Вопрос 8. Интегрированные системы менеджмента: понятие, цель и порядок создания
Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) понимается часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более стандартов на системы управления (менеджмента) и функционирующие как единое целое.
Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации. Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом.
Порядок построения ИСМ может быть таким же, как и при построении СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.
Этап 1. Организация разработки ИСМ. Особая роль на данном этапе работ должна принадлежать высшему руководству организации, принимающему решение о создании интегрированной системы менеджмента. Прежде чем приступить к разработке системы, высшему руководству необходимо четко представлять себе не только явные выгоды от выполнения этой работы, но и потенциальные риски, а также масштаб, сложность и продолжительность работы.
Важно оценить уровень компетентности своих менеджеров и специалистов для успешного выполнения этой работы, определить целесообразность привлечения внешних консультантов. При этом исключительно важно предпринять меры, направленные на обеспечение психологической устойчивости персонала.
В числе наиболее значимых мер, которые должны помочь преодолеть возможные негативные психологические явления в ходе работы по созданию ИСМ, следующие:
- проведение руководством широкой разъяснительной работы в целесообразности создания ИСМ;
- выработка четкой стратегии создания ИСМ, определение и выделение для ее реализации необходимых ресурсов;
- обеспечение благоприятных стартовых условий для организации и выполнения работ ;
- проведение специальных занятий и тренингов для членов руководящих и рабочих органов;
- поддержка работ со стороны руководства, демонстрация заинтересованности в успешном завершении работ;
- проведение мониторинга и регулярного анализа хода работ, информирование о результатах деятельности всего персонала, задействованного в работе.
Этап 2. Проектирование ИСМ. На этом этапе:
- выбираются международные стандарты (МС) на менеджмент, используемые при проектировании ИСМ;
- идентифицируются процессы организации, на которые распространяется действие ИСМ;
- устанавливаются последовательность и взаимодействие идентифицированных процессов;
- назначаются владельцы и руководители процессов, ответственные за их результативное и эффективное управление;
- определяются конкретные требования МС на менеджмент, используемые в ИСМ, которые должны выполняться в каждом процессе;
- устанавливаются параметры мониторинга процессов, связанных с выбранными МС;
- определяются средства и методы для мониторинга, измерений и анализа процессов;
- формируются критерии оценки результативности и эффективности процессов и ИСМ в целом.
Этап 3. Документирование ИСМ. Целью документирования является создание нормативно-организационной основы для построения, функционирования и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование ИСМ должно обеспечить решение таких задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослеживаемость процессов и оценивание достигнутых результатов.
Документирование ИСМ предусматривает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их доработки и идентификации.
Детальное представление о построении документации ИСМ может быть получено при ее систематизированном структурировании. На рисунке 7.4 показана структура документации ИСМ.
Этап 4. Внедрение ИСМ. Как свидетельствует практика, внедрение системы менеджмента, независимо от охватываемой ею области деятельности, не менее сложно, чем ее проектирование. На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования.
При этом первостепенную роль начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ. Для решения этой задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации ИСО 19011, распространяющиеся на аудит системы менеджмента и экологии, ко всем видам деятельности организации, охватываемой интегрированной системой.
Этап 5. Подготовка к сертификации ИСМ. Сертификацию разработанной и внедренной ИСМ следует рассматривать как логическое завершение работ по ее созданию. Объективное подтверждение соответствия ИСМ требованиям МС на системы менеджмента может стать одним из условий успешного продвижения организации на международных рынках, а также повысит предсказуемость бизнес-процессов организации и доверие к ней со стороны инвесторов, кредитных и страховых компаний вследствие отнесения организации к категории наименьшего риска.
Нельзя не учитывать того, что успешная сертификация, как правило, вызывает эмоциональный подъем в коллективе от качественного выполнения данной сложной работы.
В ходе подготовки к сертификации осуществляется выбор органа по сертификации ИСМ, проведение предсертификационного аудита силами внутренних и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.
Сертифицировать ИСМ может один или несколько органов путем последовательной сертификации входящих в нее систем менеджмента. Однако наиболее предпочтителен для организации вариант сертификации ИСМ в целом одним органом. В настоящее время подобные сертификационные услуги в России предлагает ряд международных организаций.
Элементы систем менеджмента, которые выигрывают от интеграции
- единая политика организации;
- оптимальное использование ресурсов;
- комплексные меры оперативного контроля и общее управление документацией;
- единый подход к разработке документации;
- общие информационные и обеспечивающие системы;
- общая система подготовки и развития персонала;
- организационная структура и структура подотчетности;
- системы измерения и мониторинга;
- записи и отчетность;
- единый аудит;
- единый анализ систем менеджмента.
