Раздел 1. основы научного менеджмента. стратегия управления
Тема 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУКА ОБ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.
СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Историческое развитие понятия «менеджмент». Современное определение. Подходы к определению менеджмента как: а) вида деятельности; б) социального слоя; в) направления научной мысли.
Соотношение понятий бизнес и менеджмент, бизнесмен и менеджер. Характеристика традиционного подхода к управлению в закрытых системах и современный менеджмент открытых экономических систем. Отличие хозяйственного управления в условиях плановой экономики и менеджмента в условиях свободной рыночной экономики.
Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДВИЖЕНИЕ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА (Ф.ТЕЙЛОР, Ф. и Л. ГИЛЛБЕРТЫ)
Основные положения школы научного менеджмента – стандартизация, рационализация, повышение производительности труда. Разработка методов хронометража. Вклад Ф.Тейлора, Ф. и Л. Гиллбертов в разработку основных принципов менеджмента.
Тема 3. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (А.ФАЙОЛЬ, Г.ЭМЕРСОН)
Основные положения теории административного управления А.Файоля. Характеристика основных видов деятельности предприятия – техническая, коммерческая, финансовая, административная. Четырнадцать принципов административного управления. Функции менеджмента. Вклад Г.Эмерсона в развитие административной школы – 12 принципов производительности.
Тема 4. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (Э.МЭЙО, Ч.БЕРНАРД)
Исследование поведения людей в организации. Хоторнские эксперименты Э.Мэйо. Межличностные отношения как фактор роста эффективности труда и потенциала работников. Концепция «социальной ответственности» Ч.Бернарда.
Тема 5. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Процесс осуществления функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Краткая характеристика каждой из функций. Связующие процессы в осуществлении функций менеджмента: принятие решений и коммуникации. Методы менеджмента – организационные методы, административные методы, экономические методы, социально-психологические методы. Методология процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте.
Тема 6. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Соотношение понятий «мотивы» и «стимулы». Виды мотивов и виды стимулов. Мотивационная сфера работника. Потребности и интересы как база возникновения мотивов и стимулов. Характеристика процессов мотивации и стимулирования. Внутренняя мотивация и внешнее стимулирование как механизмы эффективного менеджмента. Актуальные направления развития мотивации и стимулирования в российском менеджменте.
Тема 7. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: «ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ» А.МАСЛОУ
Сущность содержательных теорий мотивации. Пять уровней пирамиды потребностей А.Маслоу (физиологические потребности, потребности безопасности, социальные потребности, потребности уважения и самоуважения, потребности самоактуализации). Применимость концепции А. Маслоу в современном менеджменте.
Тема 8. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: «ТЕОРИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ, СВЯЗИ И РОСТА» К.АЛЬДЕРФЕРА,
Сущность содержательных теорий мотивации. Содержание потребностей существования, связи и роста. Отличие теории К.Альдерфера от теории «Иерархия потребностей» А.Маслоу.
Тема 9. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ: «ТЕОРИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ» Д.МАККЛЕЛАНДА
Сущность содержательных теорий мотивации. Врожденные потребности (потребности достижения, потребности соучастия) и приобретенные потребности (потребность властвования) по МакКлеланду.
Тема 10. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ: «ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ» В.ВРУМА, МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА
Отличие процессуальных теорий мотивации от содержательных теорий. Мотивация трудовой деятельности как непрерывный процесс. Формула мотивации в теории ожидания В.Врума. Основные составляющие модели мотивации Портера-Лоулера (усилия, результат, вознаграждение, удовлетворенность) и вспомогательные факторы.
Тема 11. ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Определение феномена власти. Формы власти. Власть как фактор функционирования менеджмента организации. Дистанция власти – характеристика менеджмента организации. Руководство и лидерство в деятельности менеджера. Лидерство как социально-психологическое явление. Типология лидеров.