Динамика групп и лидерство в менеджменте

Ситуация 1: Как бы Вы описали «эффектного» менеджера? Составьте список качеств, которыми, на Ваш взгляд, должен обладать эффективный менеджер, и проранжируйте их с точки зрения важности для выполнения профессиональных задач.

Например: принципы делового человека, сформулированные предпринимателями России в 1912 году:

ü уважай власть;

ü уважай право частной собственности;

ü будь верен слову;

ü будь целеустремлённым;

ü будь честен и правдив;

ü люби и уважай человека;

ü живи по средствам.

Насколько на Ваш взгляд, Вы лично соответствуете составленному описанию? Что является Вашими достоинствами и в чём состоит Ваше несоответствие предложенной модели?

Ситуация 2:

Подготовьте и проведите имитацию делового телефонного разговора. В разговоре участвуют две стороны:

ü сотрудник отдела снабжения хлебозавода №1;

ü начальник (сотрудник) отдела сбыта мукомольного завода.

Содержание разговора определяется следующими ключевыми словами: сделка, закупка, поставка, контракт, фирма, цель, время, режим работы, цена, качество, транспорт, гарантии, справка, действия на случай непредвиденных обстоятельств.

Форма разговора: обращение, тональность разговора, лаконичность, чёткость вопросов и ответов, время (3 мин).

Цель разговора – получение необходимой и достаточной информации для последующего подписания договора о поставке.

Для выполнения задания необходимо составить список вопросов, ответы на которые должны быть получены в результате разговора.

Ситуация 3:

Существует важное дело, которое требует безотлагательного решения. Как Вы поступите в данной ситуации:

а) найдёте сотрудника, для которого это дело имеет наибольшее значение, и назначите его ответственным за исполнение;

б) поручите выполнение менее загруженному сотруднику?

Ситуация 4:

Вы поручаете выполнение задания своему подчинённому, зная, что только он в состоянии хорошо его выполнить. Но вдруг Вы узнаёте, что тот перепоручил задание другому лицу, и в результате задание к сроку не было выполнено.

Вы вызываете к себе в кабинет и говорите:……

Ситуация 5

Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчинённый не выполнил этого распоряжения, но решил проблему, используя другие средства. Вы понимаете, что его решение лучше Вашего.

Как следует поступить в этой ситуации?

Ситуация 6:

Директор одной крупной фирмы делегировал подчинённому свои функции, которые заключались в следующем: подчинённый должен был пойти на важную встречу с заказчиком и заключить очень важный договор. Директор был уверен в компетентности этого работника и его способностях, но внезапно директор узнает о том, что подчинённый переусердствовал и всё испортил.

Директор вызывает его и говорит:….

Ситуация 7:

Только что открылась новая вакансия. Она кажется вам интересной, заманчивой, хотя у Вас нет опыта такого рода деятельности. Но Вы хорошо себя зарекомендовали, друзья убеждают Вас решиться на это. Вы считаете, что Ваши способности позволяют вам занять эту должность, даже с недостаточным опытом.

Как Вы поступите?

Ситуация 8:

Новый работник Вашего отдела постоянно говорит о том, что он выполняет задание, порученное ему, намного лучше и быст­рее своего коллеги, с которым совместно работает. Но на деле оказывается, что это не так. Вы приглашаете его на беседу и го­ворите: ...

Ситуация 9:

Вы ведете отбор кандидатов на вакантную должность в Вашу фирму. При разговоре с некоторыми из них Вы выясняете, что они не имеют своей целью получение работы в Вашей фирме. Каких кандидатов Вы отберете для работы: тех, кто стремится к работе именно в Вашей фирме, или будете руководствоваться какими-либо другими критериями?

Эффективность менеджмента организации

Ситуация 1:

Выслушайте сообщения и проставьте оценку выступающим по критериям, обозначенным в табл. 1

Таблица 1

Критерии оценки речи выступающего

Основные вопросы Оценка
1. Содержательность речи                  
ü наличие главной мысли                  
ü ценность сообщаемых фактов                  
ü новизна сообщаемого                  
2. Понятность речи                  
ü логичность речи                  
ü учёт аудитории                  
ü языковая ясность                  
3. Выразительность речи                  
ü правильность ударений в словах и интонациях                  
ü богатство или бедность лексики                  
ü образность                  


Менеджмент персонала

Ситуация 1:

Приведите примеры наиболее, по вашему мнению, рациональных способов разрешения конфликтных ситуаций в следующих организациях (трудовых коллективах): журналистский коллектив, пред­приятие розничной торговли, рекламное агентство, частное охранное предприятие.

