Определение менеджмента. Основные функции менеджмента. Взаимосвязь концептуальных, человеческих навыков управления и уровней управления.

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами. (Ричард Дафт) Менеджмент – это организация деятельности работников для регулярного достижения бизнес целей компании. Менеджмент – это процесс направленный на постановку целей организации и определение путей их достижения посредством планирования, организации, мотивации и контроля.

Менеджмент- это управление фирмой в условиях рынка, что означает:

ориентация на спрос и потребность рынка

свобода принятия решений

информационное обеспечение

экономическая эффективность

Менеджмент зародился в Англии, развился в США.

Менеджер может быть независим от собственности на капитал фирмы, на который он будет работать.

Предмет - управленческая и хозяйственная деятельность.

Субъект - специалист – менеджер.

Сущность - заставить других работать.

Существует процессуальный подход к определению менеджмента, согласно которому менеджмент определяется как интеграционный процесс с помощью которого профессионально подготовленная группа людей создает организацию, определяет ее цели и намечает пути их достижения. Отдельные виды деятельности менеджмента называются функциями.

Впервые функции управление разделил Анри Файоль, выделив следующие функции:

планирование,

прогнозирование,

организация,

руководство,

координация,

контроль.

В современной литературе по менеджменту выделяют 4 основные функции:

планирование,

организация,

мотивация,

контроль.

Планирование – это проектирование желаемого будущего организации. Планирование - это определение целей организации и путей их эффективного достижения. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

Организация - это объединение индивидов в единое целое для совместного действия. Организация - это создание структуры управления, позволяющая эффективно достичь поставленных целей. Это слово часто употребляют еще для обозначения:

совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

внутренней упорядоченности автономных частей целого.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к действию. Мотивация – это способы, методы воздействия на группы для эффективного достижения поставленной цели. Она бывает: внутренней(уважение,самовыражение) и внешней( условия труда, з/пл, продвижение по службе).

Существует много теорий мотивации: Маслоу, Герцберга, Врума, Адамса и др.

Деятельность менеджера не укладывается в какую – то одну плоскость и требует от индивида обладания широким кругом навыков. Некоторые исследователи составляют длинные списки навыков и умений, необходимых менеджерам организаций или подразделений, которые можно объединить в три категории, степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице [20]:

1. Концептуальные навыки – познавательные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и способности к планированию. Менеджер должен представлять себе роль каждого отдела фирмы в организации, положение компании в отрасли, в обществе и более широкой деловой и социальной среде.

Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для менеджеров высших уровней организации, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий.

2. Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми и при их непосредственном участии, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющееся в том, как должностное лицо относится к сотрудникам (мотивирует, содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, общается и разрешает конфликты). Обладающий развитыми человеческими навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации. Такой менеджер любит других людей и пользуется взаимностью.

3. Технические навыки – это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области. Наиболее важную роль играют технические навыки на низших организационных уровнях. Однако по мере продвижения по ступенькам иерархии потребности в них уменьшаются, а значение человеческих и концептуальных навыков возрастает.

Один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера, факторов – это положение в организационной иерархии. На самой вершине пирамиды находятся топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице президенты. Топ-менеджеры отвечают за определение целей организации, разработку стратегий их достижения, контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих, а также принятие значимых для всей компании в целом решений. Они работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности организации. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего звена – осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех ее членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Топ-менеджеры должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего звена занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес – единиц и отделов организации. Как правило, «под» средним звеном находятся еще два уровня управления и более. «Золотая середина» организации несет ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована, прежде всего, на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Менеджеры проекта отвечают за реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников с разных уровней организации, а также из-за ее пределов. Кроме того, менеджер одного из проектов может быть руководителем или членом команды по выполнению других рабочих задач; при этом сами задачи могут охватывать несколько географических регионов, культур и функций.

Менеджеры низшего звена несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг, т.е. находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности мастеров (супервайзероc), линейных менеджеров, начальников секторов, офис-менеджеров и т.д. Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.

Существенное влияние на деятельность менеджеров оказывает их положение в горизонтальной плоскости. Функциональные менеджеры отвечают за работу отделов, выполняющих одну из необходимых для деятельности организации функций, все сотрудники которых обладают схожими навыками и опытом. К числу функциональных отделов относятся отдел рекламы, отдел продаж, производственный отдел, финансовый отдел и т.д. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и продающих товары и услуги.

Генеральные менеджеры отвечают сразу за несколько выполняющих различные функции отделов. Например, генеральный менеджер самостоятельного подразделения несет ответственность за результаты деятельности всех функционирующих в нем отделов. Обязанности генеральных менеджеров во многом схожи с функциями менеджеров проектов, т.к. им приходится координировать работу сотрудников самых разных отделов.

Наши рекомендации