Формулирование жизненных целей
Содержанием критерия служит умение мобилизовывать собственные способности и
жизненные ресурсы.
К первичным качествам этого блока качеств относятся следующие 4 качества.
Способность познать самого себя. От умения индивида выявить свои наклонности и
способности, четко определить свое жизненное и профессиональное предназначение зави-
сит его дальнейшая жизнь. Если человек еще со школьной скамьи четко определил свои
сильные и слабые стороны и в соответствии с этим планирует свою карьеру, то это говорит о
его реалистическом подходе и самокритичности. Данное качество необходимо для правиль-
ного формирования жизненных целей.
Умение формулировать свои жизненные цели. Постановка жизненных целей означает
сознательное осуществление своих действий в соответствии с индивидуальными ценно-
стями. Умение определять цели предопределяет выражение в виде четких формулировок
явных и скрытых потребностей и интересов.
Умение принимать решения. Многие ли из Вас задумывались над вопросом: «Умею
ли я правильно подходить к принятию решений?» Принятие решений предполагает выбор
первоочередных задач и дел. То есть, другими словами, – умение принимать решение заклю-
чается в правильном установлении приоритетов. Это поможет Вам укладываться в устано-
вленные сроки, получать удовлетворение от рабочего дня и избегать стрессовых перегрузок.
Умение планировать свою карьеру. Для достижения индивидуальных жизненных
целей в профессиональной сфере необходимо уметь составлять «План карьеры», в котором
указываются основные цели, задачи, сроки их реализации
Личная организованность
Содержание критерия – способность руководителя жить и работать по системе. Кри-
терии второго уровня этого блока модели содержат шесть качеств.
Приверженность системному подходу. Предполагает комплексный учет и взаимодей-
ствие многих факторов, влияющих на личную организацию.
Умение ценить и эффективно использовать время. Каждый здравомыслящий чело-
век понимает, что время жизни, отпущенное нам, ограничено, однако многие стараются не
думать об этом. В связи с этим полезно помнить ряд правил при составлении бюджета сво-
его времени.
Следует: использовать время исключительно для решения проблем, представляющих
наибольший интерес; избегать людей, отнимающих у Вас время или стремящихся выиграть
его за Ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немедленно.
Умение сосредоточиться на главном. Необходимо уметь выявлять наиболее значимые
текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.
Умение все делать по порядку. Не следует стараться «перепрыгивать» какие-то ступени
в уже запланированных делах, «подстегивать» время, а необходимо стремиться переходить
от простого к сложному.
Умение не упускать из виду мелочи. Многие люди не уделяют мелочам должного вни-
мания, считая, что исполнение мелочей только крадет время. На самом же деле любая неза-
конченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, представляя его
с невыгодной стороны и, в конечном счете, отнимает столь дефицитное время.
Умение учитывать и анализировать затраты времени. Менеджер должен знать, на
что расходуется бюджет его рабочего и внерабочего времени. Для этого необходимо уметь
применять методы учета и контроля использования времени.
3. Самодисциплина
Самодисциплина – это личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка,
точность и планомерность в работе.
Содержание критерия – умение управлять своим поведением, «держать себя в руках».
Критерии второго уровня этого блока качеств содержат пять первичных качеств.
Обязательность, ____________способность и умение держать слово. Другими словами, это каче-
ство индивида, проявляющееся в безусловном выполнении своих обязанностей, как предпи-
сываемых ему официально, так и диктуемых ему чувством долга, моральными принципами,
а также в готовности оказать помощь, содействие.
Умение держать слово – свойство того человека, на которого, как говорят, можно поло-
житься. Для него это вопрос долга и самоуважения. Эти качества формируются на основе
безусловного выполнения работником своих обязанностей. Формированию этих качеств
способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от выполнения
личных дел с целью выполнить данное обещание.
Пунктуальность, точность исполнения. Трудно представить себе современного пре-
успевающего менеджера, попирающего такие ценности в деловом мире, как обязательность,
точность в выполнении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.
Собранность, умение не разбрасываться. Чтобы добиться успеха, нужно уметь упра-
влять самим собой, не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее.
Наличие чувства ответственности. Прежде всего, это внутреннее чувство ответ-
ственности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности ичеткое выполнение своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принци-
пами.
Умение отказаться от удовольствий ради главного. Предполагает тщательноеплани-
рование личных дел. Не стоит забывать старую пословицу: «Делу время, потехе – час».