Вопрос 5. « Динамика групп и лидерство в системе менеджмента»
Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по ее законам, взаимодействуют с другими членами организации. Установление органичного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента.
Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и прежде всего с группой, в рамках которой он будет работать.
Группа - это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти) для достижения общей цели.
Характерные особенности группы:
· члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой;
· взаимодействие носит характер непосредственных устойчивых контактов;
· наличие не формального распределения ролей, признаваемое группой.
Существуют формальные и неформальные группы. Формальные группы - это структурные подразделения организации. Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями. Далее будут рассматриваться лишь формальные.
Наряду с выполнением определенной работы человек в группе:
· учится, перенимая опыт других;
· получает признание, вознаграждение;
· получает уверенность в себе;
· ощущает поддержку, помощь;
· избегает одиночества, состояния ненужности;
· стремиться быть нужным кому то.
Взаимодействие человека и группы проявляется в следующем:
· группа оказывает огромное влияние на поведение человека;
· поведение человека, его действий вносят определенный вклад в жизнь группы.
Отношения в группе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей.
1. другим в работе и в жизни.
На функционирование группы оказывают влияние следующие факторы:
- размер группы;
- статус членов группы;
- система вознаграждения;
- нормы поведения;
- личностные характеристики членов группы;
- сплоченн
Размер группы –предпочтительная численность группы должна составлять 5 – 10 человек. Меньшие по численности группы принимают более точные решения и испытывают наибольшую удовлетворенность работой. С увеличением размера группы усложняется общение, контроль, труднее достигается согласие, эффективность работы снижается.
Статус членов группы –члены группы, чей статус выше, оказывают большее влияние на решение группы. Поэтому для повышения эффективности деятельности группы, необходимо, чтобы решения принимались сознательно.
Система вознаграждения – оказывает существенное влияние на поведение членов группы в целом. Более эффективно работают группы, в которых при низкой взаимозависимости между членами группы допускается высокая дифференциация в оплате труда, и наоборот.
Нормы поведения – оказывают сильное влияние на человека и определяют эффективность деятельности группы:
- честность;
- добросовестное отношение к группе;
- повышение квалификации.
Личностные характеристики группы:
- способность;
- жизненный опыт;
- оказывают большое влияние на функционирование группы.
Сплоченность группы – мера тяготения друг к другу, сплоченность группы повышает производительность труда, там в группах меньше напряженности, непонимание друг друга, враждебности и недоверия. Повышению сплоченности способствуют проведение собраний, обсуждение итогов работы, выделения вклада каждого члена группы в достижение общих целей.
Формальное лидерство – это влияние через способности, умение или другие ресурсы, необходимые людям.
Лидер – это руководитель, который идет впереди, воодушевляет работников.
Лидеры сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения последователей к делу. Менеджеры работают над достижением кем-то установленных целей.
Выделяют три группы качеств присущих руководителю-лидеру:
- профессиональные;
- личные;
- деловые.
Профессиональные качества:
- компетентность в соответствующей профессии;
- общая эрудиция, глубокое знание своей и смежной деятельности;
- стремление к приобретению новых знаний;
- поиск новых форм и методов работы;
- умение планировать свою работу.
Личные качества:
- высокие моральные стандарты;
- интеллектуальные способности;
- физическое и психологическое здоровье;
- впечатляющая внешность;
- высокий уровень внутренней культуры;
- отзывчивость, благожелательность по отношению к людям;
- уверенность в себе;
- активность, энергичность;
- способность управлять собой.
Деловые качества:
- господство над другими;
- умение создать организацию и обеспечить ее деятельность;
- оперативность в решении проблем, умение выбрать главное и сконцентрироваться на нем;
- расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- оперативность в решении проблем;
- стремление к преобразованиям.
I Три стиля руководства
|
Авторитарный Демократичный
Пассивный
В наше время поставленная задача быстрее достигается при авторитарном руководстве.
Теория «Лидерство, ориентированное на работу или работников»;
- концентрация внимания лидера на работе (производстве);
- концентрация внимания на работниках.
Руководитель, сосредоточенный на работе заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.
Руководитель, сосредоточенный на человеке уделяет совершенствованию человеческих отношений, привлекает подчиненных к принятию решения, помогает решать личные проблемы, поощряет профессиональный рост.
Управленческая сетка Блейка и Моутона представляет матрицу, образованную пересечениями двух переменных лидерского поведения:
1) На горизонтальной оси – интерес к производству;
2) На вертикальной оси – интерес к работникам.
Горизонтальная ось ранжирует от 1 до 9 баллов. Вертикальная ось ранжирует по шкале 1 – 9.
На сетке выделено пять основных стилей лидерства:
1.1 – плохое (убогое) управление (мало внимания к людям и к производству, избегание ответственности и личного участия);
1.9 – людей не принуждают работать, их ошибки принимают сквозь пальцы;
5.5 – управление посередине (умеренное принятие кнута и пряника);
9.1 – управление на основе задачи (на производстве на основе использования власти и подчинения);
9.9 – управление командой (большое внимание, как к производству, так и к людям).