Ситуация 2:

В Ваш «дружный» коллектив приходит «новичок». Он счита­ется прекрасным специалистом и его качества соответствуют большинству наилучших качеств менеджера. С течением времени это подтверждается, но выясняется, что при выполнении срочных заданий, требующих высокой организованности и пунктуальности, качество его работы снижается. Вы приглашаете его на беседу и говорите: …

6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний. Контрольная работа по дисциплине «Теория менеджмента» состоит из следующих заданий.

Контрольная работа имеет титульный лист, план, список использованной литературы. Наименования пунктов и подпунктов работы должны соответствовать указанному плану и проставленным страницам.

Целью написания контрольной работы является овладение студентами практическими навыками изучения современных подходов в менеджменте.В качестве направления работы студентом выбирается тема, а также студент может предложить свою тему, предварительно согласовав с преподавателем.

Содержание контрольной работы предусматривает выполнение двух заданий, теоретического вопроса и теста. Тесты представлены в20 вариантах.

Выбор варианта зависит от первой буквы фамилии и конечной цифры зачетной книжки студента. Например первая буква фамилии – А, конечная цифра шифра –1: вариант задания – 1. К выполнению контрольной работы предъявляются следующие требования:

- перед решением задания должен быть указан номер варианта и приведено условие.

- работа должна содержать введение и заключение, также список используемых источников.

Рекомендуется следующая последовательность выполнения работы:

· изучение действующих нормативных документов;

· изучение специальной экономической литературы (учебников, монографий, брошюр, и т.д.), экономических журналов и газет (при этом студент вначале знакомится с новыми изданиями и лишь после этого обращается к более ранним публикациям);

· распределение материала в соответствии с планом контрольной работы;

· написание работы и ее оформление.

Таблица для определения заданий по контрольной работе

Первая буква фамилии   Задание Последняя цифра зачетной книжки
А,Б,В,Г,Д, Е,Ж,З,И,К, Л,М,Н,О, Вариант задания Номер теста                                        
П,Р,С,Т,У,Ф, Х,Ч,Ц, Ш,Щ,Э,Ю,Я Вариант задания Номер теста                    

Написание контрольной работы студентами является творческой работой, в связи, с чем студент вправе, учитывая особенности конкретной темы, раскрывать те вопросы, которые считает нужными, придерживаясь своего плана. Общий объем контрольной работы должен составлять не менее 20-25 страниц печатного текста.

Не допускается написание контрольной работы с использованием одного источника и механическим переписыванием текста. Количество цитат, приводимых в тексте, должно быть минимальным. При использовании цифровых данных, схем, таблиц необходимо давать ссылки на первоисточники.

Исключается представление контрольной работы с текстом, заимствованным из других работ, ранее выполненных студентами.

Темы контрольных работ.

1. Роль и значение менеджмента для общества.

2. Основные этапы менеджмента как науки.

3. Роль менеджера в организации.

4. Социальная эффективность управления.

5. Основные требования к личным и профессиональным качествам менеджера.

6. Роль самомотивации в обучении менеджменту.

7. Роль организации в решении общественных проблем.

8. Методы принятия управленческих решений.

9. Социальные проблемы менеджмента.

10. Экономические методы управления предприятием в современных условиях.

11. Разработка модели и количественная оценка качеств руководителя.

12. Обобщение опыта развития научной организации управленческого труда в России.

13. Обобщение опыта развития научной организации управленческого труда за рубежом.

14. Анализ факторов, влияющих на самоуправление менеджером своей карьеры.

15. Методы исследования процессов управления и затрат рабочего времени менеджера.

16. Технология текущего, среднесрочного и перспективного планирования деятельности менеджера.

17. Методы организационно- стабилизирующего воздействия на предприятии.

18. Социально-психологические методы управления организацией.

19. Личность и коллектив в современном менеджменте.

20. Планирование деятельности организации.

Тесты по вариантам

1. Основные правила деятельности предприятия, фирмы для достижения поставленных целей – это:

ОТВЕТ:

1. Законы управления.

2. Теория управления.

3. Искусство управления.

4. Принципы управления.

2. Назовите общепризнанное обобщающее определение современного офиса.

ОТВЕТ:

1. Аппарат управления.

2. Служба.

3. Услуга.

4. Место, где осуществляются деловые операции.

3. Какой вид умственного труда связан с выполнением аналитических конструктивных операций?

ОТВЕТ:

1. Эвристический.

2. Административный.

3. Операторный.

4. Административный с элементами операторного.

4. Приведенный ниже рисунок характеризует организацию – как систему:

Организация
Социально-экономическая сфера
Производственно-хозяйственная сфера
Культурно-массовая сфера
Общественно-политическая сфера
Сфера социально-личностных отношений

ОТВЕТ:

1. Социальную.

2. Организационную.

3. Технологическую.

4. Экономическую.

5. В чем наиболее полно проявляется производительная форма управленческого труда?

