Цельпроизводственной (преддипломной) практики
ЦЕЛЬПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Целью преддипломной практики является закрепление, обобщение и систематизация знаний по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, самостоятельный сбор информации, проведение анализа деятельности предприятия (либо одного из его подразделений), выявление актуальных задач для дальнейшей проработки и решения в выпускной квалификационной работе (далее -ВКР).
ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Основные задачи при прохождении преддипломной практики:
1. Охарактеризовать предприятие в динамике (за последние 2-3 года); раскрыть особенности управления; изучить и проанализировать существующую систему планирования и контроля на предприятии (наличие стратегического плана развития компании, маркетингового плана, финансового плана компании); оценить соответствие организационной структуры предприятия видению, миссии и целям владельцев и руководства компании; провести анализ информационного обеспечения управления предприятием; дать общую оценку эффективности деятельности компании и отдельных ее подразделений, выявить имеющиеся проблемы в организации.
2. Собрать, обобщить и систематизировать материалы, необходимые для выполненияВКР в соответствии с индивидуальным заданием. Совместно с научным руководителем определить достаточность собранных материалов для дальнейшего написания ВКР. Собранный материал оформить в отчет о прохождении преддипломной практики.
МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Производственная (преддипломная) практика является итоговой. Данный вид практики является логическим завершением изучения теоретических дисциплин и прохождения учебной и производственной практик. Она позволяет оценить организационную структуру управления предприятия (организации), применить теоретические знания при оценке и анализе основных экономических ресурсов организации, структуры маркетинга предприятия, социально-психологических аспектов управления.
Практика завершает подготовку студентов, помогает адаптироваться к дальнейшей профессиональной реализации.
Для освоения программы преддипломной практики студент должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками:
знать
- основные методы и положения экономической науки и хозяйствования,
- основы права и правового регулирования коммерческой деятельности,
- основные математические модели принятия решений,
- основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией и иметь представления о корпоративных информационных системах и базах данных;
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
- основные бизнес-процессы в организации;
- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования,
- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;
- основы маркетинга и маркетинговых коммуникаций;
- стандарты и принципы финансово учета и полготовки финансовой отчетности на предприятии;
- фундаментальные концепции финансового менеджмента и технологии бюджетирования;
- основные теории стратегического менеджмента;
- принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;
- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.
уметь
- ставить цели, выбирать пути их достижения, обобщать и анализировать информацию;
- строить межличностные отношения и работать в коллективе;
- работать с компьютером, использовать ресурсы Интернет для поиска необходимой информации;
- применять информационные технологии для решения управленческих задач;
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
- использовать информацию полученную в результате маркетинговых исследований;
- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;
- калькулировать и анализировать себестоимость продукции
- разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;
- планировать операционную деятельность организации;
- организовывать переговорный процесс, в том числе и с применением современных средств коммуникации.
владеть
- способностью к восприятию, обобщению и анализу информации;
- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;
- программным обеспечением для работы с деловой информацией и основными Интернет-технологиями;
- методами реализации основных управленческих функций;
- методами разработки и реализации маркетинговых программ;
- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;
- современным инструментарием управления человеческими ресурсами;
- методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единиц;
- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;
- методами управления операциями;
- навыками деловых коммуникаций.
В ходе практики происходит закрепление полученных теоретических знаний по специальности, в т.ч. в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом, а также дисциплин, определяемых направленностью программы (профилем).
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
В результате прохождения практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
практические навыки
- систематизация и закрепление теоретические знаний;
- изучение организации внутрифирменного управления, предпринимательства, маркетинга, стратегической, инновационной и коммерческой деятельности предприятия;
- анализ вопросов организации и управления персоналом, мотивации и конфликтологии;
- освоение механизмов и методов организации взаимодействия предприятия с субъектами внешней рыночной среды;
- исследование методов ситуационного анализа, стратегического управления и принятия решений в условиях неопределенности и риска.
умения
- ориентироваться в организационно-правовой структуре предприятий (организаций), основных экономических показателях их деятельности;
- разрабатывать сеть коммуникаций и схему информационного обеспечения и документооборота для предприятия;
- формировать эффективную модель мотивации и оплаты труда;
- охарактеризовать систему управленческого учета, контроля использования и планирования рабочего времени, организации труда, исходя из технических и санитарно- гигиенических норм и нормативов;
- проводить расчеты самоокупаемости и экономической эффективности работы предприятия;
- анализировать основные технико-экономические показатели эффективной деятельности предприятия, характеризующие его конкурентный статус;
- оценивать результативность и безубыточность деятельности организации;
универсальные и профессиональные компетенции
Компетенции |
способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность |
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности |
стремится к личностному и профессиональному саморазвитию |
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы |
владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
имеет представления о роли и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний |
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией |
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах |
способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. |
учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности |
способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования |
готов к разработке процедур и методов контроля |
способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач |
способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений |
способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений |
способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию |
способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала |
способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании |
способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию |
владеет современными технологиями управления персоналом |
готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента |
учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации |
готов участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям |
владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций |
владеет методами управления проектами и готов к их реализации с использованием современного программного обеспечения |
готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций |
знает современные концепции организации операционной деятельности и готов к их применению |
знает современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности |
знаком с основами кросскультурных отношений в менеджменте, способен эффективно выполнять свои функции в кросскультурной среде |
владеет системными знаниями об организации как процессе и как объекте хозяйственной деятельности |
умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели |
способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления |
умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры |
способен применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации |
владеет навыками составления финансовой отчетности и осознает влияние различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации |
способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения |
способен оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; имеет навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способен принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета |
способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений |
способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования |
способен обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования |
владеет техниками финансового планирования и прогнозирования |
способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений |
способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) |
владеет понятийным аппаратом, составляющим конструкцию предпринимательской деятельности |
знает формы хозяйственной деятельности в предпринимательстве и факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности |
способен обосновывать решения в сфере взаимодействия хозяйствующих субъектов и применять современные формы инвестирования ресурсов |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 3 зачетных единицы.
