Вопрос 1 «Методологические основы менеджмента»
Принципы менеджмента– основные, наиболее значимые правила управления. В принципах обобщены познанный законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления.
Принципы объективны, они вытекают из самой сущности общества, уровня развития его производительных сил, национальной культуры и т.п.
Факторы, определяющие принципы управления, обусловили существование разных моделей управления организацией (например, японской, американской, российской и других моделей менеджмента). Специфика менеджмента Росси обусловлена не только национальной культурой и менталитетом, но и рядом других факторов.
Принципы менеджмента, представляя собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.
Термин «принципы управления» впервые ввел Ф.Тейлор в работе «Принципы научного управления». Несколько позже А.Файоль сформулировал 14 принципов научного управления. Они внесли существенный вклад в теорию и практику менеджмента и многие из них не потеряли своего значения и в настоящее время, хотя с тех пор прошло почти столетие. Позже на основе обобщения практики управления в конце ХХ в. Учеными выработаны и другие принципы управления, среди которых наиболее значимыми являются:
- принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода к управлению;
- принцип компетентности, обусловливающий необходимость знания менеджером системы управления;
- принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней высшим;
- принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Наряду с общими принципами управления выделяют частные принципы, соблюдение которых помогает регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации.
Метод управления – способ воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей.
Обычно выделяют три группы методов управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
Экономические методы управления – совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития объекта управления.
Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления.
Основу экономических методов управления составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого работника в результатах своего труда.
Одним из важнейших экономических методов управления является внутрифирменный (внутрипроизводственный) расчет.
Внутрифирменный расчет – метод хозяйствования в фирмах, имеющих децентрализованную структуру управления и развитые хозяйственные отношения между отдельными подразделениями.
Сущность внутрифирменного расчета:
- за коллективом подразделения закрепляются необходимые средства производства;
- каждому коллективу подразделения предоставляется определенная самостоятельность в осуществлении своей деятельности;
- устанавливаются внутренние расчетные цены;
- систематически подводятся итоги хозяйственной деятельности каждого подразделения;
- устанавливается материальное поощрение и материальная ответственность подразделений за результаты своей деятельности.
Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда.
Существует две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и определяется обычно фиксированной величиной виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а в коммерческих организациях оговаривается при заключении контракта при найме на работу.
При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.
Повременная оплата труда применяется в отношении руководителей, специалистов и служащих, а также тех рабочих, результаты деятельности которых не поддаются точному расчету и измерению.
Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты деятельности которых легко измеримы, а их рост необходимо стимулировать.
Организационно-распорядительные методы –способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти.
Организационно-распорядительные методы базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей (менеджеров) вышестоящим, дисциплинированной ответственности, на принципе единоличия. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена управления.
Организационно-распорядительные методы делятся на две группы: организационные и распорядительные.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации. С помощью этих методов организации проектируется, учреждается; ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями. Эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.
В противоположность организационным, распорядительные методы активны, ибо на их основе происходит вмешательство в саму деятельность.
На практике распорядительные методы реализуются в виде приказов, указаний, поручений и советов.
Недостатки распорядительных методов: ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост; поощряют исполнительность, анне инициативу.