ОТВЕТ:

1. В непосредственном создании материальных ценностей.

2. В разработке планов и анализе их выполнения.

3. В целенаправленном воздействии на организационную деятельность фирмы.

4. В активном участии в создании материальных ценностей.

6. Выполнением какого вида умственного труда преимущественно заняты руководители?

ОТВЕТ:

1. Эвристического с элементами административного.

2. Административного.

3. Эвристического.

4. Административного с элементами операторного.

7. Какой из групп управленческих работников присуще выполнение функциональных обязанностей, связанных с определением целей организации?

ОТВЕТ:

1. Руководителям.

2. Специалистам.

3. Техническим исполнителям.

4. Специалистам и техническим исполнителям.

8. К какой группе служащих относят экономистов по труду, дизайнеров, юристов?

ОТВЕТ:

1. К руководителям.

2. К специалистам.

3. К техническим исполнителям.

4. К специалистам и техническим исполнителям.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации – это:

ОТВЕТ:

1. Текущее использование организационных связей в системе управления.

2. Поддержание стабильности связей в системе управления.

3. Общеорганизационное регламентирование в системе управления.

4. Структурное регламентирование в системе управления.

10. В чем проявляется профессиональная цель общения сотрудников организации друг с другом?

ОТВЕТ:

1. В выражении своих чувств и эмоций.

2. В оказании влияния на поведение других членов организации.

3. В получении или предоставлении информации.

4. В реализации организационных целей.

11. Представленная линией «А» эффективность стилей руководства присуща стилю:

С
А
В

ОТВЕТ:

1.Авторитарному.

2. Либеральному.

3. Демократическому.

4. Смешанному.

12. Разграничение деятельности групп работников по относительно самостоятельным сферам деятельности – это:

ОТВЕТ:

1. Функциональное разделение труда.

2. Квалифицированное разделение труда.

3. Технологическое разделение труда.

4. Делегирование полномочий.

13. Наличие в группе неформального лидера:

ОТВЕТ:

1. Всегда вредно для ее существования.

2. Всегда полезно для ее существования.

3. Зависит от влияния неформального лидера на группу.

14. Что понимается в теории и практике менеджмента под ситуацией?

ОТВЕТ:

1. Функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде.

2. Действия, каждое из которых само по себе является процессом.

3.Вся совокупность обстоятельств и условий, побуждающих и вынуждающих менеджера принимать решения и предпринимать управленские решения.

4. Это качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.

15. Что является объектом управления организации при процессном подходе к управлению?

ОТВЕТ:

1.Взаимосвязь организации с внешней средой.

2. Производительный процесс -, то ради чего функционирует организация.

3. Функции управления.

4. Организация.

16. Что являетсяопределениемтермина «управленческая революция»?

ОТВЕТ:

1. Это попытка систематизировать мировые исторические тенденции развития управления.

2. Это качественные преобразования менеджмента в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.

3.Образует особую, специфическую область человеческой деятельности.

17. Когда зародилось управление»?

ОТВЕТ:

1. В рыночном хозяйстве.

2. В первобытнообщинном обществе.

3. В доисторическом периоде.

4. 10 тыс. лет назад.

18. Что из перечисленного является обязательным признаком организации?

ОТВЕТ:

1. Наличие идентифицируемых границ.

2. Единое название, бренд.

3. Заданный правовой статус.

4. Устойчивая система отношений между субъектами.

19. Что из перечисленного, по мнению А. Файоля, является функциями управления?

ОТВЕТ:

1. Организовывать и распоряжаться.

2. Предсказывать и планировать.

3. Координировать и контролировать.

4. Верно все перечисленное.

20. В каком из перечисленных аспектов менеджмент рассматривается в виде серии непрерывных взаимосвязанных действий?

ОТВЕТ:

1. Менеджмент как процесс.

2. Менеджмент как функция.

3. Менеджмент – это аппарат управления.

4. Менеджмент как наука и искусство управления.

При выполнении работы на ПК предъявляются следующие требования к оформлению:

Шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5. Размер листа: формат А4, размер полей: 2,0; 2,0- сверху и снизу; 3,0- слева; 1,0- справа, абзацный отступ – 1,25.

Минимальное количество источников литературы для контрольной работы 5-7.

По результату проверки контрольной работы студент допускается или не допускается к собеседованию. В случае не допуска контрольная работа возвращается студенту для доработки или написания новой работы. Если контрольная работа повторно не допускается к защите, то рецензент докладывает на заседании кафедры, где принимается решение об отказе или предоставлении возможности написания другой контрольной работы по новой теме.

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность менеджмента

2. Научные подходы к менеджменту.

