Цельпроизводственной (преддипломной) практики

ЦЕЛЬПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Целью преддипломной практики является закрепление, обобщение и систематизация знаний по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, самостоятельный сбор информации, проведение анализа деятельности предприятия (либо одного из его подразделений), выявление актуальных задач для дальнейшей проработки и решения в выпускной квалификационной работе (далее -ВКР).

ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Основные задачи при прохождении преддипломной практики:

1. Охарактеризовать предприятие в динамике (за последние 2-3 года); раскрыть особенности управления; изучить и проанализировать существующую систему планирования и контроля на предприятии (наличие стратегического плана развития компании, маркетингового плана, финансового плана компании); оценить соответствие организационной структуры предприятия видению, миссии и целям владельцев и руководства компании; провести анализ информационного обеспечения управления предприятием; дать общую оценку эффективности деятельности компании и отдельных ее подразделений, выявить имеющиеся проблемы в организации.

2. Собрать, обобщить и систематизировать материалы, необходимые для выполненияВКР в соответствии с индивидуальным заданием. Совместно с научным руководителем определить достаточность собранных материалов для дальнейшего написания ВКР. Собранный материал оформить в отчет о прохождении преддипломной практики.

МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Производственная (преддипломная) практика является итоговой. Данный вид практики является логическим завершением изучения теоретических дисциплин и прохождения учебной и производственной практик. Она позволяет оценить организационную структуру управления предприятия (организации), применить теоретические знания при оценке и анализе основных экономических ресурсов организации, структуры маркетинга предприятия, социально-психологических аспектов управления.

Практика завершает подготовку студентов, помогает адаптироваться к дальнейшей профессиональной реализации.

Для освоения программы преддипломной практики студент должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками:

знать

- основные методы и положения экономической науки и хозяйствования,

- основы права и правового регулирования коммерческой деятельности,

- основные математические модели принятия решений,

- основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией и иметь представления о корпоративных информационных системах и базах данных;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- основные бизнес-процессы в организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования,

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

- основы маркетинга и маркетинговых коммуникаций;

- стандарты и принципы финансово учета и полготовки финансовой отчетности на предприятии;

- фундаментальные концепции финансового менеджмента и технологии бюджетирования;

- основные теории стратегического менеджмента;

- принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;

- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.

уметь

- ставить цели, выбирать пути их достижения, обобщать и анализировать информацию;

- строить межличностные отношения и работать в коллективе;

- работать с компьютером, использовать ресурсы Интернет для поиска необходимой информации;

- применять информационные технологии для решения управленческих задач;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- использовать информацию полученную в результате маркетинговых исследований;

- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;

- калькулировать и анализировать себестоимость продукции

- разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;

- планировать операционную деятельность организации;

- организовывать переговорный процесс, в том числе и с применением современных средств коммуникации.

владеть

- способностью к восприятию, обобщению и анализу информации;

- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;

- программным обеспечением для работы с деловой информацией и основными Интернет-технологиями;

- методами реализации основных управленческих функций;

- методами разработки и реализации маркетинговых программ;

- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

- современным инструментарием управления человеческими ресурсами;

- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единиц;

- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;

- методами управления операциями;

- навыками деловых коммуникаций.

В ходе практики происходит закрепление полученных теоретических знаний по специальности, в т.ч. в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом, а также дисциплин, определяемых направленностью программы (профилем).

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

В результате прохождения практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

практические навыки

- систематизация и закрепление теоретические знаний;

- изучение организации внутрифирменного управления, предприниматель­ства, маркетинга, стратегической, инновационной и коммерческой деятельности предприятия;

- анализ вопросов организации и управления персоналом, мотива­ции и конфликтологии;

- освоение механизмов и методов организации взаимодействия предприятия с субъектами внешней рыночной среды;

- исследование методов ситуационного анализа, стратегического управления и принятия решений в условиях неопределенности и риска.

умения

- ориентироваться в организационно-правовой структуре предприятий (организаций), основных экономических показателях их деятельности;

- разрабатывать сеть коммуникаций и схему информационного обеспечения и документооборота для предприятия;

- формировать эффективную модель мотивации и оплаты труда;

- охарактеризовать систему управленческого учета, контроля использования и планирования рабочего времени, организации труда, исходя из технических и санитарно- гигиениче­ских норм и нормативов;

- проводить расчеты самоокупаемости и экономической эффективности ра­боты предприятия;

- анализировать основные технико-экономические показатели эффек­тивной деятельности предприятия, характеризующие его конкурентный статус;

- оценивать результативность и безубыточность деятельности организации;

