Новейшие тенденции в менеджмент эпоху перемен: научающаяся организация и управление технологической ориентированным рабочим местом.

1. Обучающаяся (самообучающаяся) организация. В таблице приведены отличия обучающейся (самообучающейся) организации (предприятия) от традиционной. Эти отличия показывают, что тра­диционная организация основывается на власти, в то время как самообучающаяся — на лидерстве.

К обучающейся может быть отнесена организация, все члены которой участвуют в идентифика­ции и решении проблем, что дает ей возможность постоянно экспериментировать, изменяться и со­вершенствоваться, а значит, развивать способности к росту, обучению и достижению поставленных целей. В такой организации все подчинено решению проблем, тогда как идея традиционной органи­зации состоит в повышении эффективности. В обучающейся организации все работники, во-первых, идентифицируют возникающие проблемы (например, в понимании потребностей покупателей) и, во- вторых, решают их, т.е. действуют так, чтобы найти уникальные способы преодоления препятствий.

Создание обучающейся компании требует изменения всех подсистем организации. Главными условиями развития непрерывного организационного научения являются командная структура, наде­ление работников властью и обобществление информации [1; 93].

В обучающейся организации подчеркивается ценность взаимодействия и коммуникаций различ­ных отделов и уровней иерархии. «Кирпичиками», из которых строится такая организация, являются самоуправляемые команды. Они формируются из сотрудников разных специальностей, совместно работающих над выполнением одних и тех же заданий либо меняющихся местами и, в конечном ито­ге, полностью «обслуживающих» один товар или услугу. Традиционные задачи менеджмента выпол­няются на нижних уровнях организации: команды чаще всего сами занимаются обучением, обеспече­нием безопасности, календарным планированием, выбором методов работы и оплаты труда, а также координацией деятельности с другими командами.

В обучающейся (самообучающейся) организации понятие начальника практически отсутствует. Члены команды наделяются необходимыми знаниями, информацией, инструментарием, мотивацией и властью, чтобы решать важные для деятельности организации вопросы, а также быстро и творчески реагировать на возникающие угрозы и открывающиеся возможности.

Наделением властью (делегированием полномочий) называют раскрытие возможностей и твор­ческого потенциала работников путем предоставления им свободы, ресурсов, информации и знаний, необходимых для принятия решений и эффективного труда. Традиционный менеджмент предполага­ет ограничение свобод работников, делегирование же, наоборот, расширяет их. На практике наделе­ние властью выражается в создании самоуправляемых рабочих команд, кружков качества, обогаще­нии процесса труда, участии наемных работников в управлении, а также в предоставлении им ин­формации, прав принятия решений и обучении, с тем чтобы люди выполняли рабочие задания в от­сутствие пристального наблюдения со стороны непосредственного начальника.

В обучающихся организациях люди рассматриваются как главные ресурсы и опора менеджера, а не предназначенные к минимизации издержки. Придерживающиеся этой точки зрения компании уве­рены в необходимости достойного обращения с персоналом, предлагая работникам конкурентоспо­собную заработную плату, хорошие условия труда, возможности для личного и профессионального развития. Кроме того, научающиеся организации стремятся к формированию у наемных работников чувства собственности в отношении организации посредством обобществления результатов труда и прибылей.

Обучающуюся организацию переполняют информационные потоки. Идентификация и решение проблем предполагают, что сотрудники компании адекватно осознают происходящие события. Они должны понимать принципы функционирования организации в целом и свое место в ней. Каждый член такой организации имеет доступ к формальным данным: бюджетам, отчетам о прибылях и убытках, сметам затрат отделов.

2. Управление технологически ориентированным рабочим местом. Формирование обучающихся (самообучающихся) организаций идет рука об руку с ускоряющимся переходом к технологически ориентированному рабочему месту.

Изучавшийся в свое время Ф.Тейлором и другими приверженцами научного менеджмента мате­риальный мир во все меньшей степени определяет ценности современных организаций и общества. Наши жизни, наши организации пронизаны информационными технологиями. Идеи, данные, взаимо­отношения начинают превалировать над производственным оборудованием, материальными товара­ми и последовательностями рабочих операций.

Сегодня, помимо того, что электронные связи позволяют объединить работников, формируются электронные организационные сети. И чем больше трансакций осуществляется в компьютерных се­тях, а не в реальном пространстве, чем активнее становится э-бизнес, тем сложнее и запутаннее тако­го рода связи. Э-бизнесом называют деятельность, которую организация осуществляет при помощи электронных каналов связи (включая Интернет) с потребителями, партнерами, поставщиками, работ­никами и другими своими элементами. Организация может установить интранет, внутреннюю ком­муникационную систему, основанную на технологиях и стандартах Интернета, открытую исключи­тельно для сотрудников компании. Интранет выглядит и функционирует как web-сайт, однако он за­крыт для широкой публики посредством специальных программ — брандмауэров. Некоторые орга­низации расширяют возможности своей коммуникационной системы, превращая ее в экстранет-сеть, доступ к которой имеют поставщики, партнеры, покупатели и прочие сторонние лица.

Э-коммерция — более узкий термин, которым называют электронные процессы обмена или трансакции. Э-коммерция заменяет или дополняет обмен денег и товаров обменом данными и ин­формацией между компьютерами [1; 95].

Новейшие тенденции в менеджмент эпоху перемен: научающаяся организация и управление технологической ориентированным рабочим местом. - student2.ru

На рисунке 3 перечислены три основных типа э-коммерции: бизнес для потребителя (В2С), биз­нес для бизнеса (В2В) и потребитель для потребителя (С2С).

В настоящее время самый бурный рост происходит в секторе э-бизнес для бизнеса— так имену­ются электронные сделки между организациями. Во многих компаниях такие операции организованы в виде частных электронных сетей.

Третий тип э-коммерции — потребитель — потребителю означает, что э-компания выступает в роли посредника между потребителями. Одним из наиболее известных примеров э-коммерции по принципу С2С являются Интернет-аукционы, представляющие собой огромные электронные рынки, на которых потребители имеют возможность непосредственно продавать и покупать друг у друга то­вары и услуги. Иногда вся сделка полностью осуществляется через Сеть. Еще одна популярная об­ласть э-коммерции между потребителями — обмен файлами (музыкальными записями, видеоклипа­ми, программами и пр.).

На сегодняшний день отношение к людям как к фактору производства и поиск путей повышения эффективности использования человеческих и материальных ресурсов не позволяют достичь отве­чающих современным требованиям результатов. Менеджеры должны воспитывать в подчиненных способности мыслить, творить, обмениваться знаниями, строить взаимоотношения.

Наши рекомендации