным рабочим местом.
1. Обучающаяся (самообучающаяся) организация. В таблице приведены отличия обучающейся (самообучающейся) организации (предприятия) от традиционной. Эти отличия показывают, что традиционная организация основывается на власти, в то время как самообучающаяся — на лидерстве.
К обучающейся может быть отнесена организация, все члены которой участвуют в идентификации и решении проблем, что дает ей возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, а значит, развивать способности к росту, обучению и достижению поставленных целей. В такой организации все подчинено решению проблем, тогда как идея традиционной организации состоит в повышении эффективности. В обучающейся организации все работники, во-первых, идентифицируют возникающие проблемы (например, в понимании потребностей покупателей) и, во- вторых, решают их, т.е. действуют так, чтобы найти уникальные способы преодоления препятствий.
Создание обучающейся компании требует изменения всех подсистем организации. Главными условиями развития непрерывного организационного научения являются командная структура, наделение работников властью и обобществление информации [1; 93].
В обучающейся организации подчеркивается ценность взаимодействия и коммуникаций различных отделов и уровней иерархии. «Кирпичиками», из которых строится такая организация, являются самоуправляемые команды. Они формируются из сотрудников разных специальностей, совместно работающих над выполнением одних и тех же заданий либо меняющихся местами и, в конечном итоге, полностью «обслуживающих» один товар или услугу. Традиционные задачи менеджмента выполняются на нижних уровнях организации: команды чаще всего сами занимаются обучением, обеспечением безопасности, календарным планированием, выбором методов работы и оплаты труда, а также координацией деятельности с другими командами.
В обучающейся (самообучающейся) организации понятие начальника практически отсутствует. Члены команды наделяются необходимыми знаниями, информацией, инструментарием, мотивацией и властью, чтобы решать важные для деятельности организации вопросы, а также быстро и творчески реагировать на возникающие угрозы и открывающиеся возможности.
Наделением властью (делегированием полномочий) называют раскрытие возможностей и творческого потенциала работников путем предоставления им свободы, ресурсов, информации и знаний, необходимых для принятия решений и эффективного труда. Традиционный менеджмент предполагает ограничение свобод работников, делегирование же, наоборот, расширяет их. На практике наделение властью выражается в создании самоуправляемых рабочих команд, кружков качества, обогащении процесса труда, участии наемных работников в управлении, а также в предоставлении им информации, прав принятия решений и обучении, с тем чтобы люди выполняли рабочие задания в отсутствие пристального наблюдения со стороны непосредственного начальника.
В обучающихся организациях люди рассматриваются как главные ресурсы и опора менеджера, а не предназначенные к минимизации издержки. Придерживающиеся этой точки зрения компании уверены в необходимости достойного обращения с персоналом, предлагая работникам конкурентоспособную заработную плату, хорошие условия труда, возможности для личного и профессионального развития. Кроме того, научающиеся организации стремятся к формированию у наемных работников чувства собственности в отношении организации посредством обобществления результатов труда и прибылей.
Обучающуюся организацию переполняют информационные потоки. Идентификация и решение проблем предполагают, что сотрудники компании адекватно осознают происходящие события. Они должны понимать принципы функционирования организации в целом и свое место в ней. Каждый член такой организации имеет доступ к формальным данным: бюджетам, отчетам о прибылях и убытках, сметам затрат отделов.
2. Управление технологически ориентированным рабочим местом. Формирование обучающихся (самообучающихся) организаций идет рука об руку с ускоряющимся переходом к технологически ориентированному рабочему месту.
Изучавшийся в свое время Ф.Тейлором и другими приверженцами научного менеджмента материальный мир во все меньшей степени определяет ценности современных организаций и общества. Наши жизни, наши организации пронизаны информационными технологиями. Идеи, данные, взаимоотношения начинают превалировать над производственным оборудованием, материальными товарами и последовательностями рабочих операций.
Сегодня, помимо того, что электронные связи позволяют объединить работников, формируются электронные организационные сети. И чем больше трансакций осуществляется в компьютерных сетях, а не в реальном пространстве, чем активнее становится э-бизнес, тем сложнее и запутаннее такого рода связи. Э-бизнесом называют деятельность, которую организация осуществляет при помощи электронных каналов связи (включая Интернет) с потребителями, партнерами, поставщиками, работниками и другими своими элементами. Организация может установить интранет, внутреннюю коммуникационную систему, основанную на технологиях и стандартах Интернета, открытую исключительно для сотрудников компании. Интранет выглядит и функционирует как web-сайт, однако он закрыт для широкой публики посредством специальных программ — брандмауэров. Некоторые организации расширяют возможности своей коммуникационной системы, превращая ее в экстранет-сеть, доступ к которой имеют поставщики, партнеры, покупатели и прочие сторонние лица.
Э-коммерция — более узкий термин, которым называют электронные процессы обмена или трансакции. Э-коммерция заменяет или дополняет обмен денег и товаров обменом данными и информацией между компьютерами [1; 95].
На рисунке 3 перечислены три основных типа э-коммерции: бизнес для потребителя (В2С), бизнес для бизнеса (В2В) и потребитель для потребителя (С2С).
В настоящее время самый бурный рост происходит в секторе э-бизнес для бизнеса— так именуются электронные сделки между организациями. Во многих компаниях такие операции организованы в виде частных электронных сетей.
Третий тип э-коммерции — потребитель — потребителю означает, что э-компания выступает в роли посредника между потребителями. Одним из наиболее известных примеров э-коммерции по принципу С2С являются Интернет-аукционы, представляющие собой огромные электронные рынки, на которых потребители имеют возможность непосредственно продавать и покупать друг у друга товары и услуги. Иногда вся сделка полностью осуществляется через Сеть. Еще одна популярная область э-коммерции между потребителями — обмен файлами (музыкальными записями, видеоклипами, программами и пр.).
На сегодняшний день отношение к людям как к фактору производства и поиск путей повышения эффективности использования человеческих и материальных ресурсов не позволяют достичь отвечающих современным требованиям результатов. Менеджеры должны воспитывать в подчиненных способности мыслить, творить, обмениваться знаниями, строить взаимоотношения.