Социальная и этическая ответственность современного менеджмента

Социальная и этическая ответственность современного менеджмента

Под этикой менеджмента понимают совокупность определен­ных моральных принципов и ценностей, характеризующих пове­дение человека или группы людей, а также конкретные (положи­тельные и отрицательные) оценки их действий и мыслей при определении и обеспечении достижения целей деятельности орга­низации. Этику применительно к поведению организации и отдельных ее членов можно представить как внутренний кодекс за­конов и норм менеджмента, отражающий установленную менед­жерами всех уровней организации границу между добром и злом при принятии конкретных долгосрочных и краткосрочных управ­ленческих решений, определяя их социальную и юридическую до­пустимость в рамках конкретной внешней среды.

Формальное определение социальной ответственности предпола­гает признание обязанности менеджмента организации (руковод­ства организации) принимать решения и осуществлять конкрет­ные действия, которые повышают уровень благополучия общества и отвечают как его интересам, так и интересам самой организа­ции. Сложность использования и восприятия этого определения заключается в различиях определения и понимания роста благо­получия общества и организации. Важным элементом определе­ния социальной ответственности менеджмента является также не­обходимость пояснения понятия субъекта, заинтересованного в конкретном проявлении социальной ответственности

Виды и уровни управленческой деятельности

Высший уровень управленияорганизацией (высшее руководство) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов, освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем.

Средний уровень управленияобеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством.

Нижний уровеньменеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.

Типы и роли менеджеров.

Типы:

Менеджеры высшего уровня

Менеджеры высшего уровня — самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы.

Менеджеры среднего уровня

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).

Менеджеры низового уровня

Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов. Их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями (работниками), производственным персоналом.

Роли:

Межличностные роли

Главный руководитель - Символический глава выполняет обычные обязанности правового или социального характера

Лидер - Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности

Связующее звено - Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних и внутренних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Информационные роли

Приемник информации - Получает специализированную информацию (в основном текущую) для использования в интересах дела; выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, поступающей в организацию

Описание

Сущность

Лидерство - это способность лица за счет личных качеств оказывать влияние на поведение отдельных лиц и групп работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации [15, с464]

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и вдохновением В результате воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без прямого проявления власти

Основа лидерства - специфический тип отношений управления, или лидерский тип Исторически этот тип возник гораздо раньше отношений"начальник-подчиненный", который сформировался в период первой промышленной революции Большинство людей признает, что лидерство отождествляется со связанными с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

Выделяют три типа лидеров:

· Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом.

· Лидер (в узком смысле слова) – менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему приходится мотивировать поведение членов группы личным примером; как правило, влияет только на часть членов группы.

· Ситуативный лидер – обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой то, вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, поход, спортивное мероприятие и т.д.

Стили:

Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

- авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);

- демократический (или коллегиальный);

- попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Индивидуализированный стиль

Этот стиль не выделяется наукой, но он всегда будет существовать.

Идеальный руководитель

Американские и японские ученые провели исследования в области менеджмента и сконструировали «идеальный» образ руководителя, основанный на сочетании интеллектуальных и личностных качествах. При этом нельзя забывать, что индивидуальные качества личности (знания, способности, особенности характера, эмоционально – волевая сфера и т.д.) являются тем фундаментом, на котором строится управленческая деятельность, и они гораздо труднее поддаются коррекции (исправлению).

Жизненный цикл организации

Жизненный цикл организаций– предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а неслучайными.

Становление

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели ещё нечёткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Рост

Зрелость

Упадок

Этап реструктуризации

Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Стадия старости. Этап спада.

Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

Содержание и функции организационной культуры

Содержание организационной культуры определяется ценностями, составляющими ее основу.

Ценности, нормы поведения и другие элементы организационной культуры, которые она отражает, формируются под управленческим воздействием на протяжении всей истории развития организации. Для культуры конкретной организации характерен определённый набор связанных между собой ценностей, который соответствует стилю руководства, организационной структуре, стратегии, системе контроля и др. Культура конкретной организации несёт в себе, как основу, черты национальной культуры той страны (или региона), в которой существует организация. Но столь же сильное воздействие на содержание организационной культуры оказывают ценности, принципы, установки и представления тех, кто создает эту организацию.

