Характеристика менеджмента в современных условия
Силы, воздействующие на организации и практику менеджмента. Классическое определение менеджмента. Гуманистическое направление менеджмента,
Прежде всего, следует определиться с понятием "организация". Оно употребляется в нескольких значениях:
Как социальный институт с известным статусом, стационарный объект. В таком значении слово "организация" относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т.д.
Как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых.
Как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание мы имеем в виду, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации дела и т.п. Существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели Можно выделить четыре направления в определении организации:
в соответствии с теорией Ч. Барнарда организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Ч. Барнард и его последователи уделяли внимание, в основном, совместным действиям людей, их кооперации, а уже потом необходимости достижения целей;
Менеджмент - это прежде всего управление людьми менеджером на предприятии для достижения позитивной динамики развития компании
К гуманистическому направлению менеджмента относятся:
школа человеческих отношений,
концепция человеческих ресурсов,
бихевиористское направление.
Данные управленческие течения зародились в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Приверженцы движения человеческих отношений придерживались мнения, что истинно эффективный контроль над процессом труда исходит от самого работника, а не из старой авторитетной системы управления; они пропагандировали также просвещенное обращение с работниками.
Родоначальником данного направления в теории управления считается Элтон Мэйо (1880-1949). Основные разработки, касающиеся данной концепции, он сделал, будучи профессором Школы бизнеса Гарвардского университета. Принципиальным этапом в разработке этой концепции явилось участие Мэйо в «Хоуторнских исследованиях» , которые проводились с 1927 по 1932 в «Вестерн Электрик Компани» (г. Хоуторн, близ Чикаго).
Целью эксперимента было повышение производительности труда работников, сокращение текучести кадров. Для этого оценивалось влияние на производительность труда ряда факторов: освещенности, продолжительности перерывов и др.
В эксперименте участвовало семь групп работников, было проведено пять серий тестов, результаты которых позволили сделать выводы о том, что освещенность и прочее являются неосновными фактороми, влияющими на результативность труда.
Было проведено большое количество наблюдений, в одном из которых принимали участие Э. Мэйо и Фриц Ротлисбергер. Объектом изучения была бригада сборщиц реле. Результаты исследований были таковы: производительность труда работниц вырастала как при повышении освещенности, так и при его снижении (до определенного придела). За шесть лет эксперимента так и не было сделано однозначных выводов относительно влияния на производительность труда различных факторов. Факторы изменялись, возникали всевозможные непредвиденные ситуации. Ученые сделали вывод о том, что повышение производительности труда объясняется фактором «человеческие отношения» и позитивным отношением менеджеров к потребностям рабочих.
Характеристика менеджмента в современных условия
Классическое понимание традиционного менеджмента основано на разделении процесса управления по функциям.
Однако традиционное определение менеджмента "управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:
изменения в характере современного менеджмента, который, с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента - маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и др.;
появления ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;
нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, которые приобрели турбулентный характер, вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели;
внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;
радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством: никто не должен "управлять людьми"; задача - вести людей за собой; цель - сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого индивида;
качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;
новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);
фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.
Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.
Лояльность к работающим.
100% ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента.
Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда.
Долевое участие каждого работающего в общих результатах.
Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.
Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.
Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.
Этика бизнеса.
Честность и доверие к людям.
Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.
Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть.
Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.
Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.