3. Закономерности менеджмента

4. Принципы, функции и методы менеджмента

5. Характерные черты и стадии менеджмента

6. Внутренняя среда организации

7. Исследование внешней среды организации

8. Характеристика среды прямого воздействия

9. Характеристика среды косвенного воздействия

10. Коммуникационный менеджмент.

11. Система информационных коммуникаций.

12. Моделирование ситуаций и разработка решений

13. Целеполагание и оценка ситуаций.

14. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

15. Методы обоснования бизнес-планов предприятий и их мониторинг

16. Организационные отношения в системе менеджмента

17. Формы организации системы менеджмента

18. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Контроллинг

19. Роль контроллинга в управлении предприятием.

20. Личность менеджера.

21. Лидерство: и стиль управления.

22. Руководство: власть и партнерство.

23. Корпоративная культура и организационное поведение.

24. Экономика и социология управления персоналом.

25. Формирование человеческого капитала.

26. Профессионализация менеджмента.

27. Конфликтность в менеджменте.

28. Эффективность управления.

29. Факторы эффективности менеджмента.

30. Инновационный потенциал менеджмента.

31. Американская модель управления.

32. Японская модель управления.

33. Европейская модель управления.

34. Развитие теории и практики управления менеджмента в странах Запада.

35. Особенности российского менеджмента.

36. Развитие управленческих идей в России.

37. Пути борьбы с бюрократией и совершенствование системы управления современной фирмой.

38. «Теория рациональной бюрократии» М.Вебера.

39. Мотивация деятельности в менеджменте

40. Мотивы в общей системе потребностей, интересов и стимулов.

41. Материальное стимулирование в трудовых коллективах.

42. Профессиональный и корпоративный имидж (образ) менеджера.

43. Практика менеджмента Питера Ф. Друкера.

44. Использование принципов управления Г.Фордом в деятельности предприятия.

45. Язык телодвижений.

46. Внешний вид и имидж менеджера.

47. Распространение слухов в организации.

48. Методы организации творческого процесса в форме мозговой атаки.

49. Виды менеджмента и его роль в развитии предпринимательской деятельности.

50. Маркетинговая разведка и промышленный шпионаж.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Основная литература

Теория менеджмента [Электронный ресурс] : учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова ; Фин. ун-т при Правительстве РФ. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 299 с. : ил., табл. - Режим доступа:http://e.lanbook.com/view/book/61046/. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС Лань: требуется авторизация пользователя. - Библиогр.: с. 296-299. - ISBN 978-5-394-02404-7 : 433.00 р. Рец. Федер. ин-та развития образования № 042 от 3 февр. 2014 г.

Менеджмент [Текст] : учебное пособие [для вузов : Гриф УМО] / А. Г. Фаррахов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 349 с. : ил., табл. - (Учебное пособие) (Стандарт третьего поколения). - Библиогр.: с. 347-349. - ISBN 978-5-496-00775-7 (в пер.) : 398.40 р.

Менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / Е. Л. Маслова. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Дашков и К°, 2015. - 332 с. : ил., табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/61047/. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС Лань: требуется авторизация пользователя. - Библиогр.: с. 329-332. - ISBN 978-5-394-02414-6 : 433.00 р.

Менеджмент [Текст] : учебник для академического бакалавриата по экономическим направлениям и специальностям [Гриф УМО] / [Ю. В. Кузнецов и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова ; С.-Петерб. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2015. - 447, [1] с. : рис., табл. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр. в подстроч. ссылках, с. 443-445. - ISBN 978-5-9916-4980-3 (в пер.) : 726.99 р.

б) дополнительная литература:

1. Афоничкин А.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. 528 с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2009. 125 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2008. 669 с.

4. Друкер П.Ф. Менеджмент. М.: Вильямс, 2010. 699с.

5. История менеджмента: Учебное пособие. Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2010. 240с.

6. Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2001. 269с.

7. Кисляков Г.В.Менеджмент: основные термины и понятия : словарь / Г. В. Кисляков, Н. А. Кислякова. М. : Высшая школа, 2009. 264 с.

8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебник / А.И. Кравченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

9. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ / Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. М.: Юнити, 2006. 335с.

10. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Вильямс, 2007.

11. Петросян А.Э. Менеджмент: идеи, задачи, тесты. М.: Феникс, 572 с.

12. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 298 с.

13. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. М.: ИНФРА-М, 2008.

14. Практический менеджмент. Под ред. Э.М. Короткова. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 330с.

15. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие. 2-е издание. М.:ЮНИТИ, 2009. 199 с.

16. Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: практикум. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 128 с.

17. Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. М.: Финансы и статистика, 2009. 383 с.

18. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. И. Шокина ; под ред. М. А. Федотовой ; Фин. акад. при Правительстве РФ. М. : КноРус, 2009. 344 с. :

19. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. М. 1999. 342 с.

Наши рекомендации