Укрупненно можно выделить следующие блоки основных функций организационной культуры:

1. Формирование, накопление, передача, хранение ценностей организации.

2. Формирование системы знаний.

3. Формирование системы внутренних коммуникаций, и связей внутри организации по вертикали и горизонтали.

4. Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации.

5. Целеполагание.

6. Формирование культуры трудового, производственного и других материальных процессов.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент – управление финансами хозяйствующих субъектов, финансовые анализ, планирование, а также нахождение и распределение капитала. Он охватывает все основные сферы финансов и распространяется на все сегменты финансового рынка. Финансовый менеджмент – это также и вид управленческой деятельности. Он представляет собой систему воздействия субъекта финансового управления (финансового менеджера) на его объект с целью совершенствования последнего. Кроме того, финансовый менеджмент является формой предпринимательства.

Финансовый менеджмент как наука должен иметь в своей основе базовые теоретические положения, позволяющие понять его суть, цели, задачи, роль в деятельности предприятия и пути совершенствования. Финансовый менеджмент на предприятии должен иметь в своей основе определенную концепцию. Это необходимо, потому что теория и практика неразрывны между собой по определению.

Содержание и функции маркетинговой деятельности

Маркетинговая деятельность должна обеспечивать:

· поступление надежной, своевременной и достоверной информации о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, т.е. о внешних условиях работы фирмы;

· инициацию создания товара или набора товаров (ассортимент), более полно удовлетворяющего требования рынка, чем конкурентные товары;

· воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, создающее максимально возможный контроль сферы реализации. Это и политика цен фирмы и сервис и реклама и методы торговли и т.д.

Аналитическая функция:

· Изучение рынка как такового.

· Изучение потребителей.

· Изучение фирменной структуры.

· Изучение товара (товарной структуры).

· Анализ внутренней среды предприятия.

Производственная функция:

· Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

· Организация материально-технического снабжения.

· Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция (функция продаж):

· Организация системы товародвижения.

· Организация сервиса.

· Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

· Проведение целенаправленной товарной политики.

· Проведение целенаправленной ценовой политики.

Функция управления и контроля:

· Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.

· Информационное обеспечение управления маркетингом.

· Коммуникативная роль маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).

· Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

Теория ожидания В. Врума.

Врум считал, что помимо осознан­ных потребностей человеком движет надежда на справедливое вознаграждение. Своей теорией он пытался объяснить, почему чеовек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими воз­можностями, и сколько он готов затратить усилий на достижение результата.

Теория справедливости Дж. Адамса.

На мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое главное, по сравнению с достижения­ми других людей.

Теория постановки целей Э. Пока.

Теория базируется на том, что все работники в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовольствие от выполнения требующейся для этого ра­боты. Причем ее результативность во многом определяется таки­ми характеристиками целей, как приверженность к ним человека, их приемлемость, сложность и т. д.

Социальная и этическая ответственность современного менеджмента

Под этикой менеджмента понимают совокупность определен­ных моральных принципов и ценностей, характеризующих пове­дение человека или группы людей, а также конкретные (положи­тельные и отрицательные) оценки их действий и мыслей при определении и обеспечении достижения целей деятельности орга­низации. Этику применительно к поведению организации и отдельных ее членов можно представить как внутренний кодекс за­конов и норм менеджмента, отражающий установленную менед­жерами всех уровней организации границу между добром и злом при принятии конкретных долгосрочных и краткосрочных управ­ленческих решений, определяя их социальную и юридическую до­пустимость в рамках конкретной внешней среды.

Формальное определение социальной ответственности предпола­гает признание обязанности менеджмента организации (руковод­ства организации) принимать решения и осуществлять конкрет­ные действия, которые повышают уровень благополучия общества и отвечают как его интересам, так и интересам самой организа­ции. Сложность использования и восприятия этого определения заключается в различиях определения и понимания роста благо­получия общества и организации. Важным элементом определе­ния социальной ответственности менеджмента является также не­обходимость пояснения понятия субъекта, заинтересованного в конкретном проявлении социальной ответственности

Наши рекомендации