Суммарным эффектом ИСМ является многофункциональность системы менеджмента при минимальных затратах на её создание и функционирование.
Достоинствами ИСМ являются:
- обеспечение большей согласованности действий внутри организации, т.е. она легче управляется;
- сокращается функциональная разобщенность в организации, из-за функционирования различных систем;
- объем документов меньше, чем в двух или нескольких раздельно существующих системах;
- более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
- затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.
Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем являются стандарты ИСО серии 9000, т.к. базовые понятия и принципы этих стандартов больше всего соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. Это – процессный и системный подход, лидерство руководителя и вовлеченность работников в процессы менеджмента. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование отдельных стандартов в единую систему. Практически создать интегрированную систему можно следующими путями:
1. Создание аддитивной (от лат. addio-прибавление) интегрированной системы, когда к СМК, выполняющей роль базовой системы, последовательно добавляются другие системы. При реализации этого пути разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может быть от полутора до нескольких лет.
2. Создание полностью интегрированной системы, когда все системы менеджмента объединяются в единую одновременно. Это – наиболее результативный путь. Рассмотрим некоторые методические аспекты второго пути разработки интегрированной системы.
При создании ИСМ ранжируются процессы и процедуры менеджмента по степени их воздействия на общую результативность интегрированной системы, определяется ответственность, устанавливаются цели и контролируемые показатели процессов, разрабатываются документированные процедуры, а затем контролируется ход их создания, утверждения и внедрения.
В ИСМ разрабатываются и применяются следующие виды документов:
- Политика в области промышленной безопасности, качества, экологии;
- Цели и задачи обеспечения и управления промышленной безопасностью, качеством, экологией;
- Руководство по интегрированной системе;
- Карты процессов;
- Документированные процедуры, описывающие установленный способ выполнения определенной деятельности в интегрированной системе;
- Нормативно-техническая документация, устанавливающая внешние и внутренние требования;
- Рабочие и контрольные инструкции – документы, устанавливающие правила выполнения конкретной деятельности;
- Записи (зарегистрированные данные) – документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществляемой деятельности в системе (отчеты акты протоколы ведомости и др.).
ИСМ строятся на основе системного подхода к управлению предприятием, позволяющего связать в единое целое различные аспекты деятельности, оказывающие в итоге значимое влияние на успешную работу всего предприятия. Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери. Целью создания ИСМ является совместное оптимальное управление рисками, позволяющее сократить требующиеся предприятию материальные и организационные ресурсы.
Международный опыт показывает, что только те предприятия, которые сумели внедрить эффективные ИСМ, достигают устойчивых успехов на мировом рынке.
Создание Интегрированных Систем Менеджмента (ИСМ) — это объединение нескольких систем менеджмента предприятия с целью устранения противоречий с одной стороны и дублирования с другой. К числу наиболее актуальных стандартов на системы менеджмента относятся: стандарты серии ISO: ISO 9001 - системы менеджмента качества для всех отраслей экономики, ISO 14001 - системы экологического менеджмента для всех отраслей экономики, ISO 27001 / BS 7799-2 (ISO 17799 / BS 7799-1) - системы менеджмента информационной безопасности (ИТ, банки, страховой бизнес), OHSAS 18000 - система менеджмента промышленной безопасности и охраны труда для всех отраслей экономики
ISO 13485 – интегрированная система менеджмента качества в медицинской промышленности. ISO 22000 - система менеджмента качества в пищевой промышленности (на основе принципов НАССР и GMP). Стандарт НАССР - системы управления качеством в пищевой промышленности, базирующиеся на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические контрольные точки - система превентивных мер для обеспечения пищевой безопасности) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащая производственная практика).
Стандарт SA 8000 (Social Accountability) - системы социального и этического менеджмента (социальная ответственность – востребовано в РФ для ОАО) для всех отраслей экономики. Стандарты FSC и PEFC - менеджмент лесного хозяйства (лесоуправление).
Список литературы:
1. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие / В. В. Ефимов. – М. : КНОРУС, 2009. – 232 с.
2. Мазур, И.И. Управление качеством : учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-изд., стер. – М. : Омега-Л, 2008. – 399 с.
3. Мишин, В.М. Управление качеством : учеб. для студентов вызов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100) / В.М. Мишин – 2-изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.
4. Вдовин, С.М., Салимова, Т.А., Бирюкова, Л.И. Система менеджмента качества организации : Учебное пособие. – М : ИНФРА-М, 2012. –299с.
5. Шокина, Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: уч. пособие / Л.И. Шокина; под ред. проф. М.А. Федотовой. – М.: КНОРУС, 2009. – 344с.