Исследовательский этап.
Основная цель этапа – формирование и обработка информации об изучаемом объекте, позволяющей выявить его состояние, закономерности и тенденции развития. Ясная и правильно поставленная студентом цель ВКР, дает возможность наиболее точно определить содержание, характер, объем необходимой для исследования информации, упрощает разработку форм, методов и последовательности ее сбора. Важно установить перечень показателей, на основе которых может быть дана объективная оценка состояния и эффективности работы всего исследуемого объекта, отдельных его участков деятельности и исполнителей.
Основными источниками информации являются:
- учредительные документы;
- все виды планов предприятия, организации (цеха, участка);
- бизнес-планы;
- действующие нормы и нормативы расходы сырья, материалов, топлива, инструмента и пр.;
- нормативы организации производственного процесса;
- техническая документация;
- положение об учетной политике предприятия (организации), положение о формировании фонда оплаты труда, фонда потребления и накопления и иных фондов;
- формы финансового учета и отчетности;
- формы бухгалтерского учета и отчетности;
- положения о подразделениях и должностные инструкции.
Заключительной стадией исследовательского этапа является систематизация и обобщение результатов. Обобщенные материалы в виде аналитических таблиц, различного рода графиков, диаграмм, схем дают наиболее наглядное и точное представление о состоянии и изменении изучаемых процессов.
Аналитический этап.
Главная цель данного этапа работы – получить глубокое понимание сущности и причин сложившегося положения, возникновения проблемы на основе анализа состояния развития научно-производственного потенциала, экономических и финансовых результатов деятельности, организационных, управленческих, производственных систем, оценки влияния важнейших факторов, их определяющих.
Конечным результатом аналитической работы является изложение основных выводов по исследованиям и рекомендаций по устранению выявленных недостатков с их расчетным обоснованием или соответствующей мотивацией.
В соответствии с поставленными задачами анализ деятельности предприятия, организации, других подразделений проводится по следующим направлениям:
1. Организационно-правовой статус предприятия (организации) и его подразделений, филиалов; система взаимоотношений с вышестоящими органами и собственными структурными подразделениями;
2. Состояние действующей системы планирования, организации и управления трудовой и хозяйственной деятельности предприятия (организации);
3. Изменение системы организации, планирования и управления в результате переходных процессов в современной экономике (при условии модификации или полного изменения формы и статуса предприятия);
4. Результаты работы предприятия (организации), системы оплаты труда, условий труда персонала, их участия в управлении и улучшении конечных результатов деятельности;
5. Финансово-кредитные отношения предприятия (организации);
6. Состояние и изменение использования ресурсов производства, его основных производственных и непроизводственных фондов;
7. Изменения в техническом оснащении производства, использовании новой техники и технологии, повышении качества и производства новой продукции;
8. Действующая система маркетинга.
Необходимо детально рассмотреть и проанализировать работу предприятия с точки зрения применения стратегического, финансового, экономического, организационного, инновационного менеджмента и других видов менеджмента.
Заключительный этап.
Данный этап работы включает формулирование окончательных выводов и рекомендаций. Намечаются предложения, реализация которых может повысить качество продукции, снижение материальных и трудовых затрат на производство продукции, повысить объем продаж (услуг) и др. Ориентировочно определяется эффективность предложений.
Результаты преддипломной практики студента оценивает научный руководитель ВКР на основании совокупности представленных ему исследовательских и аналитических материалов, а также письменного отзыва – характеристики руководителя практики от предприятия о степени выполнения студентом программы практики, качестве приобретенных навыков практической работы. По окончании практики студент представляет руководителю практики от университета отчет.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Для самостоятельной работы в период прохождения преддипломной практики студент должен использовать следующие учебно-методические материалы:
- программу производственной (преддипломной) практики;
- индивидуальное задание.
Во время прохождения практики, при написании отчёта, выполнении индивидуального задания рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу, материалы периодической печати, Интернет-ресурсы.
ЦЕЛЬПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Целью преддипломной практики является закрепление, обобщение и систематизация знаний по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, самостоятельный сбор информации, проведение анализа деятельности предприятия (либо одного из его подразделений), выявление актуальных задач для дальнейшей проработки и решения в выпускной квалификационной работе (далее -ВКР).