универсальные и профессиональные компетенции

Компетенции
способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
стремится к личностному и профессиональному саморазвитию
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы
владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
имеет представления о роли и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах
способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.
учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности
способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
готов к разработке процедур и методов контроля
способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию
способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала
способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании
способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию
владеет современными технологиями управления персоналом
готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента
учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации
готов участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям
владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
владеет методами управления проектами и готов к их реализации с использованием современного программного обеспечения
готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций
знает современные концепции организации операционной деятельности и готов к их применению
знает современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности
знаком с основами кросскультурных отношений в менеджменте, способен эффективно выполнять свои функции в кросскультурной среде
владеет системными знаниями об организации как процессе и как объекте хозяйственной деятельности
умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели
способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления
умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
способен применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации
владеет навыками составления финансовой отчетности и осознает влияние различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации
способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
способен оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; имеет навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способен принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета
способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений
способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования
способен обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования
владеет техниками финансового планирования и прогнозирования
способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений
способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)
владеет понятийным аппаратом, составляющим конструкцию предпринимательской деятельности
знает формы хозяйственной деятельности в предпринимательстве и факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности
способен обосновывать решения в сфере взаимодействия хозяйствующих субъектов и применять современные формы инвестирования ресурсов

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 3 зачетных единицы.

Исследовательский этап.

Основная цель этапа – формирование и обработка информации об изучаемом объекте, позволяющей выявить его состояние, закономерности и тенденции развития. Ясная и правильно поставленная студентом цель ВКР, дает возможность наиболее точно определить содержание, характер, объем необходимой для исследования информации, упрощает разработку форм, методов и последовательности ее сбора. Важно установить перечень показателей, на основе которых может быть дана объективная оценка состояния и эффективности работы всего исследуемого объекта, отдельных его участков деятельности и исполнителей.

Основными источниками информации являются:

- учредительные документы;

- все виды планов предприятия, организации (цеха, участка);

- бизнес-планы;

- действующие нормы и нормативы расходы сырья, материалов, топлива, инструмента и пр.;

- нормативы организации производственного процесса;

- техническая документация;

- положение об учетной политике предприятия (организации), положение о формировании фонда оплаты труда, фонда потребления и накопления и иных фондов;

- формы финансового учета и отчетности;

- формы бухгалтерского учета и отчетности;

- положения о подразделениях и должностные инструкции.

Заключительной стадией исследовательского этапа является систематизация и обобщение результатов. Обобщенные материалы в виде аналитических таблиц, различного рода графиков, диаграмм, схем дают наиболее наглядное и точное представление о состоянии и изменении изучаемых процессов.

Аналитический этап.

Главная цель данного этапа работы – получить глубокое понимание сущности и причин сложившегося положения, возникновения проблемы на основе анализа состояния развития научно-производственного потенциала, экономических и финансовых результатов деятельности, организационных, управленческих, производственных систем, оценки влияния важнейших факторов, их определяющих.

Конечным результатом аналитической работы является изложение основных выводов по исследованиям и рекомендаций по устранению выявленных недостатков с их расчетным обоснованием или соответствующей мотивацией.

В соответствии с поставленными задачами анализ деятельности предприятия, организации, других подразделений проводится по следующим направлениям:

1. Организационно-правовой статус предприятия (организации) и его подразделений, филиалов; система взаимоотношений с вышестоящими органами и собственными структурными подразделениями;

2. Состояние действующей системы планирования, организации и управления трудовой и хозяйственной деятельности предприятия (организации);

3. Изменение системы организации, планирования и управления в результате переходных процессов в современной экономике (при условии модификации или полного изменения формы и статуса предприятия);

4. Результаты работы предприятия (организации), системы оплаты труда, условий труда персонала, их участия в управлении и улучшении конечных результатов деятельности;

5. Финансово-кредитные отношения предприятия (организации);

6. Состояние и изменение использования ресурсов производства, его основных производственных и непроизводственных фондов;

7. Изменения в техническом оснащении производства, использовании новой техники и технологии, повышении качества и производства новой продукции;

8. Действующая система маркетинга.

Необходимо детально рассмотреть и проанализировать работу предприятия с точки зрения применения стратегического, финансового, экономического, организационного, инновационного менеджмента и других видов менеджмента.

Заключительный этап.

Данный этап работы включает формулирование окончательных выводов и рекомендаций. Намечаются предложения, реализация которых может повысить качество продукции, снижение материальных и трудовых затрат на производство продукции, повысить объем продаж (услуг) и др. Ориентировочно определяется эффективность предложений.

Результаты преддипломной практики студента оценивает научный руководитель ВКР на основании совокупности представленных ему исследовательских и аналитических материалов, а также письменного отзыва – характеристики руководителя практики от предприятия о степени выполнения студентом программы практики, качестве приобретенных навыков практической работы. По окончании практики студент представляет руководителю практики от университета отчет.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Для самостоятельной работы в период прохождения преддипломной практики студент должен использовать следующие учебно-методические материалы:

- программу производственной (преддипломной) практики;

- индивидуальное задание.

Во время прохождения практики, при написании отчёта, выполнении индивидуального задания рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу, материалы периодической печати, Интернет-ресурсы.

ЦЕЛЬПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Целью преддипломной практики является закрепление, обобщение и систематизация знаний по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, самостоятельный сбор информации, проведение анализа деятельности предприятия (либо одного из его подразделений), выявление актуальных задач для дальнейшей проработки и решения в выпускной квалификационной работе (далее -ВКР).

Наши рекомендации